Проблема воспитания. Проблема обучения. (Какова истинная цель обучения?

Каким должен быть хороший учитель (ученик)?)

Тезисы

- Детство как почва, в которую падают семена.

- Учитель - проводник истины.

- Семья – лучшая школа.

- Лучшие учителя поднимаются на уровень искусства и делятся с нами собой.

- Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.

- Всё начинается с учителя.

Цитаты

- «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель» (Л. Толстой).

- «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).

- «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» (М.Горький).

- «Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей» (М.Горький).

- «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить» (А.Т. Твардовский).

- «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться» (Л.Н. Толстой).

Литературные аргументы

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Болконские привыкли жить по заведённому порядку, на первое место старый князь ставит воспитание и образование, не желая, чтобы княжна Марья была глупа, как великосветские барышни.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»обычного сельского мальчика нелегкая судьба и голод заставляют связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги. Выяснив, что ребенок недоедает, и у него нет другого способа раздобыть необходимые ему средства, молодая учительница французского языка Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно. Но это только благовидный предлог. В действительности она стремится как-нибудь помочь ребенку, попавшему в сложную ситуацию, но тот из гордости отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Тогда она предлагает играть с ней на деньги, точно зная, что он обыграет ее, получит свой заветный рубль и купит молоко, которое так необходимо ему. Она сознательно идет на

преступление с точки зрения педагогики, нарушает все действующие правила ради своего ученика, проявляя неподдельное человеколюбие. Директор школы, однако, посчитал игру с учеником преступлением и уволил Лидию Михайловну. Уехав к себе на Кубань, женщина не забыла мальчика и прислала ему в школу посылку с яблоками, которые мальчик никогда до этого не пробовал, а видел только на картинках.

А.П. Чехов. «Человек в футляре».В рассказе А.П. Чехова представлен сатирический образ учителя Беликова. Главное в нем - отчужденность от жизни, панический страх перед какими-либо изменениями. «Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера, то это было для него ясно, определенно: запрещено - баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный». Казенный язык с претензией на высокопарность обнажал уродство этой личности. На педсоветах он «угнетал» своею мнительностью, давил на всех, и они уступали, «сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и, в конце концов, исключали и Петрова, и Егорова».

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в самом названии пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр I. Простакова не скрывала этого «... ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..»

И А. Гончаров. «Обломов».В главе «Сон Обломова» раскрываются проблемы воспитания, мы видим, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.

«Поучение» Владимира Мономаха.Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние. Так, в «Поучении» В. Мономаха говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»(наказ отца Петру Гринёву).

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»(воспитание в семье Ростовых, Болконских).

Наши рекомендации