Занятие 5. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж
Цель.Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
Ход занятия
Воспитатель говорит, что сейчас он будет называть то звук ж, то звук з, а дети должны выполнять соответствующие движения: на звук ж нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук), на звук з легонько хлопнуть в ладоши(поймать комара).
Затем педагог произносит слова, содержащие эти же звуки. Дети выполняют задание сначала все вместе (зонт, желтый, зеленый, жарко, знойно); затем по подгруппам (желторотый, зверек, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглер, злюка). Воспитатель выясняет, все ли слова понятны детям; что означают словазнойно, жонглер.
Далее воспитатель проводит игру «Какой ряд победит?». Дети по очереди называют слова сначала со звуком ж, затем со звуком з. За каждый правильный ответ дается фишка. В конце игры воспитатель (или дети) подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.
Педагог объясняет новое задание: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка».
Анализируя слова со звуком з, дети выполняют аналогичное задание: земля, зигзаг, зубило, зазубринка.
Воспитатель интересуется, все ли слова знакомы детям и кому какое слово понравилось произносить.
Педагог 2–3 раза читает стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Воспитатель выясняет у детей, видел ли кто-нибудь чижа и не догадываются ли они, почему эту птичку ласково называют чиженька. («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)
Педагог просит детей определить, сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении. (Семь слов.)
Воспитатель предлагает детям быстро нарисовать на листе бумаги (листы лежат перед детьми) решетки с крупными ячейками.
Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.
Для анализа воспитатель предлагает следующие слова: журнал, лыжник, виражи, уж; зима, козлик, откажи, отказали. (Слова следует называть в разной последовательности, предлагать слова-обманки: уж, кошечка, лыжник, фигуристи т.п.)
Педагог помогает детям запомнить и четко произнести стихотворение С. Маршака:
Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.
Занятие 6. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»
Цель.Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).
Ход занятия
Воспитатель интересуется у детей, какая птичка, по их мнению, поет лучше всех. Выслушивает ответы, хвалит ребят за то, что они много знают. Педагог подтверждает, что соловей поет так красиво, так самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его, а горожане («Кто это такие?») специально выезжают за город на соловьиные концерты.
«Как вы думаете, соловей яркая, красивая птичка?» – задает педагог очередной вопрос. И, выслушав ответы детей, читает сказку Э. Шима «Соловей и Вороненок».
...
– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!
– Почему?
– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…
– Так глянь. Я и есть Соловушко!
«Узнали ли вы что-нибудь новое о соловушке?» – спрашивает педагог и просит детей прослушать сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать. Сказку по очереди пересказывают два ребенка.
Далее педагог предлагает детям прочитать сказку в лицах. Он приглашает ребенка на роль вороненка, который выбирает сверстника на роль соловушки.
Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями.
Если останется время, с желающими детьми (не участвовавшими в пересказе) можно поиграть в игру «Сова» (см. с. 25).
Занятие 7. Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Цель.Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).
Ход занятия
Педагог выясняет у детей, какое время года на дворе, какой сейчас месяц.
«Нравится ли вам это время года?» – интересуется воспитатель и предлагает послушать стихи о зиме.
Воспитатель называет стихотворение, имя и фамилию поэта и читает произведение (2–3 стихотворения (А. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…», С. Есенин «Поет зима – аукает…» (по выбору педагога)).
Педагог уточняет, какие строчки особенно понравились (запомнились) детям. Повторяет их, а также проговаривает строки с яркими запоминающимися сравнениями.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
А. Пушкин
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает…
С. Есенин
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
С. Есенин
Белый снег пушистый
В воздухе кружится…
И. Суриков
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной…
И. Суриков
Педагог читает детям отрывок из уже знакомого стихотворения И. Сурикова «Детство»:
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Дети вместе с педагогом спокойно, размеренно читают первые пять строк. После строчек: «Вот свернули санки, и я…» – педагог жестом просит кого-нибудь из детей продолжить чтение (3–4 повторения).
Педагог уточняет, почему «над бедой» весело хохочут друзья пострадавшего.
«Действительно ничего серьезного не произошло, – соглашается воспитатель с детьми. – Подумаешь, все лицо и руки залеплены снегом».
Педагог читает последнее четверостишие, голосом подчеркивая несерьезность горя и обращая на это внимание детей. Ребята повторяют четверостишие (3–4 повторения).
Затем педагог просит детей определить, чья декламация была убедительнее. (Я считаю, что… Мне кажется, что… Я могу ошибаться, но Оля читала выразительнее.)
Завершая занятие, педагог читает стихотворение полностью.