Тема 21. А.П.Чехов. «Вишневый сад»

История создания и время действия в пьесе. Тематика. Основная проблема произведения

Пьеса «Вишневый сад» написана Чеховым в 1903 году, опубликована и поставлена на сценев 1904 году.

Чехов писал произведение о своей современности. В пьесе нашли художественное воплощение некоторые важнейшие тенденции в жизни России рубежа XIX и XX веков – переломной эпохи в исторических судьбах страны. Чехов отразил такое явление, как разорение дворянских гнезд, угасание дворянства. Драматург показал усиление нового класса предпринимателей, которые завоевывали все большую власть в обществе, а также демократическую интеллигенцию.

В своей последней пьесе драматург стремится осмыслить истоки того духовного кризиса, который переживала Россия в начале XX века и который, как известно, привел страну к трагическим революционным событиям, к разрушению всего старого мира. Вопрос о глубинных причинах этого кризисаи составляет основу проблематики «Вишневого сада». Осмысляя эти причины, Чехов не ограничивается анализом современного состояния российского общества. Его герои анализируют прошлое страны, размышляют о ее будущем. Каждый из чеховских персонажей так или иначе связан с темой прошлого, настоящего и будущего России.

Персонажи

Прошлое России олицетворяют прежде всего старые хозяева вишневого сада. Это Любовь Андреевна Раневская, её брат Леонид Андреевич Гаев, их сосед Борис Борисович Симеонов-Пищик. Вспомним также старого слугу Фирса, который напоминает нам о временах крепостничества.

Основная черта прежних владельцев вишневого сада, при всей их привлекательности, – неспособность к труду, к какой-либо деятельности. Вся их жизнь протекает в праздности, в пустых мечтах и разговорах.

Причиной жизненной пассивности дворянства является, по мысли автора, наследие крепостничества. Эта идея выражена в монологах Пети Трофимова. Так, Петя говорит в конце второго действия: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней. Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня».

Любовь Андреевна Раневская – разорившаяся помещица.

С одной стороны, героиню отличают душевная теплота, доброжелательность, мягкость натуры. «Легкий, простой человек», – отзывается о ней Лопахин. С другой стороны, ей свойственны легкомыслие, беспечность, неумение видеть реальное положение вещей.

Молодость Раневской, ее семейная жизнь, цветущий вишневый сад – все это в прошлом. Самая страшная потеря в жизни Любови Андреевны – гибель сына. Ужас утраты соединился в душе героини с чувством вины: жизнь с любовником отдалила ее от сына. Последние годы Раневская жила далеко от дома, за границей, она стремилась убежать от своего прошлого.

В начале действия пьесы Раневская возвращается в дом, где ее любят, ждут и одновременно осуждают – за порочность, за легкомыслие. И сама Раневская понимает справедливость упреков, постоянно ощущает свою вину. Раневская любит свой вишневый сад, но не может сохранить его. Вся жизнь Раневской становится символом прошлого – прошлого ее собственного, прошлого вишневого сада, прошлого дворянской России.

Леонид Андреевич Гаев также разорившийся помещик, представитель уходящего в прошлое дворянского сословия.

Гаев по-своему приятен, обаятелен. Это типичный уездный помещик-чудак.Герой совершенно не способен разумно действовать. Как и Раневская, он не в состоянии трудиться.

Хотя герой уже не очень молод, он ведет себя как мальчик. Инфантильность Гаева проявляется в его бесконечной болтливости. Главная его страсть – игра в бильярд. Бильярдные словечки (повторяющаяся деталь характеристики Гаева) встречаются во многих репликах персонажа. Кроме того, Гаев увлекается разговорами на отвлеченные темы. При этом он сам не замечает, насколько наивны его суждения. Так, в ресторане он говорил много и всё некстати – о семидесятых годах, о декадентах. Его монолог, обращенный к шкафу, наполнен напыщенными фразами.

Борис Борисович Симеонов-Пищик так же, как Раневская и Гаев, является олицетворением прошлого России. Это типичный провинциальный помещик, глуповатый и смешной. Он гордится древностью своего рода и повторяет слова своего отца о том, что род «Симеоновых-Пищиков происходит будто бы от той самой лошади, которую Калигула посадил в сенате».

