Тема 16. Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

История создания поэмы

К работе над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов приступил в середине 1860-х годов и продолжал писать ее до конца жизни. Произведение осталось незавершенным. До сих пор остается спорным вопрос о последовательности частей поэмы. Как правило, части поэмы публикуются в порядке создания их автором: «Часть первая», «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

Тематика. Россия в исторической перспективе

В «Кому на Руси жить хорошо» нашла отражение жизнь таких сословий и социальных групп, как крестьянство, дворянство,духовенство, разночинская интеллигенция (Савва и Гриша Добросклоновы). Важное место в произведении занимают также народное творчество, картины природы и сельского труда.

В поэме Некрасова отразилась жизнь пореформенной России, отчасти – жизнь России до реформы 1861 года. Некрасов изобразил российскую действительность в исторической перспективе.Поэт пишет о тяжелом наследии крепостничества, о современном кризисе, который переживает крестьянство и другие сословия после реформы. Некрасов задумывается также о будущем России и ее народа.

Поэт воссоздал в своем произведении глубокий кризис, который переживают после реформы 1861 года все сословия, не только крестьянство. Рушатся былые устои жизни помещиков и духовенства (главы «Поп» и «Помещик»). Особенно тяжелой реформа оказалась для крестьянства.

Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана, –

говорят мужики о реформе.

Противоречия народной жизни. Идеи автора

Рассказывая о кризисных явлениях российской действительности в современную ему эпоху, Некрасов выявляет не только противоречия между сословиями(прежде всего между помещиками и крестьянами), но и нестроения в самой народной жизни, противоречия в сознании народа. Народ в поэме выступает как великий труженик и одновременно как пьяная, невежественная толпа. В то же время крестьянство, по мысли Некрасова, несмотря на свою неграмотность, является носителем высоких духовных ценностей, богатейшей культуры. Наконец, поэт воспевает силу народную, бунтарский дух народа и одновременно скорбит о холопстве крестьян, об их смирении перед угнетателями.

В поэме воплотились революционно-демократические идеи Некрасова – прежде всего в образе Гриши Добросклонова, в его песнях, но также и в словах самого автора-повествователя. Лучшее будущее народа поэт связывает с приобщением крестьян к прогрессивной литературе и общественной мысли. Особенно ярко такая точка зрения проявляется в авторском отступлении о народных заступниках:

Эх! Эх! Придет ли времечко,

Когда (приди, желанное!)

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Ой, люди, люди русские!

Крестьяне православные!

Слыхали ли когда-нибудь

Вы эти имена?

То имена великие,

Носили их, прославили

Заступники народные!

Вот вам бы их портретики

Повесить в ваших горенках,

Их книги прочитать…

Основные мотивы

Назовем основные мотивы произведения. Это народные страдания и народное счастье, правда-матушка; крестьянский труд; суровая женская доля; богатырство и долготерпение, бунтарство и холопство. Звучат в произведении и сатирические мотивы: поэт обличает помещиков, их произвол в отношении народа, а также крестьян-холопов, заискивающих перед угнетателями.

Центральный мотив произведения – это народное счастье. Он начинает звучать в устах семерых мужиков-странников, затем подхватывается другими персонажами произведения:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Извечный вопросо правде и неправде, о горе и счастье имеет в поэме Некрасова конкретно-историческое преломление. Действие поэмы происходит в пореформенной России, и речь в ней идет о жизни народа после реформы.

Персонажи

Сюжетообразующую роль в поэме играет собирательный образ семи мужиков-странников.Этот образстановится символом русского крестьянства, ожидающего перемен в своей жизни.В поэме, по замечанию Н.Н.Скатова, подчеркнуто эпическое единство семи стран­ников. В изображении путешествующих мужиков, по существу, нет индивидуальных характеристик. В нем отражены общие черты народного сознания:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова –

Неурожайка тож,

Сошлися и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Семь крестьян из поэмы «Кому на Руси...» напоминают нам странников-правдоискателей из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Оба образа отражают представления поэта о чаяниях всего русского крестьянства.

Вместе с тем в произведении выделяются и индивидуально очерченные фигуры крестьян.

Назовем прежде всего Якима Нагого. Его внешность напоминает нам крестьянина-белоруса из «Железной дороги»:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле...

Персонаж соединяет в себе такие черты, как огромное трудолюбие и беспробудное пьянство:

В деревне Босове

Яким Нагой живет;

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Некрасов отмечает также любовь Якима к эстетической стороне жизни: во время пожара герой вместо денег стал спасать картинки.

Ермил Гирин (он же Ермила, Ермило) – это народный правдолюбец. В его образе воплощена крестьянская мечта о справедливости, о правде-матушке, о праведном «крестьянском» царе. Особенно явственно правдолюбие Ермила раскрывается в рассказе о том, как он стал бурмистром в поместье князя:

Пошел Ермило царствовать

Над всей княжою вотчиной,

И царствовал же он!

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил.

