Авторские отступления и другие внесюжетные элементы
Важное место в поэме занимают авторские отступления: сатирические, публицистические, лирические, философские и другие. По своему содержанию близки к отступлениям некоторые рассуждения Чичикова, передающие авторскую позицию. Как отступление можно рассматривать и такой внесюжетный элемент, как притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче в одиннадцатой главе.
Помимо отступлений,важную роль в выявлении авторской позиции играет «Повесть о капитане Копейкине», рассказанная почтмейстером (десятая глава).
Назовём основные отступления, содержащиеся в первом томе «Мертвых душ». Это размышления автора о толстых и тоненьких чиновниках(первая глава, сцена вечеринки у губернатора); его суждения об умении обращаться с людьми (третья глава); остроумные авторские замечания о здоровом желудке господ средней руки (начало четвертой главы). Отметим также отступления о метком русском слове (конец пятой главы), о юности (начало шестой главы и отрывок “Забирайте же с собою в путь…”). Принципиальное значение для понимания авторской позиции имеет отступление о двух писателях (начало седьмой главы).
К отступлениям можно приравнять рассуждения Чичикова о купленных крестьянских душах (начало седьмой главы, после отступления о двух писателях), а также размышления героя о праздной жизни сильных мира сего на фоне несчастий народа (конец восьмой главы).
Отметим также философское отступление о заблуждениях человечества (десятая глава). Завершают список отступлений авторские размышления в одиннадцатой главе: о Руси («Русь! Русь!.. Вижу тебя…»), о дороге, о страстях человеческих.Особо отметим притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче и отступление о птице-тройке, завершающее первый том «Мертвых душ».
Рассмотрим некоторые отступления более подробно. Размышления автора о метком русском слове завершает пятую главу поэмы. В силе и меткости русского слова Гоголь видит проявление ума, творческих способностей, таланта русского народа. Гоголь сравнивает русский язык с языками других народов: «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Рассуждая о русском языке и о языках других народов, Гоголь прибегает к приему образного параллелизма: множество народов, живущих на земле, уподобляется множеству церквей на Святой Руси.
В начале шестой главы мы находим отступление о юности. Автор, рассказывая читателю о своих дорожных впечатлениях в юности и в зрелые годы, замечает, что в юности человеку свойственна свежесть мировосприятия, которую он впоследствии утрачивает. Самое печальное, по мысли писателя, заключается в том, что человек с течением времени может утратить и те нравственные качества, которые были в нем заложены в юности. Недаром тему юности Гоголь продолжает в дальнейшем повествовании, в связи с рассказом о Плюшкине, о его духовной деградации. Автор обращается к юношеству с трепетными словами: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
Отступление о двух писателях, открывающее седьмую главу, тоже построено на образном параллелизме. Писатели уподобляются путникам: писатель-романтик – счастливому семьянину, писатель-сатирик – одинокому холостяку.
Писатель-романтик показывает лишь светлые стороны жизни; писатель-сатирик изображает «страшную тину мелочей» и выставляет ее на «всенародные очи».
Гоголь говорит о том, что писателя-романтика сопровождает прижизненная слава, писателя-сатирика ждут упреки и гонения. Гоголь пишет: «Не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров».
В отступлении о двух писателях Гоголь формулирует собственные творческие принципы, которые впоследствии получили наименование реалистических. Здесь же Гоголь говорит о значении высокого смеха – ценнейшего дара писателя-сатирика. Участь такого писателя – «озирать» жизнь «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».
В отступлении о заблуждениях человечества в десятой главе заключена главная идея «Мертвых душ»,составляющая сущность христианского миропонимания Гоголя. По мысли писателя, человечество в своей истории часто уклонялось от истинного пути, начертанного Богом. Отсюда заблуждения и прошлых поколений, и нынешнего. «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги. Всех других путей шире и роскошнее он, озаренный солнцем и освещенный всю ночь огнями, но мимо его в глухой темноте текли люди», – пишет Гоголь. Жизнь гоголевских героев – помещиков, чиновников, Чичикова – представляет собой яркий пример человеческих заблуждений, уклонения от правильного пути, потери истинного смысла жизни.
В отступлении о Руси («Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…») Гоголь созерцает Россию из далекого Рима, где, как мы помним, он создавал первый том «Мертвых душ».
Автор поэмы сравниваетприроду России с природой Италии.Он сознает, что русская природа,в отличие от роскошной итальянской,не отличается внешней красотой; в то же время бесконечные российские просторы вызываютв душе писателяглубокое чувство.
Гоголь говорит о песне, в которой выражается русский характер. Писатель размышляет также о беспредельной мыслиио богатырстве, свойственных русскому народу. Не случайно свои раздумья о Руси автор завершает словами: «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»
Притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовичеи по форме, и по содержанию напоминает авторское отступление. В образах отца и сына – Кифы Мокиевича и Мокия Кифовича – отражено гоголевское понимание русского национального характера. Гоголь считает, что существуют два основных типа русского человека – тип философа и тип богатыря. По мысли Гоголя, беда русского народа заключается в том, что и мыслители, и богатыри на Руси вырождаются. Философ в своем современном состоянии способен только предаваться пустым мечтам, а богатырь – разрушать всё вокруг себя.
