Город Калинов. Духовный кризис патриархального мира и его отражение в «Грозе»

Действие «Грозы» происходит в уездном городе Калинове. Картины быта и нравов этого города, воссозданные Островским, отражают традиционный, патриархальный, «домостроевский» уклад жизни купечества и мещанства – но в переломный, кризисный момент. Поэтому не случайно Калинов изображен в «Грозе» по принципу контраста. С одной стороны, зрителя восхищает красота природы, увлекают задушевные народные песни, яркие самобытные характеры. С другой стороны, его поражает жестокость нравов, царящих в городе.

В авторской ремарке описывается декорация первого действия: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Калинов расположен в живописном месте. Мещанин Кулигин, один из героев пьесы, любуется величественным течением Волги. Он поет песню «Среди долины ровныя…», в которой также прославляются красота и величие русской природы. В третьем действии пьесы дается картина гулянья молодежи, снова звучат песни.

С гармонией в природе, с красотой народных песен контрастирует мрачная картина нравов города, атмосфера жестокости, что запечатлено в монологах Кулигина в первом и в третьем действиях. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит Кулигин. Он рассказывает о «грубости да бедности нагольной», царящих в среде мещан, о богачах, закабаляющих простой народ, о семейном деспотизме, о «разврате темном да пьянстве», скрывающихся за запорами купеческих домов.

Жители города оторваны от остального мира. Главным источником информации в Калинове являются слухи и рассказы странников, которым обитатели города безоговорочно верят. Например, Феклуша рассказывает о странах, где живут люди с песьими головами, об огненном змии – железной дороге.

На примере города Калинова Островский показал кризис всего патриархального мира, особенно остро проявившийся в России накануне крестьянской реформы 1861 года. Интересно, что Островский еще совсем недавно, в москвитянинский период своего творчества, идеализировал этот мир; теперь же он подвергает его беспощадной критике.

Драматург вскрывает глубинные причины этого кризиса. Как известно, патриархальные устои России – Святой Руси – формировались на основе духовных ценностей Православия. Главная из них – новозаветная заповедь о любви. Между тем эта заповедь беспощадно попиралась теми, кто имел силу и власть. Островский показывает это в «Грозе» на примере таких персонажей, как Дикой и Кабаниха.

Оскудение любви в патриархальном мире и привело в результате к его глубинному кризису, а в известной читателю исторической перспективе – и крушению. Островский гениально это предвидел.

Персонажи

Кратко охарактеризуем основных персонажей пьесы.

Савел Прокофьевич Дикой – богатый купец, значительное лицо в городе.

С образом Дикого связана тема грубого произвола, основанного на власти денег. Яркую характеристику героя дает в начале пьесы мещанин Шапкин. Он говорит: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».

Дикой – враг просвещения, противник каких-либо нововведений. Это становится ясно из его разговора с Кулигиным (четвертое действие), которого Дикой называет «разбойником».

Искренне возмущаясь безбожными, по его мнению, речами и проектами Кулигина, Дикой оказывается одержим страстью стяжательства, держит в нищете рабочих, недоплачивая им и без того скудное жалование.

Кроме того, постоянно находясь в состоянии раздражения, гнева, он беспощадно тиранит собственных домочадцев. При этом Дикой прекрасно понимает, что такое его поведение противоречит главным устоям православной веры. Не случайно, говея Великим Постом, Дикой на коленях просит прощения у обиженного им мужика. Впрочем, моменты покаяния случаются у Дикого очень редко.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)– богатая купеческая вдова, женщина властная и жестокая.

В системе персонажей пьесы место Кабанихи очень значительно. Она является антагонистом главной героини – Катерины. Образы Кабанихи и Катерины постоянно соотносятся. А.И.Журавлева, современный исследователь творчества Островского, справедливо утверждает, что обе героини писателя максималистки. Они представляют собой два полюса патриархального мира.

Произвол Кабанихи имеет несколько иную природу, чем самодурство Дикого. Героиню отличает прежде всего семейный деспотизм, сочетающийся с внешним благочестием.Главным основанием её произвола становятся не деньги, а религия.

Кабаниха соблюдает все внешние формы благочестия: ходит к церковным службам, принимает в своем доме странниц. Не случайно Феклуша неустанно благодарит Марфу Игнатьевну за щедрость.

