Обратите внимание: какой прием развития мысли активно употреблен в приведенном отрывке? Примените его в своих сочинениях-рассуждениях.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Разве можно жить без истины, разве можно найти дорогу в дремучем лесу сомнений, если в душе погас свет веры? Толстой никогда не боялся тупиков, не боялся темных лабиринтов, в которых скиталась его мысль, дерзкая, бесстрашная, больше всего ненавидящая покой. Не потому ли в своих любимых героях романа «Война и мир» писатель ценит умение мыслить, способность любить, стремление найти какой-то высокий смысл в своем существовании? Но писатель далек от идеализации своих героев: они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Вспомним Наташу, которая поддается чарам подлого, беспринципного Анатоля, не желая слушать Соню, стремящуюся спасти любимую сестру от страшного шага. Вспомним Пьера, прожигающего жизнь в компании никчемных людей, серых личностей. Пьера, опрометчиво связавшего свою жизнь с холодной, расчетливой, низкой женщиной. Но, может быть, Пьер и Наташа оттого и будут счастливы спустя несколько лет, когда Пьер уже прошел плен, Наташа – заблуждения, стыд, горе, что накопили душевный опыт, обогативший их?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подготовьте реферат на тему «Размышления об опыте и ошибках на материале отечественной литературы»
Памятка «Основные требования к содержанию реферата»
Общие положения
Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.
Требования к реферату
Автор реферата должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой, общекультурной компетенции, т.е. продемонстрировать знания о реальном мире, о существующих в нем связях и зависимостях, проблемах, о ведущих мировоззренческих теориях, умении проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности.
1. Необходимо правильно сформулировать тему, отобрать по ней необходимый материал.
2. Использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.
4. После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например [№произведения по списку, стр.].
5. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.
6. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным.
7. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой
1. Поразмышляй над сущностью приведенных афоризмов о разуме и чувства. Соотнесите их содержание с возможными аспектами направления:
АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ | АФОРИЗМ, В КОТОРЫХ ЭТИ АСПЕКТЫ НАХОДЯТ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ |
Разум и чувства влияют на устремления и поступки человека | |
Разум и чувства в гармоническом единстве | |
Разум и чувства сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности |
Предлагаемый список афоризмов для заполнения второй графы:
Ø Мысль прежде чем стать мыслью, была чувством. (К. С. Станиславский)
Ø Великие мысли происходят от великого чувства. (Франсуа де Ларошфуко)
Ø Высота чувств — в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум — два конечных баланса. Опустите ум в глубину познания — вы поднимете сердце до небес. (В. Гюго)
Ø Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. (Лукреций)
Ø Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. (В.Г. Белинский)
Ø В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя (Джордж Савил Галифакс).
2.Прочитайте отрывок из научной статьи А.П.Маркова «Смысл как антропологическая константа и базовая ценность культуры»:
1) Выделите этические понятия, необходимые для осмысления как сущности «разума» и «чувства», так и характера взаимосвязи этих понятий.
2) Составьте свои короткие комментарии к содержанию статьи, в которых попробуйте определить авторское отношение к проблеме сущности «разума» и «чувства». С этой целью можете воспользоваться высказываниями на эту тему (задание 1)
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ | ВАШИ КОММЕНТАРИИ |
…Смысл – итог цельного знания, синтеза сердца и совести, а не только рассудка. Враг смысла – однобокая рациональность, которая умерщвляет «сердце» смысла, лишает его целостности и полноты. Рациональное познание нуждается не только в творящей энергии веры, но и в любви, устанавливающей глубинный контакт с предметом познания. Академик Д.С.Лихачев, вспоминая о своем выборе предмета научных исследований, писал: «Многие убеждены, что любить Родину – это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви – любви-жалости. И с этим чувством жалости и печали я стал заниматься с 1923 года древнерусской литературой и древнерусским искусством. Я хотел удержать в памяти Россию, как хотят удержать в памяти образ умирающей матери сидящие у ее постели дети, собрать ее изображения, показать их друзьям, рассказать о величии мученической жизни». Следовательно, производство и постижение смыслов возможно на основе синтеза рацио и веры. Творение и постижение смысловых миров культуры преимущественно рациональными способами малоэффективно. Духовная глубина смыслов ускользает от непосредственного восприятия, она способна «открыться» в ответ на усилие духовно–целостной личности, – на усилие, в котором интегрированы рациональные и чувственные энергии разума и души: интеллект, интуиция, вера, любовь. У П.Флоренского есть мысль о том, что познание истины совершается не только интеллектом, но и верой, любовью, оно становится родом общения с предметом познания, способом целостного самоосуществления человека познающего. Осмыслить – значит понять синтетически, соединив веру и рацио, ум и сердце. Вера в структуре смыслополагания играет фундаментальную роль – она позволяет проникнуть за пределы вещественного, почувствовать сопричастность к Истине, стать участником ее оестествления. Без этой энергии попытка прикоснуться к смыслу становится способом его убийства. И такого рода синтез все в большей степени утверждается в современном гуманитарном знании, «уставшем» и разочаровавшемся в возможностях «рациональных упражнений». В контексте сказанного выше очевидной становится важная миссия гуманитарного знания: во-первых, «просветлять» высший смысл культуры, понять и практически осуществлять ее гуманитарное содержание, способствовать ее развитию, которое осуществляется через хаос к гармонии, через расширение «сектора свободы» (Д.С.Лихачев); во-вторых, востребовать смыслы, находящиеся в «запасниках» гуманитарной культуры (в ее философских, научных, духовных, художественных текстах), ввести их в живую ткань культурного творчества, в актуальное пространство национального самосознания и индивидуальной жизнедеятельности; в-третьих, творить новые смыслы, восстанавливающие единство духовного пространства культуры, преемственность ее настоящего и прошлого, создавать «защитные» психокультурные практики, позволяющие современному человеку осмысленно существовать в сегодняшнем мире. |