Обвиняемые и судьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».

В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. Таким образом, противостояние главного героя Чацкого и «фамусовской Москвы» явилось реальной проекцией происходящих в стране процессов.
Итак, в центре комедии лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой новых людей. Этих новых людей представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов». Легко понять, что такие люди в обществе скалозубов и молчалиных слывут «мечтателями опасными». Их боятся, услышав их речи, кричат «Разбой! Пожар!».
Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. Этим автор подчёркивает исключительное положение людей с новыми взглядами. «В моей комедии,-- писал Грибоедов,-- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Фигура Чацкого, получая особое место в пьесе, становится крупной, сильной.
История жизни героя намечена в комедии отдельными штрихами. Детство в доме Фамусовых (об этом рассказывает Софья в 5 явл. и сам Чацкий в 7 явл. д. I), затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург — «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу – и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Чацкий молод, ему не более 23-24 лет, а за плечами у него уже множество событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.
Он делает острые, колкие замечания о дворянском воспитании («хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»),о преклонении перед иноземным («с ранних лет привыкли верить мы, что нам от немцев нет спасенья»). Давал меткие характеристики людям («трое из бульварных лиц», «наше солнышко»), умел подчеркнуть в них то, что у честного человека должно вызывать гнев и презрение. «Сам толст, его артисты тощи»,-- говорил он об одном из московских «тузов» и его крепостном театре. Чацкий подметил ненависть светских дворян ко всему новому:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В учёный комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
За границей Чацкий «ума искал», то есть – учился. Кроме научных истин он мог там «крепко набраться новых правил». В эти годы беспокойная Европа всё ещё кипела страстями великих битв. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на Родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Теперь Чацкий «вольнее дышит и не спешит вписаться в полк шутов».
Он не богатый дворянин («душ триста-четыреста»), отказавшийся от службы. Почему же он не служит? Он сам отвечает на этот вопрос: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».
По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Он умеет от души смеяться и тонко иронизировать, красиво говорит, легко ссылается на факты истории и оперирует античными именами. Даже Софья вынуждена согласиться с тем, что Чацкий: «Остёр, умён, красноречив, / В друзьях особенно счастлив». К тому же, так привлекательна в Чацком горячая искренность в любви. Поведение Чацкого до конца естественно, образ его правдив и динамичен.
Но каковы же они, его противники?
Его противники – это «свет», высшее московское дворянство. Это «тузы»,как они гордо себя зовут, богатые и знатные вельможи. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданкого долга. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она: «Балы даёт нельзя богаче».
Рисуя себе идеал человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит:
Он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.
Богатство для них – главное:
Будь плохонький, но если наберётся
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
К людям беднее себя они относятся с презрением. Вспомним, как меняется отношение княгини Тугоуховской к Чацкому, когда она узнаёт, что он сравнительно беден (д. III, явл. 7). Вот она послала своего мужа познакомиться с молодым человеком: вдруг она сумеет найти в нём жениха для одной из своих шести дочерей? Но когда узнаёт о том, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, мигом зовёт мужа обратно.
Московские дворяне – это круг тесно связанных между собою людей. Связи помогают им вершить дела, получать должности. Здесь выручают, но только «родного человечка». Продвигаются же здесь по службе лишь для того, чтобы: «И награжденья брать и весело пожить».
Это, пожалуй, краткая характеристика противостоящих Чацкому и таким как он сил. Но в комедии достаточно подробно раскрываются несколько образов, каждый из которых обличает собой одну из черт описанного выше московского общества.
Добродушный и хлебосольный Фамусов, каким он может показаться в беседе со Скалозубом в начале пьесы, груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен. Он заигрывает с молоденькой служанкой, хотя хвастается своим «монашеским поведением». Он навязывает Скалозубу свою дочь самым откровенным образом:
Дай бог здоровья вам
И генеральский чин; а там
Зачем докладывать бы дальше
Речь завести о генеральше?
А Фамусов в IV действии! Как он вершит суд и расправу, как распоряжается судьбами своих слуг! При разговоре со Скалозубом, он и слова подбирает мягкие, льстивые: «дорогой», «батюшка», «любезный человек». А в IV действии? «Чурбан», «тетеря», «не финти», «за святцами зевать».
Вот его понимание того, как следует ценить знакомства, родню: «…Я перед роднёй, где встретится, ползком; / Сыщу её на дне морском».
Может быть, Фамусов – хороший управляющий в казённом месте? Нет. Молчалин несёт на подпись деловые бумаги: в них есть противоречие и «многое не дельно». А Фамусов?
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
И вместе с тем он убеждён, что много трудится: «Нет отдыха, мечусь как словно угорелый / По должности, по службе хлопотня…».
Его по-настоящему не заботит ни судьба его дочери, ни служебные дела. Он боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в образе Фамусова автор обличил чинопоклонство московского света.
В комедии проходит перед нами путь Молчалина. Безродный юноша из провинции приехал служить в дом Фамусова секретарём. Дельный и способный, он быстро понял, что чтобы получить почести и богатства, нужно "угождать всем людям без изъятья». Молчалин лебезит перед Хлёстовой, заигрывая даже с её собачкой; он безмолвно выслушивает поучения Фамусова; в угоду дочери своего покровителя принимает вид влюблённого. И вот уже Фамусов видит в Молчалине «делового». Прекрасно характеризует Молчалина его речь, краткая, деловая, осмотрительная. Заискивая, он постоянно употребляет в конце слова «с» (сокращенное «сударь»). И вот перед нами воплощённое лицемерие.
В Скалозубе же показана глупость и ограниченность. Как говорит Софья, он «слова умного не выговорил сроду». Этот офицер может думать только о форме, строе и осанке. По его мнению, слава полка не в его боевых действиях, а в том, что «всё так прилажено, и тальи все так узки». Одной остроумной репликой Чацкого Грибоедов создаёт портрет Скалозуба:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки.
Привлекательность Скалозуба для Фамусова состоит в том, что он «золотой мешок». Хотя сам Фамусов знает, что Скалозуб туп и ограничен.
Своебразна и интересна фигура Репетилова. В его лице автор беспощадно высмеял и осудил праздно болтающих дворянчиков. Репетилов – от французского repeter (повторять), то есть повторяющий чужие слова, не имеющий своих мыслей. Карьеру он пытается сделать молчалинскими способами: женился на дочери знатного человека. Но карьера не задалась. И теперь его жизнь проходит в чужих переднях и танцевальных залах.
И это те, кто стали судьями Чацкого, а с ним и всех людей, которые мыслят не так, как московские тузы?! Конфликт между Чацким и его противниками – это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна. В заключительных сценах всё меньше лёгкой насмешки, всё больше авторских раздумий. В конце пьесы Чацкий как будто проиграл, он уезжает из Москвы. Но поражение главного героя временное. Сломленный сейчас количественным превосходством врагов, Чацкий не уступил в этой борьбе, сохранил свой ум и силу. Он продолжит эту борьбу, молодое и смелое в его лице расчистит себе дорогу и неизбежно победит. Враги же нашего героя, его судьи, остаются в трудном положении. Насмешка автора уничтожила их. Нет их былого величия. Раздосадованному Фамусову осталось лишь повторить свою выдумку о Чацком:
Ну что? не видишь ты, что он с ума сошёл!
Скажи сурьёзно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!





Наши рекомендации