Сформулируйте проблему-вопрос, который предлагает обсудить тема-высказывание.
Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер). | |
Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет. | |
Когда веленью чувств готовы мы поддаться, Стыдливость в том всегда мешает нам признаться. Умейте ж распознать за холодностью слов Волнение души и сердца нежный зов. (Мольер) | |
Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило. | |
Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл). | |
Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Рене Декарт). | |
Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет... (Пьер Симон Балланш). |
Вспомним, как менялось отношение искусства к вопросу значимости разума и чувства в жизни человека. Прочитайте внимательно фрагменты из учебных статей по литературе об особенностях развития литературных течений. Выделите те мысли, которые помогают вам понять отношение литературы к проблеме сущности взаимосвязи разума и чувства; сделайте вывод.
Литературное направление «классицизм». В основу эстетики положены принципы рационализма (от лат. «ratio» — разум), который утверждает взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.
В отличие от классицизма с его просветительским пафосом сентиментализм, появившийся в это же время, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».
Но реальность истории оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство — враждебным природе человека и его личностной свободе. Рождается «романтизм»: мир «разделился» на реальный и идеальный. Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романтическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный мир (напр., произведения Гофмана, особенно ярко в: «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный.
В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным дидактизмом (назидательностью) и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина).
Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы XIX века. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени).
Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность. Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений.
Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.
Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний литературных героев, напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.
Вывод: _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Ф.М. Достоевский в разное время говорил:
Ø Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой.
Ø Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Ø Разум - подлец, оправдает что угодно.
Ø Без детей нельзя было бы так любить человечество.
Ø Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Ø Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.
Ø Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
Ø Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.
Ø Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
Ø Безумцы прокладывают пути, по которым следом пойдут рассудительные.