Ярко характеризует Ермила также сцена торгов, схватка героя с купцом Алтынниковым. Ермил черпает силу в народной поддержке: как известно, выстоять Ермил смог благодаря тому, что крестьяне одолжили ему денег – как говорится, «с миру по нитке».

Как и всякий народный герой, Ермил не без греха. «Не согрешишь – не покаешься», – гласит народная пословица. И действительно, вместо своего брата Митрия Ермил отправляет в рекруты сына бедной вдовы. Однако вскоре герой раскаивается в своем поступке, и справедливость торжествует.

Твердость нравственной позиции Ермила проявляется во время крестьянского бунта. Рассказчик намекает на то, что герой отказался, по-видимому, умиротворять взбунтовавшихся крестьян и поэтому попал в острог.

Пожалуй, наиболее яркий образ в поэме – это Матрена Тимофеевна Корчагина. Поэт отмечает красоту и величие героини:

Матрена Тимофеевна –

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Жизнь Матрены Тимофеевны неотделима от жизни природы. Не случайно мужики-странники встречают ее в самую благодатную пору – во время уборки урожая:

Уж налились колосики.

Стоят столбы точеные,

Головки золоченые

Задумчиво и ласково

Шумят. Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

Повествование о ней в части «Крестьянка» ведется преимущественно от первого лица: героиня сама рассказывает о собственной жизни, которая поистине трагична. И в самом деле, ей выпала горькая доля. Погиб её сын Дёмушка. На глазах всего мира Матрёну высекли за проступок сына Федотушки. Героиня претерпела голод, пожары, другие бедствия. Ее мужа Филиппа едва не забрали в рекруты. Поэтому неутешительны слова Матрены Тимофеевны, обращенные к странникам:

А то, что вы затеяли

Не дело – между бабами

Счастливую искать!

Образно звучат в конце «Крестьянки» слова странницы-богомол­ки о женском счастье:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого.

Следует также отметить, что часть «Крестьянка» почти полностью построена на фольклорных образах и мотивах.Поэт стремится подчеркнуть неразрывную связь героини с народно-поэтической стихией.

Савелий – крестьянин-бунтарь. Внушителен внешний облик героя, напоминающего медведя:

С большущей сивой гривою,

Чай двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу

Согнувшись выходил.

Бунтарское началов характерегероя наиболее ярко проявляется в истории с убийством немца-управляющего, которого Савелий «живого закопал» в землю.

Герой наделен богатырской силой. В то же время это и богатырь духа, по замечанию Н.Н.Скатова. Под конец жизни Савелий уходит в Песочный монастырь молиться за все русское крестьянство.

Среди эпизодических лиц поэмы выделяются фигуры праведников. Назовём среди них богомольца Фомушку и посадскую вдову Евфросиньюшку, которая заботилась о страждущих в холерные годы.

В своей поэме Некрасов изобразил не только тех представителей народа, которые вызывают симпатию читателя. Поэт показал и холопство, и другие негативные черты народной жизни.

Клим Лавин из части «Последыш» – ленивый и двуличный мужик, который хочет и господам угодить, и доверие односельчан не потерять:

Что ни на есть отчаянный

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Холоп князя Переметьева, облизывая господские тарелки и допивая вино из рюмок, «заработал» «барскую болезнь» – подагру. Он похваляется перед крестьянами:

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал…

Читатель узнает о Сидоре, который, находясь в тюрьме, посылал барину оброк. Дворовый человек Ипат и после реформы продолжает считать себя холопом князя Утятина.

Ипат сказал: «Балуйтесь вы!

А я князей Утятиных

Холоп – и весь тут сказ!»

Любовь к князю он не потерял даже после того, как хозяин искупал его в проруби и переехал санями, сделав в итоге инвалидом.

В поэме рассказывается о предательстве Глеба, который назван Иудой. По вине Глеба его собратья-крестьяне оставались долгие годы в крепостной зависимости («Крестьянский грех»).

Поистине трагична судьба Якова Верного – холопа примерного, который повесился в присутствии собственного барина.

В своей поэме Некрасов показал жизнь не только крестьянства, но и других сословий России – духовенства (в главе «Поп»), помещиков (Оболта-Оболдуева из главы «Помещик» и князя Утятина из части «Последыш»).

В главе «Поп» сельский священник рассказывает о своей многотрудной жизни. В прежние времена, когда богатые помещики жили в своих вотчинах, они щедрыми пожертвованиями поддерживали деревенских батюшек. Теперь же, после реформы, одни помещики разорились, другие уехали в Петербург или за границу. Поместья в запустении, народ обнищал, и с нищих крестьян священнику неловко даже брать «за требу воздаяние»:

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы

И труженицы вечные,

Господь прибавь им сил!

С таких трудов копейками

Живиться тяжело!

Священник напоминает странниками и о злых шутках крестьян в адрес попа, попадьи, поповской дочки. Из рассказа батюшки становится ясно, что после реформы 1861 года духовное сословие переживает нелегкие времена.