Симеонов-Пищик пытается рассуждать о том, о чем на самом деле не имеет ни малейшего представления. Так, он говорит: «Ницше… философ… величайший, знаменитейший… громадного ума человек…» Наряду с такими «философскими» разговорами Симеонов-Пищик простодушно восхищается фокусами Шарлотты Ивановны.

Симеонов-Пищик так же, как Раневская и Гаев, совершенно не способен к труду, к активной деятельности.Он живет в долг, за счет других. Его ум занят исключительно размышлениями о деньгах. Пищик признается: «Голодная собака верует только в мясо… Так и я… могу только про деньги». Даже разговаривая о той самой древнеримской лошади, Пищик сводит всё к вопросу материальной выгоды. Он говорит: «Что ж… лошадь – хороший зверь… лошадь продать можно…»

Поддевка из тонкого сукна, шаровары – яркие детали внешнего обликаПищика, подчеркивающие комическую экстравагантность его фигуры.

Старый слуга Фирс – «осколок» крепостнической России. Он не может представить своей жизни без господ и называет освобождение крестьян «несчастьем». Фирс рассуждает о прошлых и нынешних временах: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймешь ничего». Фирс не понимает, что происходит вокруг него, но при этом пытается сохранять важный вид и значительность. Так, он встречает Раневскую «в пиджаке и в белом жилете»; во время вечера у Раневской он «во фраке» разносит «на подносе сельтерскую воду». Фирс словно живет в прошлом, не замечая настоящего.

Только в финале пьесы, оставшись один, Фирс начинает понимать, что его жизнь прошла напрасно. Он говорит: «Жизнь-то прошла, словно и не жил».

Фирс печален не только потому, что все уехали и оставили его одного, забыли про него. Фирсу не за кем больше ухаживать. Больше нет господ, забота о которых составляла смысл его жизни. Образ Фирса можно назвать трагикомическим. Чехов не только высмеивает рабскую психологию героя, но и глубоко сочувствует его судьбе.

Старинная ливрея, высокая шляпа, белые перчатки Фирса – детали, подчеркивающие комизм внешнего облика героя, целиком погруженного с прошлое.

НастоящееРоссии олицетворяет преуспевающий купец-предпри­ниматель Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным крестьянином, стал кулаком, затем торговцем. Его сын получил хорошее образование. Он вежлив, воспитан, обладает приличными манерами.

Чехов считал роль Лопахина центральной в пьесе. В образе Лопахина драматург хотел запечатлеть черты не темного, невежественного самодура, а нового, интеллигентного купца, умного и честного предпринимателя. Драматург стремился уловить в этом образе сочетание купеческой жилки, мужицкой простоты и тонкой артистической натуры.

Лопахин любит Раневскую, он любит ее, «как родную, больше чем родную». Это безответное чувство, остающееся незамеченным, оказывается тесно связанным с линией гибнущего вишневого сада.

Лопахин, в отличие от прежних владельцев вишневого сада, обладает деятельной натурой, он постоянно трудится. Герой заявляет: «Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера». Лопахин четко представляет себе, по какому пути нужно идти к процветанию в будущем. Например, герой рассуждает о дачах и дачниках: «Теперь он [дачник] только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным!»

В то же время деятельность Лопахина способствует тому, что материальные интересы подавляют в герое духовное начало. Существо натуры и предпринимательской активности Лопахина определяет Петя Трофимов: он сравнивает Лопахина с хищным зверем, который пожирает всё на своем пути. Истинная сущность Лопахина раскрывается в монологе, который он произносит после покупки вишневого сада: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь». Монолог Лопахина содержит откровения раба, дорвавшегося до денег и до власти. Вспомним также, что герой забывает о всякой деликатности по отношению к прежним владельцам вишневого сада и отдает распоряжение вырубать его, даже не дождавшись их отъезда.

Деятельность Лопахина противоречит тому лучшему, что еще остается в его характере, в его душе. Петя Трофимов говорит на прощание Лопахину: «Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше, так вот позволь мне дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки – размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так – это тоже значит размахивать… Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…» Нежная душа Лопахина и непрерывная, неустанная предпринимательская деятельность, ставшая смыслом его жизни, оказываются несовместимыми.

Понятно, что лопахинский идеал будущего России не мог удовлетворить Чехова.

Однако этот идеал драматург не связывает и с таким персонажем, как Петя Трофимов.

