Тема 3. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»
История создания
Пушкин начал писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году в Кишиневе, в период южной ссылки. Работа над произведением была в основном закончена в 1830 году в Болдине. В 1831 году в роман было включено письмо Онегина к Татьяне. В последующие годы в текст «Евгения Онегина» вносились некоторые изменения и дополнения.
Первоначально у Пушкина не было четкого плана романа. В 1830 году, готовя публикацию полного текста произведения, Пушкин набросал общий план издания. Предполагалось опубликовать девять глав. Однако восьмая глава, где рассказывалось о странствиях Онегина, была значительно сокращена и в окончательный текст романа не вошла (отрывки из нее публиковались отдельно, в авторских примечаниях к роману). В результате девятая глава оказалась на месте восьмой. Таким образом, в окончательном тексте романа восемь глав.
Кроме того, существует гипотеза, что Пушкин написал десятую главу, где он рассказал о тайных обществах декабристов. Рукопись десятой главы поэт сжег в 1830 году в Болдине. До нас дошли отдельные ее фрагменты. До сих пор ученые спорят о том, существовала ли десятая глава как таковая. Не исключено, что мы имеем дело с разрозненными фрагментами чернового текста произведения, не составлявшими отдельную главу.
Время действия
Пушкин писал: «В нашем романе время расчислено по календарю». По предположению Ю.М.Лотмана, начало событий (Онегин едет в деревню к больному дяде) приходится на лето 1820 года. В первой главе описана петербургская зима 1819-1820 годов. Многие исследователи полагают, что действие романа завершается весной 1825 года. Впрочем, существует гипотеза, что в последней главе рассказывается о последекабрьской эпохе.
Тематика
Основная тема «Евгения Онегина» – жизнь русского дворянства в начале 1820-х годов.
Кроме того, Пушкин воссоздал в своем произведении самые различные стороны жизни России того времени. Так, он отразил жизнь не только дворянства, но и других сословий, в первую очередь крестьянства.
В романе широко представлена русская и западноевропейская литература и культура.
Кроме того, в своем произведении Пушкин показал природу России, картины русского быта. Вот почему В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».
Проблематика
Центральная проблема романа – это проблема героя времени. Данная проблема поднимается преимущественно в связи с образом Онегина, но также и в связи с образами Ленского и самого автора.
Проблема героя времени соотносится с другой проблемой произведения – с проблемой личности и общества. В чем причина одиночества Онегина в обществе? В чем причина душевной опустошенности пушкинского героя: в несовершенстве окружающего общества или в нем самом?
В качестве важнейшей в романе назовем проблему русского национального характера. Данная проблема осмысляется автором прежде всего в связи с образом Татьяны (яркий пример русского национального характера), но также и в связи с образами Онегина и Ленского (герои, оторванные от национальных корней).
В романе ставится ряд нравственно-философских проблем. Это смысл жизни, свобода и счастье, честь и долг. Важнейшая философская проблема произведения – человек и природа.
Кроме того, поэт ставит в своем произведении и эстетические проблемы: жизнь и поэзия, автор и герой, свобода творчества и литературные традиции.
Идейная направленность
В «Евгении Онегине» нашла отражение духовная эволюция Пушкина: кризис просветительских идей (период южной ссылки); осознание ценностей народной жизни (период ссылки в Михайловское); сомнения и душевные муки, борьба между верой и безверием (период скитаний).
При этом гуманистические идеалы – свобода личности, «внутренняя красота человека» (Белинский), неприятие жестокости и эгоизма – остаются для поэта главными во все периоды создания романа.
Одновременно поэт утверждает духовные ценности, связанные с национальными корнями. Это близость человека к природе, следование народным традициям, а также такие христианские добродетели, как самоотверженность, верность супружескому долгу. Эти ценности выявляются прежде всего в характере Татьяны.
Пушкин-поэт утверждает в своем романе творческое отношение к жизни.
Одновременно пушкинский роман отмечен и сатирическим пафосом: поэт обличает консервативное дворянское общество, царящие в нем крепостнические устои, пошлость, духовную пустоту.
«Евгений Онегин» как реалистическое произведение
«Евгений Онегин» – первый реалистический роман в русской литературе.
Произведение Пушкина отличает историзм: здесь мы находим отражение эпохи первой половины 1820-х годов, важнейших тенденций в жизни русского дворянства того времени.
В своем произведении Пушкин показал яркие типические характеры. В образе Онегина Пушкин воссоздал тип образованного дворянина, который впоследствии получил наименование «лишнего человека». В образе Ленского поэт запечатлел тип мечтателя-романтика, также характерный для той эпохи.
В лице Татьяны перед нами предстает тип русской женщины-дворянки. Ольга – тип заурядной провинциальной барышни. В образах второстепенных и эпизодических персонажей (мать Татьяны, гости Лариных, Зарецкий, няня Татьяны, московские родственники Лариных, муж Татьяны и другие) Пушкин также представил читателю яркие типы русской жизни.
В отличие от романтических поэм, в «Евгении Онегине» автор отделен от героев, он изображает их объективно, со стороны. При этом образ автора, при всей его важности в романе, не имеет самодовлеющего значения.
В «Евгении Онегине» мы находим реалистические картины природы, многочисленные детали русского быта, что также свидетельствует о реализме романа.
Именно реальная жизнь (а не отвлеченные романтические идеалы) становится для Пушкина источником творческого вдохновения и предметом поэтического осмысления. Белинский писал: «Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно, что для них была проза, то для него была поэзия».
Роман написан живым разговорным языком. Пушкин нередко использует в своем произведении слова и выражения «низкого» стиля, приближая тем самым словесную ткань романа к повседневному языку своего времени.
Жанровое своеобразие
Как известно, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. (В эпопее, в отличие от романа, на первом плане судьба целого народа.)
Своеобразие жанра «Евгения Онегина» состоит в том, что это не просто роман, а роман в стихах. Жанровое определение произведению дал сам Пушкин в письме к князю П.А.Вяземскому от 4 ноября 1823 года: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».
Особенности жанра пушкинского романа одним из первых охарактеризовал Белинский. Во-первых, критик отметил в качестве величайшей заслуги Пушкина создание романа в стихах в то время, когда в русской литературе не было еще значительных романов в прозе.
Во-вторых, Белинский сравнивает пушкинский роман с поэмами Байрона, выявляя как родственные черты произведений двух авторов, так и принципиальное новаторство Пушкина.
Белинский называет некоторые традиции Байрона в «Евгении Онегине». Это стихотворная форма, непринужденная манера рассказа, «смесь прозы и поэзии», то есть сочетание бытовых, прозаических явлений и высоких предметов, отступления, «присутствие лица поэта в созданном им произведении».
Одновременно Белинский отмечает новаторство Пушкина, которое критик видит в следующем. Во-первых, это национальная самобытность пушкинского произведения. Байрон, по словам Белинского, «писал о Европе для Европы... Пушкин писал о России для России». Во-вторых, это «верность действительности» Пушкина – поэта-реалиста – в противоположность «субъективному духу» Байрона – поэта-романтика.
Наконец, роман Пушкина отличает свободная форма. Об этой черте своего произведения Пушкин говорит в посвящении П.А.Плетневу: «Прими собранье пестрых глав…» В конце «Евгения Онегина» поэт упоминает «даль свободного романа». Такую форму роману придает неповторимый голос автора, внутренний мир которого находит в произведении свободное, непосредственное выражение. Авторские отступления, написанные в легкой, непринужденной манере, сочетаются со строгой симметрией в расстановке центральных персонажей и «зеркальностью» сюжетного построения.