Следует признать, что в деспотизме Кабанихи подчас видна и ревностная любовь к родным, попечение о них. Например, в её строгости к Тихону можно увидеть своего рода заботу о сыне; в постоянных придирках к Катерине проявляется стремление прилежной в делах веры свекрови привить и невестке строгие представления о благочестии. Кабаниха заботится о сохранении старинных обычаев в собственной семье. Однако деспотизм оказывается в ее душе сильнее любви к ближнему. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», – говорит о ней Кулигин. В пьесе постоянно ощущается ненависть Кабанихи к невестке, смеющей перечить свекрови. Особенно явно эта ненависть проявляется в последнем действии пьесы, в заключительных сценах. Жестокость Кабанихи немало способствовала трагической гибели Катерины.

На всем протяжении пьесы зрителю передается душевное нестроение Кабанихи, и это не случайно. Героиня видит, что вокруг нее рушатся устои патриархального мира; ей кажется, что не за горами и конец света. Ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре. В результате финал “Грозы” являет собой, по точному замечанию А.И.Журавлевой, не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи.

Странница Феклуша олицетворяет собой мир слухов и небылиц, которыми насквозь пропитан калиновский мир.

Символичен образ полусумасшедшей барыни с двумя лакеями. С одной стороны, она олицетворяет собой жестокость города Калинова. С другой стороны, ее пророчества носят апокалиптический характер: барыня обещает близкую кару не только Катерине, но и всем жителям города. Она говорит: «Все в огне гореть будете в неугасимом!»

Тихон Иванович Кабанов – один из центральных персонажей пьесы, сын Кабанихи, муж Катерины. По причине слабохарактерности Тихон не соответствует роли мужа в патриархальной семье. Он не готов быть властелином, но одновременно защитой и опорой жены.

В сердце Тихона есть сострадание к жене, но он не может не подчиняться суровым требованиям матери. Он не в состоянии помочь Катерине ни тогда, когда она борется с греховной страстью, ни после ее публичного покаяния. Пьянство Тихона – реакция этого слабого человека на деспотизм Кабанихи.

Только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины.

Борис Григорьевич – племянник Дикого. По своему характеру Борис слаб и жалок, как и Тихон. Единственное его отличие от мужа Катерины – образованность.

Борис не принадлежит к миру города Калинова по рождению и по воспитанию, он не похож на других жителей города обликом и манерами. Между тем Борис, по замечанию А.И.Журавлевой, «взят в плен Калиновом», признал над собой его законы. Он прекрасно понимает, что Дикой не отдаст ему бабушкиного наследства, но ведет себя так, как будто обязан подчиняться дяде.

Роль Бориса в композиции произведения необычайно важна. Это один из сюжетообразующих персонажей. Борис – предмет страсти Катерины. Герой не испытывает такого глубокого, сильного чувства к Катерине, как она к нему. Борис решается на встречу с Катериной, хотя понимает, что этим он губит молодую женщину. Кстати, об этой опасности предупреждает Бориса Кудряш перед самым первым свиданием Катерины с Борисом.

Когда Дикой отправляет Бориса в Сибирь, он оставляет Катерину без особых угрызений совести. Он сильно расстроен, не более того.

Варвара, дочь Кабанихи, стоит на позиции житейских компромиссов. Обман становится для нее основным способом существования в условиях деспотической власти Кабанихи. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», – объясняет свою позицию Варвара. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», – учит она Катерину. В отношении Катерины Варвара выступает в роли соблазнительницы, она всячески способствует ее первой встрече с Борисом.

В финале пьесы Варвара убегает из дома с Кудряшом, не выдержав деспотизма Кабанихи.

В системе персонажей хитрая Варвара противопоставлена простодушной Катерине с ее честностью и бескомпромиссностью.

Кудряш – конторщик Дикого. Это яркий народный характер. Героя отличают внешняя привлекательность, молодецкая удаль. Кудряш – человек смелый и независимый. Работая у Дикого, он не готов мириться с грубостью и произволом хозяина, решительно противостоит ему в словесных перепалках.

Интересно, что в отношении Катерины и Бориса Кудряш проявляет благоразумие. При встрече с Борисом ночью у калитки сада Кабановых Кудряш предупреждает его о возможных печальных последствиях ухаживания за замужней женщиной.

Важное средство выявления черт народного характера Кудряша – песни, которые он поет под гитару.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Островский подчеркивает некоторое сходство в миросозерцании Кулигина и Катерины: оба персонажа умеют видеть красоту природы, восхищаться ею, их отличает поэтический взгляд на мир. Кулигин вдохновенно поет народные песни («Среди долины ровныя…»).

Однако в противоположность Катерине Кулигину не свойствен бунтарский дух. Героя отличает смирение, покорность сильным мира сего.

Кулигин видит окружающий мир явно не так, как представители «темного царства». Это человек, старающийся проникнуть в сущность явлений. Кулигина возмущает невежество, в которое погружен город Калинов. Герой восклицает: «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет!»

