Эпический театр Б.Брехта: «Добрый человек из Сычуане»

Вопросы:

1) Почему театр Брехта получает название антиарестотелевский и эпический?

2) Как вы понимаете эффект очуждения, какими театральными приемами он вводится в пьесу «Добрый человек из Сычуане» и спектакль?

3) Принцип демультипликации в пьесе, как он формирует образы, идею пьесы и тип современного Брехту героя.

4) Техника актерской игры в спектаклях Брехта: чем брехтовский метод «неполного перевоплощения» отличается от «перевоплощения» К.Станиславского и как он формируется в процессе репетиций.

Письменные задания

для режиссеров:

Какие театральные формы и приемы Вы используете при постановке «Добрый человек из Сычуане»? Опишите одну из мизансцен.

Для актеров:

Как технически можно оснастить демультипликацию Шен Де и Шой Да, оставите для каждого из них психологический рисунок или создадите условный вариант?

4. Авангардная драматургия в середине xx века. Театр абсурда («Лысая певица» Э. Ионеско и «В ожидании Годо» С.Беккета)

Вопросы:

1) Смена художественной парадигмы (Система форм изменяющейся конструкции в определенную эпоху) в драме и театре 50-60 годов 20 века:

— от логоцентризма к алогизму;

— абсурд как потеря смысла и причинно-следственных связей;

— пьеса как абстракция, аисторичная и недиалектическая структура;

2) Стратегии абсурда: нигилистический абсурд; абсурд как структурный принцип; сатирический абсурд.

3) Театр абсурда: «Лысая певица» Э. Ионеско и «В ожидании Годо» С.Беккета

На примере пьес проследите

— разрушение коммуникации,

— алогичность фабулы и речевого диалога и монолога,

— разрушение структуры сюжета.

Письменные задания

для режиссеров:

На примере пьес Ионеско и Беккета найдите соответствие теоретическим принципам театра абсурда. Попытайтесь составить модель абсурдистской мизансцены.

Для актеров:

Техника игры актера в абсурдистском театре. Отличается ли она от игры в театре психологическом.

Постмодернизм в драме: Т.Стоппард «Розенкранц и Гильдестерн мертвы»

Вопросы:

1) Концентрический тип сюжета в классической драме и ризома как структурный тип организации драматического сюжета в постмодернистском театре.

2) Попытайтесь сравнить фабулы и истории героев в шекспировском «Гамлете» и стоппардовской пьесе. Основные отличия.

3) Определите события в «Гамлете» и в пьесе Стоппарда. Возможность их определения, сложность задачи и невозможность решения. Обоснования и причины.

4) Герои Шекспира и Стоппарда. Можете ли описать их отличие.

Новая драма в России: О.Мухина «Летит» и И.Вырыпаев «Пьяные»

Вопросы:

1) Сравните структуру обеих пьес, есть ли отличия, аргументируйте ответ.

2) Определите события в обеих пьесах. На их основании возможно ли описать истории героев и развитие действия. Ваши варианты.

3) Чем отличается постмодернизм от метамодернизма. Приложимы ли эти определения к пьесам Мухиной и Вырыпаева.

4) Какая манера игры актера наиболее соответствует пьесам? Возможно ли сформулировать некие принципиальные формы.

Система оценки устных выступлений: устное выступление на семинаре оценивается по 2-балльной системе: правильный ответ – «1», неверный ответ или отсутствие ответа – «0».

II.

Контрольные работы

1) «Гамлет» (или «Король Лир») Шекспира: Главный герой в Событиях трагедии.

2) «Ревизор» Н.В.Гоголя — Композиция и интриги в пьесе и на сцене: спектакль любого режиссера.

3) «Бесприданница» А.Н. Островского. Герой пьесы, зависимость его театрального воплощения от понимания актером.

4) «Вишневый сад» А.П. Чехова: проблема литературного диалога и театральной мизансцены..

5) «Добрый человек из Сычуани» Б.Брехта: эффект очуждения в пьесе и возможности его театрального воплощения.

