Занятие 2. Драматургия Н.В.Гоголя

Основные проблемы:

Место драматургии в творчестве Н.В.Гоголя. Художественное своеобразие пьесы «Женитьба». Творческая история и сценическая судьба комедии «Ревизор». «Игроки»:система образов пьесы.

Темы сообщений:

Комедия Гоголя «Ревизор» (1836), своеобразие конфликта, развития действия, развязки, выразительность характеров.

Образ Хлестакова.

Смысл немой сцены. Истолкование комедии автором.

Смысл развязки и эпиграфа комедии Гоголя “Ревизор”.

Литература для подготовки:

Основная

Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С.408 – 444.

Дополнительная

Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М., 1976.

Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»: Комментарий. – Л., 1971.

Гоголь Н.В. Энциклопедия / Соколов Б.В. – М., 2007.

Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М., 1966.

Занятие 3,4. Поэма «Мертвые души» (1835-1841).

Основные проблемы:

История создания поэмы, особенности сюжета и жанра, масштаб замысла. Сатира и лирика в книге Гоголя, роль лирических отступлений. Понятие «пошлость» в художественном мире писателя. Тема «мертвых душ» в поэме, ее конкретный и обобщенно-этический, символический смысл. Ряд законченных, «вечных» человеческих типов, приемы создания характеров. Идея нравственного воскрешения, духовного восстановления человека. Лирическая тема России, диалог автора с отечеством; символический мотив дороги. Полемика вокруг «Мертвых душ».

Темы сообщений:

Творческая история поэмы «Мертвые души»

Жанровое своеобразие произведения

Приемы изображения помещиков и чиновников в поэме Гоголя.

Образ Чичикова.

Роль лирических отступлений в поэме

Гоголь после 1842 года, духовные искания писателя, судьба второго тома поэмы «Мертвые души».

Практические задания:

Объясните смысл названия поэмы Гоголя «Мертвые души».

Прокомментируйте приемы создания «вечных» человеческих типов в поэме.

Как прозвучала в тексте 6 главы поэмы (главы о Плюшкине) гоголевская идея воскрешения, духовного восстановления человека? Какова, по убеждению Гоголя, причина духовной смерти современного человека?

Раскройте значение лирических отступлений в поэме «Мертвые души», смысл диалога Гоголя с отечеством..

Литература для подготовки

Основная

Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С. 444 – 475.

Дополнительная

Бахтин М.М. Рабле и Гоголь. Искусство слова и народная смеховая культура // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Белый А. Мастерство Гоголя. – М.-Л., 1934.

Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа. Этюды о стиле Гоголя / Виноградов В.В. Избр. труды: Поэтика русской литературы. – М., 1976.

Войтоловская Э.Л., Степанов А.Н. Н.В. Гоголь: Семинарий. – Л., 1962.

Воропаев В. «Духом схимник сокрушенный…» – М., 1994.

ГиппиусВ.В. Гоголь. – Л., 1924.

Гиппиус В.В. Творческий путь Гоголя // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М.–Л., 1966.

Гоголь и мировая литература. – М., 1988.

Гоголь и русская литература XIX века. – Л., 1989.

Гоголь Н.В.: История и современность. – М., 1985.

Гоголь Н.В. Энциклопедия / Соколов Б.В. – М., 2007.

Гуковский Г А. Реализм Гоголя. – М., 1959.

Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.

Зеньковский В. Гоголь. – М., 1997.

Золотусский И. Гоголь. – М., 1984.

Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. – Л., 1985.

Манн Ю.В. Гоголь. Завершение пути: 1845 – 1852. – М., 2009.

Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809 – 1845. – М., 2004.

Манн Ю.В. В поисках живой души. – М., 1984.

Манн Ю.В. «Сквозь видный миру смех…»: Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835. – М., 1994.

Машинский С.А. Художественный мир Гоголя. – М., 1971.

Мочульский К. Духовный путь Гоголя // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995.

Набоков В.Н. Николай Гоголь // Набоков Н. Собр. соч. американского периода в пяти томах. – СПб., 1999. – Т. 1.

Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – Л., 1987.

Тамарченко Д.Е. «Мертвые души» // История русского романа. – М.-Л., 1962.

Творчество Н.В. Гоголя: истоки, поэтика, контекст. – СПб., 1997.

Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.