В то же время Кулигина трудно назвать выразителем идей прогресса. Солнечные часы, которые он предлагает установить на бульваре, известны были еще в глубокой древности. «Перпетуум мобиле» (вечный двигатель) – идея средневековья. Громоотвод – изобретение XVIII века. Кулигин наделен даром стихотворства; он пишет стихи, но опятьже по-старинному, подражая Ломоносову и Державину.

В композиции произведения роль Кулигина весьма значительна. Это обличитель «темного царства», его «жестоких нравов» и невежества. Отметим монологи героя в первом и в третьем действиях произведения, обращенные к Борису, где Кулигин бичует нравы города. Показателен также диалог Кулигина с Диким в четвертом действии, где механик безуспешно пытается предложить купцу установить на бульваре солнечные часы, построить громоотводы. Впрочем, слова героя не способны что-либо изменить в жизни города Калинова. Открытый протест против самодуров Кулигин выражает только в конце пьесы, обличая тех, кто довел Катерину до самоубийства.

Катерина – главная героиня «Грозы». Её отличают такие черты характера, как искренность, глубокая, нелицемерная вера в Бога, любовь к природе, поэтичность натуры и одновременно вольнолюбие, а в критические моменты жизни – бунтарский дух.

Детство и юность Катерины прошли в родительском доме, в том же патриархальном мире, но не искаженном, в отличие от мира калиновского, жестокостью и лицемерием. Уже в раннем детстве Катерину отличала любовь к природе, а особенно – к церковным службам. В детских снах, о которых героиня рассказывает Варваре, передано ощущение рая: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».

В детстве же проявилась и другая сторона натуры Катерины, а именно ее вольнолюбивый дух. За что-то обидевшись на родных, она покинула родительский дом и уплыла в лодке по Волге, так что ее с трудом удалось найти лишь на следующее утро.

Миру свободы, окружавшему героиню в детстве, противопоставлена атмосфера деспотизма, в которой она оказалась в замужестве.

Катерина – единственная жертва «темного царства», открыто выразившая протест против царящего в нем деспотизма.

Однако, не желая находиться в повиновении у деспотичной свекрови, в плену у «темного царства», героиня оказывается в плену у собственной греховной страсти – внезапно вспыхнувшего чувства к Борису. Молодая женщина, человек глубоко верующий и боящийся греха, всеми силами пытается сопротивляться этой страсти, но не находит опоры в этой борьбе: ни муж, ни свекровь, ни золовка не могут ей помочь. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что», – говорит Катерина.

Сцена признания Катерины в измене мужу подтверждает тот факт, что героиня не способна притворяться, лицемерить. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась.

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние она не смогла по двум причинам: в своих близких она не нашла столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения, а в своем сердце – должной глубины смирения перед волей Божией.

Таким образом, в душе Катерины уже с детства проявлялись два непримиримых начала. Это безграничная любовь к свободе и искренняя, глубокая вера в Бога, неизбежно подразумевающая смирение собственной воли перед Его волей.

Художественные средства создания образа Катерины непосредственно связаны с этими двумя началами. Островский черпает их из двух источников – из народно-поэтического творчества и из церковно-житийной литературы.

Стремление Катерины к свободе, выразившееся в страстной любви героини к Борису, воссоздано Островским с помощью народно-поэтических образов и мотивов, имеющих в своей основе древние языческие корни.

Христианская вера Катерины, мотив греха, мотив покаяния воссозданы автором «Грозы» с опорой на церковно-житийные образы.

Среди народно-поэтических образов и мотивов назовем в первую очередь мотив полета и образ вольной птицы. Обращаясь к Варваре, Катерина спрашивает: «Отчего люди не летают так, как птицы?»

Еще один мотив народной поэзии – невозможность жизни без милого друга. Тоскуя о Борисе, Катерина восклицает: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил!»

Древнейший мотив народного творчества – обращение к буйным ветрам. Так, этот мотив звучит в «Слове о полку Игореве», в плаче Ярославны. Думая о Борисе, Катерина произносит такие слова: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Отметим, наконец, народно-поэтический образ могилушки. В заключительном монологе Катерина размышляет: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…»

Другой важнейший источник художественных средств создания образа Катерины – церковно-житийные тексты. Повседневная церковная жизнь Катерины, а также жития святых, воспринятые героиней главным образом из устных рассказов странниц, наполнили ее речь словами и оборотами церковного характера (ангелы, храмы золотые, райские деревья). Особенно ярки эти образы в уже упомянутых словах Катерины оснахее детства.

Наши рекомендации