6) События в «Гамлете» Шекспира и в пьесе Стоппарда «Розенкранц и Гильдестерн мертвы».

7) Организация драматического сюжета в новом типе современной драмы, возможности театральной интерпретации (Пьесы О.Мухиной, И.Вырыпаева, Дурненковых или др.)

Требования к письменным работам:

1. Самостоятельность высказывания (отсутствие плагиата и неоформленных цитат).

2. Последовательное и полное раскрытие темы в решении точно и самостоятельно сформулированных проблем.

3. Ясность, адекватность в изложении, хорошее владение русским языком.

III.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Экзамен.

2. Терминологический диктант.

3. Контрольная работа.

Вопросы к экзамену

1. Литературные роды. Основные характеристики драматического рода.

2. Жанры драмы (трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, трагифарс и т.д.). Типы драматического действия. Приведите пример и назовите признаки жанра и действия.

3. Сюжет, фабула, композиция драмы: исходная ситуация, экспозиция или завязка, перипетии, коллизии, кульминация (наличие или отсутствие), развязка, финал. (На примере любой пьесы)

4. Действие и типы действия: хроникальный, концентрический, монтажный, ризоматический (с примером на каждый тип действия).

5. Драма и спектакль. Проблема интерпретации. (Любые примеры)

6. Интриги, действие, события и стилевые модальности комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Разница в их понимании как решающий фактор в спектаклях В.Э.Мейерхольда и В. Бебутова.

Конфликт; интрига и контринтрига. Их связь со сценическим действием и театральным языком эпохи (на примере «Ревизора Н.В.Гоголя»)

7. Конфликтная коллизия. Выделение конфликтных коллизий в действенном анализе пьесы. Взаимозависимость избранной коллизии и сценической интерпретации (на примере «Бесприданницы» А.Н.Островского).

8. Драматический диалог (тип диалога в пьесах А.Островского, А.П.Чехова, Э.Ионеско или Беккета, Т.Стоппарда). Мизансцена в узком и широком смысле слова. Связь драматического диалога с мизансценой в действии.

9. Время и пространство в драме. Их интерпретация в спектакле благодаря трактовке пьесы (на примере комедии Чехова «Вишневый сад»).

10. Эпический театр и драма Б.Брехта. Эффект очуждения в пьесе Боехта «Добрый человек из Сычуане».

12. Действие и событие в экстенсивной драме Шекспира («Король Лир» или «Гамлет»)

13. Действие и событие в постмодернистской драме «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» Т.Стоппарда. Отличие действии в «Гамлете» Шекспира от действия в пьесе Стоппарда

15. Действие и событие в «новой драме» (на примере пьес О.Мухиной, В. и М. Дурненковых, И.Вырыпаева и др.).

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ

№ 1

1. Литературные роды. Основные характеристики драматического рода.

2. Мизансцена в узком и широком смысле слова. Связь драматического диалога с мизансценой в действии.

________________________________________________________________

№ 2

1. Жанры драмы (трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, трагифарс и т.д.). Приведите пример и назовите признаки жанра.

2. Действие и событие в экстенсивной драме Шекспира.

______________________________________________________________

№ 3

1. Сюжет, фабула, композиция драмы: исходная ситуация, экспозиция или завязка, перипетии, коллизии, кульминация (наличие или отсутствие), развязка – финал.

2. Время и пространство в драме. Их интерпретация в спектакле благодаря трактовке пьесы (на примере комедии Чехова «Вишневый сад»).

_______________________________________________________________

№ 4

1. Действие и типы действия: хроникальный, концентрический, монтажный, ризоматический (с примером на каждый тип действия).

2. Драма и спектакль. Проблема интерпретации.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

№ 5

1. Конфликт; интрига и контринтрига. Их связь со сценическим действием и театральным языком эпохи.

2. Драматический диалог (тип диалога в пьесах А.Островского, А.П.Чехова, Э.Ионеско или Беккета, Т.Стоппарда).

­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

№ 6

1. Конфликтная коллизия. Выделение конфликтных коллизий в действенном анализе пьесы. Взаимозависимость избранной коллизии и сценической интерпретации (на примере «Бесприданницы» А.Н.Островского).

