Творческая эволюция Л.Н. Толстого.

Выдающимся классиком русской литературы XX века стал Алексей Николаевич Толстой (1882-1945).Его творчество чрезвычайно разнообразно в тематическом и жанровом отношении. В творчестве Л.Н.Толстого принято выделять 3 основных этапа творчества:

1. творчество 50-х гг. (“молодой Толстой”);

2. 60-70 гг. классический период творчества (“Война и мир”, “Анна Каренина”);(крупный период в творчестве)

3. 1880-1910 гг. - произведения этого периода несут на себе отпечаток духовного переворота, произошедшего в Толстом.(«зрелый Толстой»)

Толстой начал писать во 2 половине 40-х гг. 1-ой его повестью стало “Детство” (через 2 года – “Отрочество”, “Юность”). Это произведение в 1852 г. Толстой отправил Некрасову, который был тогда редактором “Современника”.Главный герой повести автобиографичен. Многие особенности его внутреннего мира автор передает, основываясь на наблюдениях над собой, записанных в дневник. Всё это позволило Н.Г.Чернышевскому назвать Л.Н.Толстого писателем, который раскрывает “диалектику человеческой души … т.е. едва уловимые явления внутренней жизни”.Диалектика души - формула для творчества Толстого.В ранний период для творчества писателя характерна мысль о том, что человек – неотделимая часть и человеческого мира, и мира природы. Ещё один важный мотив – чувство социальной вины. Очень важное место в творчестве занимают поиски Бога.

Кон. 50-х нач. 60-х гг. ознаменовались первым духовным кризисом Л.Н.Толстого. Результатом выхода из него стал роман “Война и мир”.(Л.Н. Толстой - родоначальник романа-эпопеи, объединивший не только Россию, но и пол Европы.)(Роман-эпопея – крупное эпическое произведение о выдающихся национально-исторических событиях.)В этом произведении жизнь изображается во всей его полноте. Мир автор представляет как глобус, который состоит из капелек – людей, а в центре – Бог, к которому стремится каждая капля, отражающая его.Пример: Пьер в сцене переправы произносит князю Андрею такие слова: “Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? <…> Я чувствую, что не только не могу исчезнуть, … но что я всегда буду и всегда был…”Идея всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости – одна из важнейших для романа “Война и мир”.Пример:«Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого» (Т.1, ч. 3, гл. 8)

1880-е годытрадиционно рассматриваются в качестве поворотного этапа в жизни и творческой деятельности Л.Толстого. В 1877 г. он завершает работу над «Анной Карениной», что стало, по оценке Д.Мережковского, решающим рубежом творческого пути, и задумывается над созданием исторического романа о времени царствования Николая I. Однако уже в 1879 г. эта работа приостанавливается, Толстой переживает разочарование в художественном творчестве и обращается к созданию религиозно-философских сочинений («Исповедь», «Соединение и перевод четырех Евангелий», «Исследование догматического богословия» и др.). В 1881 г. писатель вместе с семьей переезжает в Москву и, как свидетельствуют его письма и трактат «Так что же нам делать?» (1882 – 1886), испытывает нравственное потрясение от острых социальных контрастов городской жизни. Радикальная переоценка ценностей и опыта прожитой жизни приведет художника к напряженному богоискательству, тяжелейшим противоречиям с семейным окружением, к отказу как от юридического владения собственным родовым имением (1891), так и от авторских прав на произведения, созданные после 1881 г. Состав литературного наследия Толстого 1880 – 1900-х гг. весьма разнообразен. От романистики писатель переходит преимущественно, за исключением последнего романа «Воскресение» (1899), к средней и малой эпическим формам (повести и рассказы), обращается к драматургии, работает над богословскими и религиозно-философскими трактатами, которые, по замыслу автора, должны были являть не отвлеченно-кабинетные изыски, но адресованную мыслящим современникам проповедь. Исторически значимо то, что «религиозно-философские сочинения Л.Н.Толстого возникают на фоне глубокого духовного кризиса русского общества, главными проявлениями которого были падение авторитета Церкви и поиск новых типов религиозности». Последний фактор оказывается актуальным и для зарождавшегося на рубеже веков «нового искусства», и для контекста философской мысли этого времени (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, В.Розанов и др.)



Наши рекомендации