Прочитайте 4-ю часть. Скажите, по какой причине смелой путешественнице не удалось добраться до теплых краев. Какие черты характера помешали ей? О чем она рассказывала своим новым друзьям?

Найдите в тексте отрывки о том, как появилось и росло в лягушке желание славы. Прочитайте отрывок о катастрофе с путешественницей. Объясните, по какой причине так печально кончилась удивительная история лягушки. Кто виноват в том, что лягушка никогда не увидит теплых стран?

5. Выберите отрывок сказки, подходящий для чтения по ролям. Подготовьтесь к подобному чтению.

6. Как бы вы ответили на вопросы: что вам нравится в поведении и характере лягушки? Какие высказывания лягушки не вызывают вашего одобрения? А как автор относится к героине? Можно ли сказать, что люди тоже имеют отдельные достоинства и недостатки, которые характерны для главного действующего лица сказки — лягушки? Какие недостатки людей осуждаются в сказке? Для чего Гаршин рассказал нам эту историю про лягушку?

Сначала ученикам была предложена система аналитических заданий и вопросов, связанная с осознанием того, какие события происходят, кто выступает героем произведения, как он действует. Воспроизводились действия героев, учащиеся думали над мотивами их поведения, составляли элементарную характеристику главной героини. Подобные задания учат детей высказывать свое эмоциональное отношение к герою, что формирует условия для чтения по ролям.

Далее анализ сказки перерос в его интерпретацию: дети не только выражали собственное отношение к прочитанному, но и учились смотреть как бы со стороны, глазами автора, что изменяло весь материал повествования: читатель охватывал весь сюжет, познавательно-этический пласт произведения, его смысл.

Интерпретация текста, поиск смысла самими учащимися представляет собой возможность творческой активной работы, в которой школьники выдвигали неожиданные предположения, излагали свое видение изучаемого произведения. Однако, до сих пор на уроках чтения некоторые педагоги неоправданно схематично подходят ко всем произведениям. Срабатывает старая привычка все строить в зависимости от плана. Необходимо помнить, что учитель и учащиеся не обязаны заранее обладать готовыми решениями и ответами на вопросы. Они должны формулировать свои мысли, постигать новый смысл художественного текста.

Действительное понимание текста – это выход за рамки того, что в нем сказано. Итог работы «идеального читателя» состоит нечто личностно новом: обогащении опыта, рождении нового взгляда на мир и на себя.

К такому итогу приходят школьники, которых учитель ведет по ступеням понимания текста, о чем говорится, к примеру, в книге В. А. Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем», в котором описана работа, проходившая в классе в процессе чтения рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» [11, с. 83].

Интерпретация приобщает субъектов диалога к кругозору автора, однако никогда не исчерпывает смыслового потенциала прочитанного. Интересно наблюдать за тем, как развиваются мысли учащихся различных классов в контексте одной и той же темы. Если сравнить то, какие вопросы школьники задают на этапе первого восприятия текста, как они отвечают на вопросы на стадии анализа и как истолковывают главный смысл произведения на стадии интерпретации, то не увидим двух совершенно одинаковых по содержанию и открытию методов работы с текстом уроков.

Интерпретация означает истолкование смысла произведения. Если говорить о творческом уровне, то она на уроках чтения была представлена такими воплощениями:

- интонированием произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, которое позволяет представить личную позицию исполнителя);

- устным выступлением перед слушателями по поводу прочитанного произведения;

- созданием текста (высказывания) «по следам» прочитанного;

- «раскадровкой» текста для создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;

- чтением произведения по ролям;

- словесным рисованием;

- драматизацией произведения;

- иллюстрированием произведений, которые были прочитаны на уроке и самостоятельно.

Свойством интерпретации художественного произведения является открытость. Указанное свойство – это отражение и бесконечной множественности смыслов текста, и того, что всякое художественное произведения нуждается в творческом прочтении и дополнении со стороны читателя. Однако не все интерпретации являются равноценными. Корректной будет та, которая основывается на грамотно осуществленном анализе художественного текста, когда все предлагаемые в ее рамках объяснения обладают причинно-следственной связью.

Важно, чтобы учащиеся не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали путь, по которому они пришли к цели. Постоянное внимание педагога к тщательно продуманному анализу и наиболее полной и верной интерпретации способствует формированию языковой личности, имеющей индивидуально-авторский стиль, личности, которая способна выразить свои мысли, чувства в слове, отражая неповторимость собственного внутреннего мира.

Выводы по главе 2

Во второй главе курсовой работы рассмотрены современные подходы к анализу художественного произведения. Определены условия эффективности анализа:

- осознанием педагогом необходимости совершенствования аналитических умений учащихся;

- умением педагога организовать деятельность школьников по анализу прочитанного;

- умением выстраивать урок в режиме диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста.

Рассмотрены требования к анализу (образность, идейность, завершенность), а также дана их краткая характеристика.

Рассмотрены следующие виды анализа художественного произведения:

- сюжетно-образным;

- проблемным;

- стилистическим;

- сопоставительным.

Описан опыт анализа художественного произведения на уроках чтения в младших классах (на примере сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»).

Отмечено, что важным является то, чтобы учащиеся не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали путь, по которому они пришли к цели.

Заключение

Таким образом, в современных условиях школа является частью жизни, где школьник готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится разрешать любые проблемы, превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа помогает ребенку войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современных условиях. Перед педагогом стоит огромная задача – пройти долгий и сложный путь в «завтра». Уроки чтения требуют от педагога не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви собственно педагога к чтению.

Главной задачей учителя на уроках чтения является формирование читателя, приобщение младших школьников к литературе.

Важнейшую роль играет методика работы с текстом, поэтому в курсовой работе я рассмотрела современные подходы к анализу художественного произведения на уроках чтения. Это средство, которое помогает ребенку более глубоко и адекватно понять содержание художественного произведения. Анализ направлен на извлечение объективного смысла, который заложен в текст автором художественного произведения.

Следует отметить, что интерпретация представлена присвоением смысла произведения себе. Анализ не включает множественность позиций, а интерпретация содержит ее. Интерпретация является возможной лишь на основе предварительного анализа. Следовательно, задачей педагога является подготовка базы для личностной интерпретации художественного произведения каждым школьников через его анализ.

В первой главе курсовой работы рассмотрены свойства и функции художественного произведения, а также изучена структура художественного произведения. Дано рабочее определение художественного произведения, согласно которому оно представлено определенным эмоционально-мыслительным содержанием, «словом о мире», выраженным в эстетической, образной форме; художественное произведение имеет цельность, завершенность и самостоятельность.

В рамках рассмотрения структуры художественного произведения определено, что личность как сверхсложный целостный объект отражается лишь посредством определенного аналога, представленного многоуровневой структурой, многоплоскостной моделью. Если основной содержательный момент в произведении это личность, то произведение в целях воспроизведения личности, должно иметь многоуровневость. Произведение является не что иным, как совмещением разнообразных измерений личности и ансамбля личностей.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены современные подходы к анализу художественного произведения, также описан опыт анализа художественного произведения на уроках чтения. Рассмотрены требования к анализу (образность, идейность, завершенность), а также дана их краткая характеристика. Отмечено, что важным является то, чтобы учащиеся не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали путь, по которому они пришли к цели.

Таким образом, цель курсовой работы, изучить особенности анализа художественного произведения на уроках чтения, достигнута.

Наши рекомендации