5.2. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Содержание самостоятельной работы студентов

Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
Литературный процесс первой трети XIX века. Русский романтизм. Работа с источниками, анализ литературы по теме Проверочная работа
Биография и творчество В.А.Жуковского Подготовка к семинару по плану. Работа с источниками Оценка устных и письменных заданий по плану семинара
Биография и творчество К.Н.Батюшкова Подготовка к семинару по плану. Работа с источниками Оценка устных и письменных заданий по плану семинара
Творчество И.А.Крылова Историко-литературный анализ одной из басен Проверка письменной работы
Личность А.С.Грибоедова и комедия «Горе от ума» Подготовка к семинарам по плану. Работа с источниками Оценка устных и письменных заданий по плану семинара
А.С.Пушкин Подготовка к семинарам по плану. Работа с источниками. Текстологический анализ фрагмента романа «Евгений Онегин». Анализ проблемного вопроса. Написание эссе (тема по выбору студента) Оценка устных и письменных заданий по плану семинара. Ответ на проблемный вопрос. Проверка эссе.
Поэты пушкинского круга Анализ и интерпретация стихотворения одного из авторов. Проверка письменной работы
М.Ю.Лермонтов Подготовка к семинарам по плану. Работа с источниками. Оценка устных и письменных заданий по плану семинара
Н.В.Гоголь Подготовка к семинарам по плану. Работа с источниками. Оценка устных и письменных заданий по плану семинара


Название раздела, темы Рекомендации Время выполнения Форма контроля
Литературный процесс первой трети XIX века. Русский романтизм. Прочитать раздел учебника «Литературный процесс первой четверти века». Сопоставить содержание учебника с конспектом лекции, внести дополнения в конспект по вопросам: 1. Основные журналы, альманахи и литературные объединения начала столетия. 2. А.С.Шишков и Н.М.Карамзин о русском языке и развитии литературы. 3. Предромантизм в поэзии, прозе и драматургии. 4. «История Государства Российского» Н.М.Карамзина как факт литературы и общественной мысли. 5. Просветительские идеи в творчестве литераторов-декабристов. 6. Романтизм Катенина 1810-х годов «под славянским знаменем». 7. «Думы» и поэмы К.Ф.Рылеева, особенности романтического историзма. 8. Общественная и литературная атмосфера в России конца 1820-х и в 1830-е годы.   Проверочная работа
Биография и творчество В.А.Жуковского Подготовка к семинару по плану. Прочитайте раздел учебника «Василий Андреевич Жуковский». Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выпишите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Проанализируйте предложенные стихотворения и баллады. Выберите примеры к подготовленной теме. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. Оценка устных и письменных заданий по плану семинара
Биография и творчество К.Н.Батюшкова Подготовка к семинару по плану. Прочитайте раздел учебника «Константин Николаевич Батюшков». Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выпишите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Проанализируйте предложенные стихотворения и баллады. Выберите примеры к подготовленной теме. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. Оценка устных и письменных заданий по плану семинара
Творчество И.А.Крылова Подготовьте историко-литературный комментарий к одной из басен И.А.Крылова. Изучите литературоведческие источники. Покажите, какие события отразились в данной басне, какие исторические лица выведены в её персонажах. Объясните, почему Крылов высмеивает их действия, поступки? Раскройте художественные приемы, при помощи которых достигается комический или сатирический эффект в басне.   Проверка письменной работы
Личность А.С.Грибоедова и комедия «Горе от ума» Подготовка к семинару по плану. Прочитайте раздел учебника «Александр Сергеевич Грибоедов». Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выпишите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Перечитайте комедию «Горе от ума». Выберите примеры к подготовленной теме. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. Подготовьте выразительное чтение выбранных фрагментов пьесы (можно в группах, по ролям). Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. Оценка устных и письменных заданий по плану семинара
А.С.Пушкин Подготовка к семинару по обычному плану. Работа с источниками.   Продумайте ответ на проблемный вопрос: дайте определение понятию «направление» («школа») в литературе. Покажите, какие авторы 18-19 века имели последователей, эпигонов. Объясните, почему в литературоведении используется понятие «гоголевское направление», но не используется «пушкинское направление» («пушкинская школа»). Обсудите ваши размышления в группах. Скорректируйте суждения. Напишите контрольную работу.   Выполните текстологический анализ фрагмента романа «Евгений Онегин». Сопоставьте разные редакции и варианты текста. Сопоставьте черновые наброски с окончательным текстом фрагмента. Обратитесь к научному комментарию и работам исследователей. Объясните, чем вызваны пропуски в строфах фрагмента. Покажите, какова логика доработки поэтом данного эпизода романа.   Написание эссе (тема по выбору студента)   Оценка устных и письменных заданий по плану семинара. Ответ на проблемный вопрос. Проверка эссе.
Поэты пушкинского круга Выберите одно из предложенных для анализа стихотворений. Подробно изучите материал о творчестве автора. Проанализируйте стихотворение. Покажите его место в творчестве поэта. Раскройте связь с литературным контекстом эпохи.   Проверка письменной работы
М.Ю.Лермонтов Подготовка к семинару по плану. Прочитайте раздел учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выпишите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Проанализируйте предложенные стихотворения. Выберите примеры к подготовленной теме. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. Оценка устных и письменных заданий по плану семинара
Н.В.Гоголь Подготовка к семинару по плану. Работа с источниками. Прочитайте раздел учебника «Николай Васильевич Гоголь». Отметьте наиболее важные положения, относящиеся к проблематике семинара. Выберите одну из предложенных тем сообщений для подробной проработки. Выберите из предложенных научных источников основные тезисы по данной теме. Систематизируйте и запишите их. Проанализируйте письменно одну из повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Выберите примеры к подготовленной теме из прочитанных произведений. Запишите в тетради план или конспект вашего выступления. *Напишите рецензию на одну из известных вам сценических или кинематографических интерпретаций комедии «Ревизор». Укажите, какими из предложенных (или подобранных самостоятельно) источников вы пользовались. Оценка устных и письменных заданий по плану семинара

