Архитектура древнегреческого театра

Первоначально место для представлений устраивалось в Древней Греции крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке — орхестре, вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по его склону. Театральные сооружения не были самостоятельными постройками, типа городского здания или храма: они, как правило, входили в какой-нибудь архитектурный ансамбль. Например, театр Диониса в Афинах (сооружен около 500 г. до н. э.) расположен на склоне Акрополя; театр в Эпидавре (сер. IV в. до н. э.) входил в ансамбль святилища бога-врачевателя Асклепия.

Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре — до 10 тысяч.

В V в. до и. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон(места для зрителей, от глагола теаомай—«смотрю») и скену (скенэ—«палатка», позже — деревянное или каменное строение).

Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м).

Развитие древнегреческой драматургии потребовало применения декораций. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные деревянные сооружения (гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прометее Прикованном»). При Софокле появились расписные декорации: между колоннами проскения устанавливались разрисованные доски или холсты (пинаки).

Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительных мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.

АКТЕРЫ. ХОР. ЗРИТЕЛИ

По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Эсхил ввел второго актера — девтерагониста, а младший современник Эсхила Софокл — третьего, тритагониста. При этом основные роли исполнял всегда первый актер — протагонист.

Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса — а в эпоху расцвета греческой рабовладельческой демократии и со всей общественной жизнью Афин — актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный. Как и драматурги, актеры принимали в V—IV вв. до н. э. самое деятельное участие в общественной жизни полиса. Их избирали на высшие государственные должности в Афинах, отправляли в качестве послов в другие государства.

Победителями на драматических состязаниях вначале могли быть только хорег и драматург. Но со второй половины V в. до н. э. полноправными участниками театральных состязаний стали и актеры-протагонисты.

Так как число актеров не превышало трех, то одному и тому же актеру приходилось играть в спектакле несколько ролей. Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством: в наиболее патетических местах актеры исполняли арии — монодии. Греческие актеры должны были владеть и искусством танца, искусством движения. Они много работали над гибкостью и выразительностью тела. Актеры выступали в масках, так что мимика была исключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту.

Маска проникла в греческий театр вследствие исконной его связи с культом Диониса: жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Маски делались из дерева или полотна (в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось). Маска закрывала не только лицо, но и всю голову, так что парик был укреплён на самой маске; к ней же в случае необходимости прикреплялась и борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом (онкос), увеличивавший рост актера.

Костюм трагического актера представлял собой несколько видоизмененную пышную одежду, какую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: длинный, располагавшийся вокруг тела складками (гиматий), и короткий, с застежкой на плече (хламида). Обувь трагического актера называлась котурнами.

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хора назывались хоревтами,предводитель хора — корифеем.При выходе на орхестру впереди хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры.

В трагедии хор обычно изображал людей, близких главному герою. Хор — это коллективный герой. Его партии и поныне помогают понять философский и человеческий смысл трагедии, решение ее основного конфликта.

Театральные представления, как мы уже знаем, происходили в дни всенародных праздников в честь Диониса. Все дела на это время приостанавливались, суды закрывались, должники освобождались от необходимости уплачивать долги в течение всех Дней праздника; даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы и они могли принять участие в общем празднике. В театре бывали не только мужчины, но и женщины, дети. Даже слугам — домашним рабам — разрешалось посещение театра. За вход взималась небольшая плата для покрытия расходов на содержание театральной постройки.

При Перикле неимущим гражданам выдавались для посещения театра особые зрелищные деньги (теорикон).

Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, с венками на голове. Праздник Великих Дионисий собирал огромное количество народа, причем это были не только афиняне и жители Аттики, но и граждане других полисов, приезжавшие со всей Греции.

ТЕАТР ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

В эпоху эллинизма (IV—I вв. до н. э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

Благодаря колонизации Востока и расширению торговли с самыми отдаленными странами тогдашнего мира происходит распространение на Востоке греческого языка, греческой культуры и образованности, и наоборот, элементы восточной культуры, религии, философии проникают в Грецию.

Вскоре после смерти Александра (323 до н. э.) его обширная, наспех сколоченная держава стала распадаться на отдельные эллинистические государства. Самыми крупными из них были монархии Селевкидов в Азии, Птолемеев в Египте, Антигонов в Македонии (от которой зависела и Греция). Опорой царской власти в этих государствах служило наемное войско и бюрократический чиновничий аппарат.

Проводником греческой культуры в странах Востока в значительной степени являлся театр. Театральные здания в эпоху эллинизма строятся не только во вновь возникших крупных торговых и административных центрах (Александрии, Антиохии), но и в небольших городах. Однако театр эпохи эллинизма сильно отличается от театра демократических Афин. В эллинистических монархиях уже не могло быть той политической свободы, которая существовала в Греции V в. до н. э. В области политических отношений наблюдаются черты, свойственные восточным деспотиям. Законы, суд, войско, решение вопросов войны и мира — все теперь находится в руках монарха и его приближенных. Литература и театр не могут уже критиковать общественные порядки своего времени или касаться священной особы правителя. В силу такого положения искусство эллинистической эпохи совершает крутой поворот от широкой общественно-политической тематики к узким вопросам семьи и быта.

НОВАЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся трагедии и комедии. Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической(или новоаттической) комедией. Время ее расцвета — конец IV— III в. до н. э. В новой аттической комедии по-своему отразились изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н. э.

Авторы новой аттической комедии широко использовали психологическую теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно которой все свойства характера проявляются во внешности человека и в его поступках. Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление масок, помогавших зрителям распознать тот или иной персонаж.

Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публики. Зрителей привлекало то, как разрабатывается даже банальный сюжет или привычная маска: пружиной действия стала ловко устроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно.

В середине IV в. до и. э. в Греции впервые появляются актеры-профессионалы, объединенные в театральные товарищества, так называемые «синоды технитов». Членами их могли быть только свободнорожденные мужчины. В эпоху эллинизма актеры по-прежнему пользовались большим уважением в обществе. Для организации представлений они даже во время войны могли выезжать в другие государства. «Дионисовы артисты» освобождались от воинской повинности.

Так как новая комедия стремилась к воспроизведению обыденной жизни, игра актеров приобрела более жизненный характер, хотя женские роли по-прежнему исполнялись мужчинами и маски в театре сохранились.

В жанре новой аттической комедии работали многие драматурги. Наиболее известным из них был Менандр.

МЕНАНДР

До н. э.

Менандр родился в Афинах. Он происходил из знатной, богатой семьи и получил прекрасное образование, особенно в области литературы, риторики и философии.

Менандр написал более 100 комедий, но одержал лишь 8 побед. Единственная дошедшая до нас полностью комедия Менандра - «Брюзга». Текст ее был найден только в 1956 г. Вероятно, это одно из ранних произведений Менандра.

От другой комедии Менандра — «Третейский суд» — сохранилось приблизительно 700 стихов, дающих достаточно полное представление о развитии действия.

Менандра особенно интересовали характеры, нравы людей и формы их проявления. На это указывают уже названия комедий: «Брюзга», «Льстец», «Трус» и т. д. Как правило, именно характер является главной пружиной действия комедии. Устами одного из героев «Третейского суда», раба Онисима, Менандр говорит, что не боги управляют судьбой человека, а его собственный характер.

Новоаттическая комедия — последний драматический жанр, созданный в Греции. Ее бытовые персонажи, ее сюжеты и судьбы отдельных людей перешли в римский театр, а затем — в театр нового времени.

РИМСКИЙ ТЕАТР

Наши рекомендации