Эволюция творчества А. Блока. Идейно-художественный анализ 1-2 произведений.

Александр Блок – символист. В стихах, и прозе всегда присутствуют какие – то таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки символизма. При прочтении его стихов кажется, что поэту «надели» эти рамки, ему тесно.

Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно

принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда не

принадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере

относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов XX в. – Блока.

Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций

великой русской литературы XIX в – и как зачинатель новой русской поэзии

АНАЛИЗ№1

Одной тебе, тебе одной,

Любви и счастия царице,

Тебе прекрасной, молодой

Все жизни лучшие страницы!

Ни верный друг, ни брат, ни мать

Не знают друга, брата, сына,

Одна лишь можешь ты понять

Души неясную кручину.

Ты, ты одна, о, страсть моя,

Моя любовь, моя царица!

Во тьме ночной душа твоя

Блестит, как дальняя зарница.

"Одной тебе, тебе одной" было написано в 1898 году. Любовная лирика. О любимой женщине, которая поддерживает его в различный ситуациях, понимает, что лежит у него на душе, из-за этого Блок называет его царицей, Ведь, действительно, ни каждый человек может проникнуть в душу к человеку.

средствавыразительности. Эмоциональное напряжение автор передаёт с помощью повторов "одной тебе, тебе одной"
Эпитеты: "лучшие страницы", "дальняя зарница", "неясную кручину".
Метафора:
"Во тьме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница."
Обращение:
Моя любовь, моя царица! (также является риторическим обращением)
Сравнение: "как дальняя зарница"
Градацию "ни верный друг, ни брат, ни мать".
Стихотворение состоит из 3-х строф. Рифма перекрестная( рифмовка АВАВ), Размер- четырехстопный ямб.

Эволюция творчества А. Ахматовой. Идейно-художественный анализ 1-2 произведений.

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берёт ее,-

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид".

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

АНАЛИЗ№1

Основная тема стихотворения – любовь к Родине. Быть поэтом и творить, по мнению Ахматовой, можно только на родине. Сама мысль об эмиграции в тяжелое для страны время оскорбительна для нее. Стихотворение «Мне голос был» вместило все душевные терзания поэтессы, поставленной самой жизнью перед труднейшим выбором – бежать из России за границу или разделить со своей страной ее трагическую судьбу. Произведение стало ярким манифестом, направленным против тех, кто бросил или собирался бросить Россию. Композиция стихотворения включает две смысловые части. В первой части неведомый сладкий голос зовет лирическую героиню покинуть свой «глухой и грешный», обреченный край. Отчетливый мотив искушения создается за счет неторопливой интонации, употребления призывных обращений («иди сюда») и повторов («оставь свой край», «оставь Россию»). Голос обещает, что «черный стыд» в душе бросившего родину человека легко пройдет со временем, как и чувство вины; ведь главное – убежать от невзгод в другую, благополучную и комфортную жизнь. Кульминация стихотворения наступает во второй части. Героиня делает нравственный выбор, приняв решение разделить со своей страной все тяготы и испытания. Ахматова, как и ее героиня, не отделяет себя от России. Она дает беспощадный отпор этому внутреннему голосу, не мысля своей жизни без родины. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Ахматова использовала в нем перекрестную рифму с чередованием мужской и женской рифмы. Чувство горечи и печали, глубокий психологизм стихотворения подчеркнуты с помощью эпитетов «глухой», «грешный», «черный» (стыд).

Наши рекомендации