5.3. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Литература.

а) основная

Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007.

История русской литературы XIX века 1800-1830-е годы. В двух частях /

Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001.

б)дополнительная

Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В двух частях. – М., 1996.

Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. – М., 1989-2009. – Т..1 – 5 (издание продолжается).

Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

Онегинская энциклопедия / под ред. Н.И.Михайловой. Т. I – 2.– М., 1999-2001.

Пушкинская энциклопедия. Произведения. Вып.1. СПб, 2009; в электронном варианте -

http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=0yek1EAdhCc%3d&tabid=2018

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. – Л., 1988.

Анализ одного стихотворения / Под ред. В.Е. Холшевникова. – Л., 1985.

Афанасьев В. «Свободной музы приношенье». Литературные портреты, статьи. – М., 1988.

Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература (первая половина XIX века). – Воронеж, 1977.

Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». – СПб., 1994.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

Гинзбург Л. О лирике. – Л., 1974.

Гинзбург Лидия. О психологической прозе. – Л., 1971.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.

Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. – Л., 1982.

Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер: XVIII – первая треть XIX в. – Л., 1978.

История романтизма в русской литературе ( 1790-1825). – М., 1979.

История русской поэзии. – Л., 1968. – Т.1.

Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. Развитие стиля и жанра. – М., 1978.

Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе: конец XVIII – первая треть XIX в. – Л., 1980.

Литературные салоны и кружки. Перв. пол. XIX века / Под ред. Н.Л. Бродского. – М., 2001.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства

( XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.

Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995.

Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. – М.– Л., 1959.

Отечественная война 1812 года и русская литература XIX века / Под ред. В.Ю. Троицкого. – М., 1998.

Проблемы романтизма / Сост. У.Р. Фохт. – М., 1967.

Проблемы романтизма / Сост. А.М. Гуревич. – М., 1971.

Русская литература XVIII – начала XIX в. в общественно-культурном контексте /

Под ред. А.М. Панченко. – Л., 1983.

Русский романтизм. – Л., 1978.

Сахаров В. Под сенью дружных муз. О русских писателях-романтиках. – М., 1984.

Фризман Л.Г. Парадокс Катенина // Катенин П.А. Размышления и разборы. – М., 1981.

Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. – М., 1987.

Эпштейн М.Н. “Природа, мир, тайник вселенной...” Система пейзажных образов в русской литературе. – М., 1990.

Якобсон Р. Работы по поэтике. – М., 1987.

Жуковский

Аверинцев С.С. Размышления над переводами Жуковского // Зарубежная поэзия в переводах Жуковского. – М., 1985. – Т. 2.

Бессараб М.Я. Жуковский. Книга о великом русском поэте. – М., 1975.

Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. – М., 1999.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1995.

Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

Зайцев Б.К. Жуковский // Зайцев Б. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. – М., 1994.

Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л., 1989.

Канунова Ф., Янушкевич А. Своеобразие романтической эстетики и критики В.А. Жуковского // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985.

Прозоров Ю. Литературно – критическое творчество В.А. Жуковского // Жуковский – критик. – М., 1985.

Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.

Шаталов С.Е. Жуковский. Жизнь и творческий путь. – М., 1983.

Янушкевич А.С. В.А. Жуковский. Семинарий. – М., 1988.

Батюшков

Альми И.Л. Стихотворение «Тень друга» в контексте элегической поэзии К.Н. Батюшкова // Альми И.Л. О поэзии и прозе. – СПб., 2002.

Венок поэту. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова / Под ред. В.В. Гуры. – Вологда, 1989.

Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н. Батюшков. Н.И. Гнедич. – М., 1987.

Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. – М., 1987.

Кошелев В.А.«Наука из жизни стихотворца» //Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. – М., 1985.

Озеров Л. Константин Николаевич Батюшков // Батюшков К.Н. Сочинения. – М., 1955.

Семенко И.М. Батюшков и его «Опыты» // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. – М., 1977.

Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971.

Крылов

Архипов В. И.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974.

Выготский Л.С. Анализ басни. «Тонкий яд». Синтез // Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985.

Коровин В. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. – М., 1996.

Серман И.З. Крылов-баснописец // И.А. Крылов. Проблемы творчества. – Л., 1975.

Грибоедов

А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. – Л., 1977.

Билинкис Я.С. Драматургия А.С.Грибоедова // Грибоедов А.С.«Горе от ума». Комедии. Драматические сцены. – Л., 1987.

«Век нынешний и век минувший…» Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002.

Лебедев А.А. Грибоедов: факты и гипотезы. – М., 1980.

Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. – Л., 1988.

Медведева И. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974.

Медведева И.Н. Творчество Грибоедова // Грибоедов А.С. Сочинения в стихах. – Л., 1967.

Мещеряков В.П. Грибоедов: Лит. окружение и восприятие (XIX –нач.XX в.). – Л., 1983.

Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. – М., 1977.

Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.

Проблемы творчества А.С. Грибоедова / Под ред. С.А. Фомичева. – Смоленск, 1994.

Степанов Л.А. Драматургия Грибоедова // История русской драматургии: XVII-первая половина XIX века. – Л., 1982.

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской». К 200-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. – СПб., 1995.

Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983.

Пушкин

Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. – Л., 1987.

Анненков П.В. Материалы для биографии Пушкина. – М., 1984.

Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск, 1998.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). – М.-Л., 1950.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). – М., 1967.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М., 1974.

Бродский Н.Л. Евгений Онегин. Роман А.С. Пушкина. – М., 1937.

Быт пушкинского Петербурга. – СПб, 2003.

Вацуро В.Э. Лицейское творчество Пушкина.// Пушкин А.С. Стихотворения лицейских лет. 1813-1817. – СПб., 1994.

Вересаев В.В. Пушкин в жизни. – М., 1992.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1999.

Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. – Л., 1974.

Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. – М.– Л., 1953.

Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. – М.– Л., 1962.

Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. – Горький, 1985.

Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. – Нижний Новгород, 1994.

Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками: Переписка. Воспоминания. Дневники / Под ред. В.В.Кунина. – М., 1987. – Т.1-2.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.

Краснов Г.В. Болдинские страницы. – Горький, 1984.

Летопись жизни и творчества А. Пушкина / Сост. М.А. Цявловский, Н.А. Тархова;

науч. ред.Я.Л. Левкович. – М., 1999. – Т.1-4.

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. – Л., 1981.

Лотман Ю.М. Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л., 1980.

Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). – Л., 1974.

Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы ( 1833-1836). – Л., 1982.

Мейлах Б.С. Пушкин и его эпоха. – М., 1958.

Мейлах Б. Талисман. Книга о Пушкине. – М., 1975.

Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – СПб., 1998.

Набоков В. Пушкин, или Правда и правдоподобие // Набоков В. Собр. соч. американского периода в пяти томах. – СПб., 1999. – Т. 1.

Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. – М., 1999.

Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М., 1987.

Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. – Л., 1987.

Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.

Пушкин и мировая литература (Пушкин: Исследования и материалы. Т.18-19). – СПб, 2004.

Пушкин. Письма /Под ред. Б.Л. Модзалевского, Л.Б. Модзалевского. – М.,1989-1999. – Т.1-3.