Глава «Помещик» повествует обо всём российском барстве, хотя рассказ ведет конкретный помещик – Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Внешний вид помещика важный, солидный. Однако, несмотря на почтенные лета героя, в его облике чувствуется и молодцеватость:

Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет;

Усы седые, длинные,

Ухватки молодецкие,

Венгерка с бранденбурами,

Широкие штаны.

Герой характеризует барскую жизнь и в прошлом, и в настоящем. Он повествует о былой идиллии дворянских усадеб: тут и псовая охота, и роскошные пиры на праздники.

В настоящем же помещичье сословие тоже переживает кризис. Осознает это и Оболт-Оболдуев. Не случайно он так тоскует по прежним временам.

Помещик выступает в этом рассказе и как крепостник-деспот, не изменивший своих привычек и после реформы 1861 года. Он восклицает:

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!

Образ князя Утятина в части «Последыш» – олицетворение упадка, вырождения помещиков.

Своим внешним видом герой напоминает сказочное, диковинное существо:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И разные глаза:

Один, здоровый, светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Князь Утятин никак не может поверить в то, что крепостное право уже отменили, и ведет себя так, как будто ничего не произошло. Самое печальное заключается в том, что крестьяне-вахлаки, одураченные посулами наследников князя, готовы играть «камедь» (комедию), изображая себя крепостными.

Наследники Утятина – его сыновья-гвардейцы и их жены, невестки князя, с нетерпением ожидающие смерти выжившего из ума старика, – тоже изображены в сатирических тонах.

Не менее яркие характеристики дает Некрасов и другим помещикам. Среди них Шалашников, жестоко поровший своих крепостных за неуплату оброка; господин Поливанов, который купил за взятки деревеньку и там «вольничал, бражничал, горькую пил», чинил насилие и произвол, отдал в рекруты племянника своего преданного слуги Якова Верного и довел самого Якова до самоубийства. Среди помещиков-самодуров особой жестокостью отличается душегуб пан Глуховский («О двух великих грешниках»).

Впрочем, среди лиц дворянского сословия, описанных в некрасовской поэме, встречаются и достойные, добродетельные люди. Это, например, Павлуша Веретенников, собиратель фольклора, выручивший старика Вавилу и купивший его внучке ботиночки; адмирал-вдовец («аммирал-вдовец»), совершивший геройские подвиги в битвах с врагом и великодушно отпустивший на волю своих крепостных («Крестьянский грех»). Это, наконец, губернаторша Елена Александровна, с сердечной теплотой пришедшая на помощь Матрене Тимофеевне.

В образе Гриши Добросклонова и его брата Саввы Некрасов показал читателю разночинцев – народных заступников. Фамилия «Добросклонов» напоминала современникам Некрасова о рано ушедшем из жизни революционном демократе Н.А.Добролюбове, друге и соратнике поэта. Наиболее ярко мировоззрение Гриши раскрывается в его песнях, которые герой поет односельчанам. В качестве примера приведем песню «Русь»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Создавая образ Гриши, Некрасов обращался к юным читателям, призывая их посвятить себя делу освобождения народа.

Природа. Народный календарь

В поэме «Кому на Руси...» мы находим замечательные картины русской природы; представлены разные времена года.

Повествование начинается весной:

Леса, луга поемные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

С Матрёной Тимофеевной странники встречаются в благодатную пору – летом, во время уборки зерновых: «Уж налились колосики...» (см. выше). Показаны в поэме и другие времена года – осень, зима.

Важно, что в произведении Некрасова природа показана в крестьянском восприятии. В поэме отражен народный календарь. События, различные явления в жизни природы и человека соотносятся с циклом сельскохозяйственных работ, а также с церковными праздниками и народными поверьями.

Например, в главе «Сельская ярмонка» Некрасов, рисуя картину весенней природы, вспоминает о празднике святителя Николая Чудотворца, особенно почитаемого на Руси:

Недаром наши странники

Поругивали мокрую,

Холодную весну…

Лишь на Николу вешнего

Погода поуставилась,

Зеленой свежей травушкой

Полакомился скот.

Время колошения хлебов отмечено следующей народной приметой:

Кукуй, кукуй, кукушечка!

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом –

Не будешь куковать!

В части «Последыш» период сенокоса связывается со временем Петровского поста:

Петровки. Время жаркое.

В разгаре сенокос.

В день Симеона Летопроводца Матрена Тимофеевна вышла из младенчества:

В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку.

В соответствии с народным календарем день памяти святой великомученицы Екатерины отмечается первым катанием на санях:

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день.

Церковными праздниками отмечены день расставания Матрены Тимофеевны с мужем и день рождения сына:

Филипп на Благовещенье

Ушел, а на Казанскую

Я сына родила.

После гибели Дёмушка Матрёна, в соответствии с народным обычаем, не берет «в рот яблока до Спаса», то есть до Преображения.

Наши рекомендации