Занятие 6. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»
Цель.Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».
Ход занятия
Педагог говорит детям о том, что на улице много брошенных людьми животных – кошек и собак.
«Вам их жалко? – спрашивает воспитатель. – О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы встретили его? Животные, которых люди приручили, а потом бросили, сами себя ни прокормить, ни защитить не могут. И вече у нас теперь, к сожалению, нет. Что такое вече, вы поймете, прослушав сказку „Слепая лошадь“ Константина Ушинского.
Константин Ушинский был замечательным педагогом. Его давно нет в живых, а современные учителя до сих пор изучают его книги, которые рассказывают о том, как надо любить и понимать детей. И я тоже изучала его труды».
Воспитатель читает детям сказку. Затем уточняет, справедливо ли поступило вече – собрание народа города Винеты, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони-Ветра до самой его смерти.
«Народ не только вынес приговор, но еще и приставил человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец», – завершает занятие педагог.
Занятие 7. Лексические игры и упражнения
Цель.Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Ход занятия
Педагог просит детей закончить следующие строки (упражнение «Подскажи слово»):
Не шумит в реке камыш,
Не шумит под полом… (мышь).
Темноту закрыв на ключ,
Вышел месяц… (из-за туч).
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меда… (крынку).
Или я зажгу свечу,
Или лампочку… (включу).
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе… (позвал).
Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Кто (что) и кем (чем) будет?».
Педагог называет слова, а дети отвечают на поставленный вопрос. Например, можно предложить дошкольникам следующие слова: цыпленок, яйцо, желудь, семечко, икринка, гусеница, росток. (Из яйца может появиться цыпленок, утенок, гусенок, лебедь, крокодил, черепаха, страус, пингвиненок…)
Педагог просит детей решить задачу и показать соответствующую карточку из математического набора:
Стоит коза,
Голосит коза:
– Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда
Семеро козлят.
Один – в лесок,
А другой – за стог,
А третий козленок
Спрятался в бочонок!
А сколько козлят
В избушке сидят?
Н. Кончаловская
Воспитатель читает две первые строчки стихотворения, а 3–4 ребенка поочередно проговаривают слова за козу. Затем дети вместе с педагогом оценивают декламацию.
Далее педагог предлагает дошкольникам выполнить упражнение «Так бывает или нет?».
– Белый снег кругом лежит, вишни крупные висят.
– Как у нашей кошки Дашки родились утятки.
Затем дети самостоятельно придумывают нелепицы.
В заключение педагог читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?» (пер. с болг. А. Александровой):
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» – пел соловей.
Занятие 8. Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Цель.Повторить с детьми любимые стихотворения.
Ход занятия
Педагог говорит детям о том, что на Новый год они, наверное, будут читать стихи и дома, и на елках.
«Я хочу послушать ваши любимые стихи. Они не обязательно должны быть о Деде Морозе, елке и новогоднем празднике», – поясняет воспитатель и заслушивает 3–4 детей из тех, кто не очень активен на занятиях.
«Из новогодних я больше всего люблю стихотворение Самуила Яковлевича Маршака „Тает месяц молодой“», – говорит педагог и читает его:
Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идет.
Солнце за руку ведет
Новый день и Новый год!
Если по какой-либо причине детям незнакомо это стихотворение, следует помочь им запомнить его.[12]
«На новогоднем празднике вы также можете прочитать стихотворение Самуила Маршака „Декабрь“», – говорит воспитатель:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.
Январь
Январь – месяц, когда вначале чередой идут праздничные дни, а потом наступает пора инфекций и простуд. Если в группе будет меньше детей, чем обычно, можно поиграть с ними в новую игру «Планеты общаются». Но предварительно следует познакомить их с буквами, хотя некоторые дети уже умеют читать.
Работы исследователей свидетельствуют о том, что дети легко начинают читать слоги, запомнив гласные буквы. Эти буквы надо показать детям и помочь их запомнить. Сделать это можно самыми разными способами. Мы предлагаем один из них.
В музыкальном зале в алфавитном порядке располагают карточки с гласными буквами: А, Е, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я (Ё пропущена сознательно).
«Это гласные буквы, их можно петь, – объясняет педагог. – Вы сейчас убедитесь в этом, пропевая их вслед за Ольгой Ивановной» (музыкальным работником).
«А, – поет музыкант, а следом за ним дети (педагог указывает на букву), – Е…»
Далее буквы переносятся в группу, и педагог помогает детям запомнить их.
Разложив буквы на разных словах, воспитатель поручает нескольким детям найти определенные буквы: «Оля находит букву И, Саша – букву Ю, Юра – буквуУ, Антон – букву Я».
Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.
Через несколько дней педагог приглашает 5–6 детей поиграть в игру «Планеты общаются». Дети вместе с педагогом сидят за сдвоенными столами. У них карточки, разделенные на две части. Справа на карточке написано 4–6 гласных букв, слева – первая буква имени игрока. Ее рисует ребенок.
Например:
...
С АИУО
В ИОЭЮЕ
М АУОЯЮ
Педагог сообщает игрокам, что они теперь жители разных планет: В – Венеры, М – Марса, С – Сатурна. (Если неизвестна планета, начинающаяся, например, на букву А, ее надо придумать.)
Далее происходит радиоперекличка между радистами планет. Помогая наладить игру, воспитатель берет на себя роль переводчика.
«Планета Сатурн, вы в эфире. К какой планете у вас вопрос?» – интересуется переводчик.
Ребенок произносит слоги: са – си – су и т. д.
«Внимание! – говорит переводчик. – Радист с планеты Сатурн просит коллегу с планеты Венера ответить, какое у вас сейчас время года (какая погода, праздновали ли на Венере Новый год, есть ли на Венере море…)».
Радист с Венеры читает свои слоги и может сам ответить на заданный вопрос.
Для индивидуальной работы с детьми дома родителям следует порекомендовать рабочие тетради «Уроки грамоты для дошкольников: подготовительная к школе группа» (М.: Мозаика-Синтез).
Также родители могут использовать «Букварь Львенка и Черепахи» С. Козлова. В книге любознательный и любопытный львенок упорно изучает буквы, заразив этим практически всех зверей, желающих стать грамотными.
Следует поощрять желание детей играть в настольно-печатные игры. Дошкольники могут играть самостоятельно, но со стороны педагога очень важен контроль, так как игрокам не всегда хватает выдержки и терпения.
В первую половину января желательно прочитать детям программные рассказы Н. Носова и главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей», а также рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».
Следует продолжать знакомить детей с иллюстрированными книгами стихов и сказок, в частности с «Зимними стихами»[13]. Зимние пейзажи художника В. Белоусова желательно сопоставить со сказочной зимой Ю. Васнецова[14]. Также можно познакомить детей с рисунками И. Билибина.[15]