Петя Трофимов – «вечный студент», бывший учитель Гриши, погибшего сына Раневской. Петя – представитель демократической интеллигенции. Он активно проповедует идею честного труда. Однако герой не способен к какой-либо серьезной деятельности. Это человек без определенных занятий, «облезлый барин», как его дразнит Лопахин.

Внутренний мир Пети исполнен глубоких идей, грандиозных планов, социально-философских размышлений. Среди идей героя есть некоторые, близкие самому автору. Это идея свободного труда, идея освобождения человека от духовного рабства, от власти денег.

Рассуждения героя о крепостническом прошлом тоже во многом совпадают с авторским взглядом на эту проблему: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих». Таки образом, Петя играет в пьесе роль своего рода резонера.

В то же время отдельные слова Пети звучат напыщенно и нелепо: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Непомерная гордость, хвастовство соединяются в характере Пети с полной неспособностью устроить собственную жизнь.

Аня – дочь Раневской, юная девочка, увлеченная идеями Пети. Это единственная обитательница дворянской усадьбы, которая решается изменить свою жизнь. Она хочет поехать учиться, начать работать. Аня говорит матери: «Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать». Планы Ани неопределенны. Между тем драматург стремится подчеркнуть сам факт устремленности героини в будущее, ее жажду активной деятельности, ее горячий порыв к новой жизни. Воздушный шар, на котором Аня летала в Париже, – символическая деталь, подчеркивающая эти стремления героини.

С темой прошлого, настоящего и будущего России связан и символический образ вишневого сада. Раневской вишневый сад напоминает о молодости, о погибшем сыне. «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!» – восклицает героиня перед отъездом. Оказавшись во власти Лопахина, вишневый сад вырубается; его участь плачевна. Аня верит в то, что вишневый сад возродится. Героиня обращается к матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Варя – приемная дочь Раневской. Она предстает перед читателем скромной, благочестивой девушкой, но одновременно ограниченной, занятой мелочными хозяйственными расчетами. В отличие от Раневской и Гаева, Варя обладает трезвым взглядом на жизнь: она хорошо понимает, насколько плохо идут дела в имении. Она сознает, что Раневская разорена. Но Варя не может ей помочь, она не в состоянии предпринять какие-либо решительные шаги.

Варя выступает в пьесе как потенциальная невеста Лопахина. Героиня не задается вопросом, любит ли она Лопахина и любит ли он ее. Она видит в нем подходящую партию, хочет выйти замуж и ждет от Лопахина объяснения в любви и предложения. То, что Лопахин никак не решается на это, Варя объясняет его постоянной занятостью.

Варя стремится уйти от окружающих ее проблем. Не случайно ее главное желание – оставить прежнюю жизнь и отправиться в паломничество по святым местам, уйти в монастырь.

Связка ключей на поясе у Вари – деталь, подчеркивающая домовитость героини, хозяйственную жилку в ее натуре.

Епиходов – олицетворение нескладности, неустроенности жизни, той самой «несчастливой жизни», о которой говорит Лопахин. Не случайно прозвище Епиходова – «двадцать два несчастья». Герой постоянно говорит о своей тяжелой судьбе. Он замечает: «Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю». Епиходов любит Дуняшу, причем любит ее бескорыстно, преданно и безнадежно. Дуняша не отвечает ему взаимностью; она увлечена Яшей, окутанным ореолом парижской жизни. Такая деталь внешности Епиходова, как ярко начищенные сапоги, усиливает комизм его облика.

Шарлотта Ивановна – бывшая гувернантка в доме Раневской. Как и Епиходова, ее можно назвать «двадцать два несчастья». Она чувствует себя чужой в доме Раневской. Рассказ Шарлотты о ее детстве проникнут грустью. Она не знает, сколько ей лет, не знает, кто ее родители. Шарлотта постоянно повторяет, что ей «так хочется поговорить, а не с кем». Фокусы становятся для нее не просто развлечением – это способ уйти от реальности, от настоящей жизни, способ забыть о своих несчастьях.

Шарлотте приятно, что ее проделки восхищают Симеонова-Пищика. Ей приятно чувствовать себя нужной, любимой. Это помогает ей на время забыть о своем одиночестве. Шарлотта вызывает сочувствие читателя. Именно в силу своих несчастий Шарлотта так хорошо понимает Епиходова, даже хвалит его. Эти два героя близки друг другу. Оба они одиноки, у обоих жизнь не устроена, оба не могут найти поддержки у окружающих.