Завершает первый том «Мертвых душ» отступление о птице-тройке. Здесь Гоголь выражает свою веру в лучшее будущее России, он связывает его с русским народом: недаром упоминаются здесь умелец – «ярославский расторопный мужик» – да удалой ямщик, лихо управляющий несущейся тройкой.
Итак, мы видим, как в авторских отступлениях, различных по своему содержанию и по форме, переданы мысли автора о России, о русском языке и русском народе, о призвании писателя, о смысле человеческой жизни и о многом другом.
В своих отступлениях автор выступает как писатель с христианским миропониманием, горячий патриот, едкий сатирик и тонкий лирик.
Вопросы и задания
1. Дайте полное заглавие «Мертвых душ». Расскажите об истории создания поэмы. Что писал Гоголь о замысле своего творения Жуковскому? Удалось ли писателю в полной мере осуществить свой замысел? В каком году был завершен и в каком опубликован первый том произведения? Что вы знаете о судьбе второго и третьего томов?
Прокомментируйте название произведения. Какой здесь заключен парадокс? Почему словосочетание «мертвые души» трактуется как метафорическое?
Назовите основные темы гоголевской поэмы. Какие из этих тем освещаются в основном повествовании, какие – в отступлениях?
2. Как вы можете определить главную проблему произведения? Как она связана с христианским миропониманием Гоголя?
Какой пафос преобладает в гоголевской поэме? С какой темой связано утверждающее начало?
3. Какое жанровое определение дал Гоголь «Мертвых душам» в подзаголовке к произведению? Как трактовал этот жанр сам писатель в проспекте «Учебной книги словесности для русского юношества»? Черты каких жанров увидели в «Мертвых душах» К.С.Аксаков, В.Г.Белинский? Чем произведение Гоголя напоминает авантюрно-приключенческий роман?
4. Кто подарил Гоголю сюжет «Мертвых душ»? Как сюжет произведения связан с гоголевским пониманием жанра поэмы? Какой персонаж произведения является сюжетообразующим и почему?
Какой принцип организации материала преобладает в произведении Гоголя? Какие пространственные образы мы здесь находим?
Какие элементы первой главы относятся к экспозиции? Какое место в произведении занимает галерея помещиков? Назовите основные эпизоды последующих глав, раскрывающие образ губернского города. Какое место в композиции произведения занимает любовная интрига? В чем ее своеобразие в поэме?
Какое место в «Мертвых душах» занимает жизнеописание Чичикова? Какие внесюжетные элементы поэмы вы можете назвать?
5. Кратко охарактеризуйте галерею помещиков. По какому плану рассказывает Гоголь о каждом из них? Какие художественные средства использует писатель при создании их образов? Расскажите о каждом из помещиков, изображенных Гоголем. Выявите значение всей галереи.
6. В каких главах «Мертвых душ» освещается тема города? Расскажите об экспозиции образа города в первой главе. Какие описания, характеристики она включает?
Перечислите максимальное число чиновников города, называя их должности и фамилию и отчество, если они указаны автором. Дайте общую характеристику чиновников и каждого в отдельности. Какие человечески страсти, пороки они олицетворяют?
Перечислите главные эпизоды, раскрывающие тему города, выявите идейно-композиционную роль каждого из них .
7. В каких главах и в каких эпизодах «Мертвых душ» упоминаются Петербург, петербургская жизнь? В какой главе, кто из персонажей и в какой связи рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»? К какому фольклорному источнику она восходит? В чем своеобразие повествования в рассказе о Копейкине? Каким рисуется здесь Петербург? Какой художественный примем использует здесь автор? Каков основной конфликт в «Повести...»? Какую идею хотел донести автор до читателя, включая историю с Копейкиным в основной текст «Мертвых душ»?
8. Какие функции выполняет образ Чичикова в «Мертвых душах»? Какой тип русской жизни он представляет? Какова композиционная роль Чичикова, в чем необычность этой роли? Рассмотрите художественные средства создания образа героя, приведите примеры этих средств; особое внимание уделите жизнеописанию героя.
9. Какие стороны жизни народа раскрываются в «Мертвых душах»? Расскажите о крепостных слугах Чичикова, об эпизодических персонажах – представителях народа. Назовите крестьян-умельцев из числа «мертвых душ», проданных Чичикову Собакевичем, кратко охарактеризуйте их. Назовите беглого крестьянина Плюшкина, возлюбившего вольную жизнь. В каких эпизодах «Мертвых душ» содержатся намеки на способность народа к бунту?
10. Перечислите все известные вам авторские отступления и другие внесюжетные элементы «Мертвых душ». Подробно рассмотрите отступления о метком русском слове, о юности, о двух писателях, о заблуждениях человечества, о Руси, притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, а также отступление о птице-тройке. Каким предстает в этих отступлениях автор произведения?
11. Составьте развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Художественные средства и приемы в поэме “Мертвые души”» (пейзаж, интерьер, портрет, комические ситуации, речевые характеристики героев, пословицы; образный параллелизм, сравнение, гипербола, ирония).
12. Напишите сочинение на тему: «Разновидности и художественные функции деталей в “Мертвых душах” Н.В.Гоголя».
Тема 12. А.Н.Островский. Краткие биографические сведения. «Гроза»[25]