Скатов Н.Н. Русский гений. – М., 1987.

Сквозников В.Д. Пушкин. Историческая мысль поэта. – М., 1999.

Слонимский А. Мастерство Пушкина. – М., 1959.

Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов / Под ред. Н.В. Измайлова. – Л., 1974.

Томашевский Б.В. Пушкин. – М., 1990. – Кн. 1-2.

Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. – Л., 1960.

Турбин В.Н. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – М., 1996.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1968.

Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина. – М., 2000. – Т. 1-2.

Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986.

Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. – М., 1980.

Фризман Л. Семинарий по Пушкину. – Харьков, 1995.

Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. – Л., 1975.

Поэты пушкинской поры

Альми И.Л. Элегии Е.А. Баратынского 1819-1824 годов // Альми И.Л. О поэзии и прозе. – СПб., 2002.

Бочаров С. Е.А. Баратынский // Баратынский Е.А. Стихотворения. – М., 1986.

Бухмейер К.К. Н.М. Языков // Языков Н.М. Полное собрание стихотворений. – Л., 1964.

Вацуро В. Антон Дельвиг – литератор // Дельвиг А.А. Сочинения. – Л., 1986.

Вацуро В.Э. Денис Давыдов – поэт // Давыдов Д. Стихотворения. – Л., 1984.

Гиллельсон М.И. Вяземский. Жизнь и творчество. – Л., 1969.

Гинзбург Л.Я. П.А. Вяземский // Вяземский П.А. Стихотворения. – М. – Л., 1962.

Гинзбург Л. Вяземский и его записная книжка // Гинзбург Л. О старом и новом. – Л., 1982.

Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.

Друзья Пушкина. Переписка, воспоминания, дневники. – М.,1985.

Исакович И.В. А.А. Дельвиг // Дельвиг А.А. Стихотворения. – М. – Л., 1963.

Коровин В.И. Позты пушкинской поры. – М., 1980.

Купреянова Е.Н. Баратынский // Баратынский Е.А. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1957.

Маймин Е.А. Русская философская поэзия. – М., 1976.

Нечаева В.С. Записные книжки П.А. Вяземского // Вяземский П.А. Записные книжки (1813-1848). – М., 1963.

Орлов Вл. Пути и судьбы. – Л., 1971.

Перельмутер В. «Звезда разрозненной плеяды!..» Жизнь поэта Вяземского, прочитанная в его стихах и прозе, а также в записках и письмах его современников и друзей. – М., 1993.

Пигарев К. Е.А. Баратынский.// Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. – М., 1951.

Рассадин Ст. Спутники. – М., 1983.

Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. Книга о русских поэтах. – М., 1972.

Руденская М.П., Руденская С.Д. С лицейского порога. – Л., 1984.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970.

Фризман Л. Декабристы и русская литература. – М., 1988.

Языкова Е.В. Творчество Н.М. Языкова. – М., 1990.

Лермонтов

Венок М.Ю. Лермонтову. Юбилейный сб. – М. – П., 1914.

Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классич. литература. – М., 1969.

Герштейн Эмма. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». – М., 1976.

Герштейн Эмма. Судьба Лермонтова. – М., 1986.

Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. – Л., 1940.

Григорьян К.Н. Драматургия Лермонтова // История русской драматургии: XVII-первая половина XIXвека. – Л., 1982.

Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л., 1975.

Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1973.

Крупышев А.М. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». – Кострома, 1986.

Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

Литературное наследство. Т.43-44 – М.Ю. Лермонтов. – М., 1941.

Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.

Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – Л., 1964.

Мануйлов В.А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. – Л., 1975.

Марченко Алла. С подорожной по казенной надобности. Лермонтов: Роман в документах и письмах. – М., 1984.

Мережковский Д. Ночное светило // Лермонтов М. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. – М., 1997.

Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. – М., 1957.

Набоков В. Предисловие к «Герою нашего времени» // Набоков В. Собр. соч. американского периода в пяти томах. – СПб., 1999. – Т. 1.

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М. – Л., 1961.

Эйхенбаум Б. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б. О прозе. – Л., 1969.

Гоголь

Бахтин М.М. Рабле и Гоголь. Искусство слова и народная смеховая культура // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Белый А. Мастерство Гоголя. – М.-Л., 1934.

Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа. Этюды о стиле Гоголя / Виноградов В.В. Избр. труды: Поэтика русской литературы. – М., 1976.

Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М., 1976.

Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»: Комментарий. – Л., 1971.

Войтоловская Э.Л., Степанов А.Н. Н.В. Гоголь: Семинарий. – Л., 1962.

Воропаев В. «Духом схимник сокрушенный…» – М., 1994.

ГиппиусВ.В. Гоголь. – Л., 1924.

Гиппиус В.В. Творческий путь Гоголя // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М.–Л., 1966.

Гоголь и мировая литература. – М., 1988.

Гоголь и русская литература XIX века. – Л., 1989.

Гоголь Н.В.: История и современность. – М., 1985.

Гоголь Н.В.Энциклопедия / Соколов Б.В. – М., 2007.

Гуковский Г А. Реализм Гоголя. – М., 1959.

Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.

Зеньковский В. Гоголь. – М., 1997.

Золотусский И. Гоголь. – М., 1984.

Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. – Л., 1985.

Манн Ю.В. Гоголь. Завершение пути: 1845 – 1852. – М., 2009.

Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809 – 1845. – М., 2004.

Манн Ю.В. В поисках живой души. – М., 1984.

Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М., 1966.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978

Манн Ю.В. «Сквозь видный миру смех…»: Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835. – М., 1994.

Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. – М., 1979.

Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. – Л., 1989.

Машинский С.А. Художественный мир Гоголя. – М., 1971.

Мочульский К. Духовный путь Гоголя // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995.

Набоков В.Н. Николай Гоголь // Набоков Н. Собр. соч. американского периода в пяти томах. – СПб., 1999. – Т. 1.

Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – Л., 1987.

Степанов Н.Л. Романтический мир Гоголя // История русского романтизма. – М., 1973.

Тамарченко Д.Е. «Мертвые души» // История русского романа. – М.-Л., 1962.

Творчество Н.В. Гоголя: истоки, поэтика, контекст. – СПб., 1997.

Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.

Шамбинаго С.К. Трилогия романтизма (Н.В. Гоголь). – М., 1911.

5.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Интернет-ресурсы:

Пушкинская энциклопедия в электронном варианте

http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=0yek1EAdhCc%3d&tabid=2018

Электронные публикацииИнститута русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10183

5.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

6. Аннотация дисциплины

Аннотация дисциплины

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел: «История русской литературы первой трети XIX века»

Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Профиль подготовки: Отечественная филология

Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом

высшего образования

Г. Кострома 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины:сформировать у студентов знания о закономерностях литературного процесса первой трети XIX века, представления о становлении русского литературного языка, об основных литературных направлениях в русской художественной словесности первой трети XIX века.

1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО

Дисциплина «История русской литературы» относится к базовой части Блока 1. («Дисциплины») образовательной программы бакалавров филологии. Раздел «История русской литературы первой трети XIX века» изучается в 3 семестре.

Для освоения дисциплины «История русской литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы» и «Устное народное творчество», «История русской литературы», разделы: «История русской литературы XI-XVII веков», «История русской литературы XVIII века».

Изучение дисциплины «История русской литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части Блока 1 и прохождения производственных практик.

1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «История русской литературы первой трети XIX века» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать: этапы и национальные особенности литературного процесса в России в первой трети XIX века; формы организации литературной жизни (литературные кружки, салоны, общества, альманахи, журналы); понимать закономерности движения литературы, ее связь с русской и европейской гражданской историей, общественной мыслью и культурой данного периода; иметь четкие представления о художественных направлениях (романтизм, реализм); важнейшие особенности художественного мира каждого автора, содержание и художественные особенности произведений; основные факты творческой биографии писателей; творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;

Уметь: анализировать произведения разных жанров и разных авторов в единстве формы и содержания, с позиции историзма, характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению; пользоваться научной и справочной литературой;

Владеть: специальной терминологией, навыками биобиблиографического поиска, включая интернет-ресурсы; приёмами историко-литературного анализа художественного текста; навыками и основными методами работы с научной и учебной литературой (составление конспектов, рефератов, эссе).

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению 45.03.01 – Филология:

- способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);

- способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1);

- способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2);

- знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемых языках; (СК-4)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах
Общая трудоемкость в часах
Аудиторные занятия в часах
Лекции
Практические (лабораторные) занятия
Самостоятельная работа в часах
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Экзамен (3 семестр)

3. Содержание дисциплины

Наши рекомендации