2. Действие и событие в «новой драме» (на примере пьес О.Мухиной, В. и М. Дурненковых, И.Вырыпаева и др.).

_____________________________________________________________

№ 7

1. Событие в пьесе и спектакле. Выделение события в литературном и сценическом тексте. Возможность их несовпадения в спектакле и её причины. Ваши примеры.

2. Интриги, действие и событие в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Разница в их понимании как решающий фактор в спектаклях В.Э.Мейерхольда и В. Бебутова.

_____________________________________________________________

№ 8

1. Жанры драмы (трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, трагифарс и т.д.). Приведите пример и назовите признаки жанра.

2. Действие и событие в «новой драме» (на примере пьес О.Мухиной, В. и М. Дурненковых, И.Вырыпаева

_______________________________________________________________

№ 9

1. Действие и событие в экстенсивной драме Шекспира.

2. Драма и спектакль. Проблема интерпретации.

______________________________________________________________

№ 10

1. Действие и событие в постмодернистской драме (на примере пьесы Т.Стоппарда).

2. Мизансцена в узком и широком смысле слова. Связь драматического диалога с мизансценой в действии.

Терминология (по номеру билета)

№ 1 АКТ — ВОДЕВИЛЬ — КОМПОЗИЦИЯ — № 2 АМПЛУА — ДЕКОРАЦИЯ — ГРОТЕСК—  
№ 3 АКТЕР — ГЭГ— ЖЕСТ —   № 4 ДЕЙСТВИЕ — ИМИТАЦИЯ — БУФФОН (ШУТ) —  
№5 ИНТРИГА — ЗОНГ — ЛАЦЦИ —   № 6 ДРАМАТИЧЕСКОЕ И ЭПИЧЕСКОЕ — РЕКВИЗИТ –
№ 7 ИЛЛЮЗИЯ — КАТАРСИС — ФАТ – № 9 МИЗАНСЦЕНА – КОНТРАПУНКТ — АПАРТЕ —  
№ 8 КВИПРОКВО — МИМЕСИС – ПАРОДИЯ – № 11 МЕЛОДРАМА – ПЕРИПЕТИЯ – ФИГЛЯР –  
№ 10 МИСТЕРИЯ – ЛЕЙТМОТИВ – РЕЗОНЕР – № 12 ТРАГЕДИЯ – ИНЖЕНЮ — ЯЗЫК ЖЕСТОВ –
№ 14 ФАРС – НАПЕРСНИК – ХОР – № 15 ПЕРФОРМАНС — СЦЕНОГРАФИЯ – КЛАКА —
№ 16 МОРАЛИТЭ – ЭКСПРОМТ – ДИВЕРТИСМЕНТ — № 17 ХЭППЕНИНГ – КОЛЛАЖ — МОНТАЖ –
№ 18 БИОМЕХАНИКА – ФЕЕРИЯ – DEUS EX MACHINA — № 13 ТРАГИКОМЕДИЯ – БУРЛЕСК— ЭПИЛОГ –

Требования к ответу на вопросы:

Максимально полное раскрытие темы в соответствии с предложенными для подготовки учебными и учебно-методическими материалами, фактологическая точность, способность привести примеры, иллюстрирующие те или иные положения ответа. Преподаватель вправе задавать любые вопросы по теме билета в рамках пройденного материала. В случае, если ответ на вопрос билета не соответствует требованиям, преподаватель вправе задать вопросы по темам других билетов, но не более трех.

Система оценки ответа:

При ответе, полностью соответствующем требованиям, выставляется оценка «отлично»; при полном ответе при помощи дополнительных вопросов преподавателя, либо при ответе, соответствующем требованиям на 80-90% – «хорошо», при ответе, соответствующем требованиям на 60-70% и неспособности ответить на большую часть дополнительных вопросов – «удовлетворительно», в остальных случаях – «неудовлетворительно». При выставлении оценки на итоговом экзамене результаты текущего контроля не учитываются.

Наши рекомендации