Собачка на цепочке – деталь, подчеркивающая комизм образа Шарлотты.

Дуняша – простая горничная, но она, как и Яша, считает себя натурой тонкой и одухотворенной. Дуняша говорит о себе: «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь...» Дуняша уже не может заниматься черной работой – ведь она отвыкла от простой жизни. Но обеспечить себе лучшую участь она тоже не может.

Дуняша страстно полюбила Яшу, посчитав его человеком образованным, способным обо всем рассуждать. Но Яша обманул ее, и девушка тоже осталась совсем одна.

Яша – слуга Раневской, тип «современного лакея».Этот простой крестьянский парень с пренебрежением рассуждает о своем прошлом. Он пожил в Париже и теперь считает русскую жизнь недостойной и низменной. Яша просит Раневскую забрать его снова в Париж. Он восклицает: «Вив ля Франс!.. Здесь не по мне, не могу жить… ничего не поделаешь. Насмотрелся на невежество – будет с меня».

Несмотря на то, что Яша мыслит себя тонкой, возвышенной натурой, по сути своей он остался лакеем. Яшу отличают грубость, хамство, душевная черствость, откровенная подлость. Он не хочет видеть свою мать, которая ждет его у порога кухни. Яша издевается над Фирсом и в конце концов говорит ему: «Надоел ты, дед… Хоть бы ты поскорее подох». Яша обманывает Дуняшу, а потом бросает ее.

В пьесе присутствует также несколько эпизодических лиц.

Так, нищий прохожий в белой потасканной фуражке символизирует Россию опустившуюся, пьяную, нечистоплотную, о которой с болью говорит в предшествующем монологе Петя Трофимов.

Почтовый чиновник, начальник почтовой станции, читающий «Грешницу» А.Толстого, олицетворяют пошлое окружение героев пьесы, общее оскудение их жизни. Недаром Фирс замечает: «Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут».

Назовем также несколько внесценических персонажей.

Ярославская тетушка Раневской и Гаева (она же бабушка Ани) – олицетворение несбыточных надежд хозяев вишневого сада. Хотя тетушка прислала обещанные деньги, их не хватило даже на то, чтобы заплатить проценты. Получив деньги, Раневская собирается жить на них в Париже.

Гриша, погибший сын Раневской, ее покойный муж, ее покойная мама символизируют безвозвратно ушедшее прошлое, жизнь, к которой героине уже никогда не суждено вернуться.

Образ парижского любовника Раневской подчеркивает слабую волю и житейскую непрактичность героини. Раневская тратит свои последние деньги на этого человека, как будто не понимает, что он просто пользуется ее привязанностью и разоряет ее. В то же время любовь к нему становится единственным смыслом жизни Раневской. Первую телеграмму от него Раневская разрывает, вторую прячет в карман, а третью спокойно читает, готовая вновь ехать в Париж.

Отец Лопахина, простой крестьянин, – олицетворение прошлого героя. Этот персонаж подчеркивает контраст между социальным происхождением Лопахина и его теперешним положением преуспевающего предпринимателя.

Мать Яши – символ человеческих страданий, порождаемых жестокостью и бессердечием. Материнская любовь толкает ее на унижение перед сыном-подлецом.

Старые слуги Раневской (Ефимьюшка, Поля, Евстигней, Карп) символизируют прежние времена, крепостническую эпоху, которая хотя и ушла в прошлое, но продолжает влиять на настоящее.

Родители Шарлотты Ивановны – олицетворение неустроенной, кочевой жизни.

Купец Дериганов, главный соперник Лопахина на торгах, – символ нового мира, где правят только деньги и материальная выгода, коммерческий расчет.

Дашенька, дочь Симеонова-Пищика, является воплощением доброго, радостного начала в этом герое. Умница Дашенька с ее современными взглядами принадлежит к тому же поколению, что и Аня.

Знойков, Кардамонов – соседние помещики, дававшие Пищику деньги взаймы. Рагулины – помещики, к которым Варя идет в экономки. Упоминание этих лиц позволяет Чехову расширить картину жизни помещиков.

Система персонажей в пьесе «Вишневый сад» отражает важнейшие тенденции в социальной и духовной жизни России на рубеже веков. Это угасание, умирание дворянских гнезд, разрушение прежних человеческих связей, поиск новых форм жизни, новых духовных ориентиров.

Наши рекомендации