Диагностика и критерии оценки неконструктивного

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

В предыдущем параграфе рассмотрены наиболее ве­роятные в старшем дошкольном возрасте формы некон­структивного поведения, которые поддаются коррекционному психолого-педагогическому воздействию. Мы говорим вероятные, т.к. совсем необязательно, что ро­дители и педагоги в процессе воспитания, обучения де­тей столкнутся со всеми перечисленными поведенче­скими трудностями. Если такое и случается, то крайне редко. Гораздо чаще взрослых настораживают некоторые неожиданные или трудно объяснимые поступки ребен­ка, одолевают тревожные мысли: если подобное поведе­ние однажды возникло, оно со временем исчезнет или закрепится навсегда? Стоит ли немедленно обратиться к специалистам, чтобы оказать ребенку психолого-педаго­гическую помощь или не вмешиваться, подождать и «с возрастом» все пройдет само собой?

Чтобы грамотно ответить на эти и подобные вопросы, убедиться — присущ ребенку тот или иной тип неконст­руктивного поведения, и если да, то в какой мере, вос­питатели, учителя, родители могут воспользоваться диагностической таблицей 1, отражающей возможные варианты поведения детей.

Таблица 1

Ф.И.ребенка Возраст Дата
Характеристика поведения     Утверждения
    Да Нет
Испуганно озирается, оглядывается    
Продолжает заниматься своим делом даже после замечания    
Нетерпелив, выкрикивает, перебивает    
Претендует на главные роли    
Неопрятный внешний вид    
Дерется со сверстниками, кусается    
Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы    
Спорит, с трудом договаривается, соглашается    
Не доводит начатое до конца    
Требуете себе постоянного внимания    
Не в состоянии поддерживать порядок    
Обзывает сверстников, грубит взрослым    
Говорит тихо и мало    
Ссорится, конфликтует со сверстниками    
Склонен к быстрой и частой смене настроений    
Кривляется, строит из себя «шута»    
Опаздывает    
Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение    
Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов    
Обидчив, склонен к беспричинным слезам    
Говорит быстро и много    
Любит приказывать другим детям, повеле­вать ими    
Не держит обещания, забывает о поручен­ном    
Плюется в состоянии раздражения    
Не уверен в себе    
С трудом признает свои ошибки    
Двигательно беспокоен: вертится, совер­шает бесполезные движения руками и но­гами    
Болезненно переживает поражения, неус­пехи    
Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости»    
Стремится делать многое назло    
Сторонится коллективных игр и заданий    
Обвиняет в своих неудачах других    
Неусидчив    
Склонен к хвастовству    
Не правильно истолковывает правила: со­блюдая одно, нарушает другое    
Ломает, бросает, портит учебные принад­лежности и игровые атрибуты    
Избегает главных ролей в играх    
Добивается своего капризами    
Постоянно отвлекается    
Не идет на уступки и компромиссы    
Регулярно и целенаправленно нарушает правила    
Замахивается на сверстников    
         

Таблица 2



Ф.И. ребенка   Возраст     Дата____
Тип поведения Номера характеристик Балл
Конформное                
Протестное                
Импульсивное                
Демонстративное                
Недисциплинированное                
Агрессивное                
                         

В этой таблице напротив каждой указанной слева характеристики взрослый отмечает присуща она ре­бенку или нет. Результаты анализируются с помощью специального ключа, данного в таблице 2.

Если по какому-либо типу неконструктивного пове­дения из семи характеристик отмечены четыре и боль­ше, (т.е. в сумме получается 12—21 балл), следует сде­лать вывод, что данный тип поведения ребенку присущ, и вписать этот тип в левую колонку таблицы 3. Соответ­ственно, если из семи характеристик отмечены три и меньше (суммарный балл 1—9), то делается вывод, что данный тип неконструктивного поведения ребенку не присущ.

Следующий шаг поможет взрослым ответить на другой волнующий их вопрос — надо ли срочно при­нимать какие-либо меры, направленные на преодоле­ние неконструктивного поведения, или со временем ребенок сам от него откажется? В некоторых случаях, действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что неконструктивное поведение не только не исчезает, а наоборот закреп­ляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:,

♦ частота подобного поведения;

* длительность его присутствия в поведенческом репертуаре ребенка;

♦ степень тяжести последствий неконструктивного поведения;

♦ ситуационная специфичность такого поведения. Частота неконструктивного поведения — это то, насколько часто ребенок прибегает к такому поведе­нию. В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объек­тивности целесообразна следующая градация:

несколько раз в день — 5 баллов

один раз в день — 4 балла

несколько раз в неделю — 3 балла

один раз в неделю — 2 балла

один раз в месяц и реже — 1 балл

Таблица 3

Ф.И. ребенка Возраст Дата
Тип неконструктив­ного поведения Критерии оценки
    Частота Длительность Степень Ситуационная специфичность
         
         
         
         
         
         

Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в гра­фу «Частота».

Длительность — критерий времени — указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка:

год и дольше — 5 баллов

полгода — 4 балла

два—три месяца — 3 балла

три—четыре недели — 2 балла

несколько дней — 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в гра­фу «Длительность».

Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным по­следствиям это приводит:

♦ снижается продуктивность на занятиях;

♦ появляются негативные качества личности, чер­ты характера;

ф ухудшается физическое самочувствие, возника­ют проблемы со здоровьем;

♦ не складываются взаимоотношения со сверстни­ками;

♦ обостряются взаимоотношения со взрослыми.

Каждый параметр оценивается в один балл. Сум­марный балл (от 1 до 5) заносится в таблицу 3 в гра­фу «Степень». Соответственно, чем выше балл, тем разрушительнее оказываются последствия неконст­руктивного поведения.

Следующий критерий оценки — ситуационная спе­цифичность возникновения неконструктивного пове­дения. Считается, что если подобное поведение спро­воцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тре­вожный симптом, чем когда неконструктивное поведе­ние появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:

поведение от ситуации не зависит — 5 баллов

поведение возникает в нескольких схожих ситуациях — 3 балла

поведение возникает всегда в одной и той же ситуации — 1 балл

Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в гра­фу «Ситуационная специфичность».

Заполнив таблицу 3, педагог анализирует комбина­цию всех вышеназванных критериев, подсчитывает суммарный балл и делает следующие выводы.

Если выраженность какого-либо типа неконструк­тивного поведения оценивается баллом от 15 до 20, то дальше медлить нельзя. Ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая по­мощь.

Если выраженность какого-либо типа неконструк­тивного поведения оценивается баллом от 10 до 14, то ребенка целесообразно включить в коррекционную работу. Он уже находится в «группе риска» и велика вероятность, что неконструктивное поведение может закрепиться, если не будут приняты своевременные меры.

Если выраженность какого-либо типа неконструк­тивного поведения оценивается баллом от 4 до 9, то, скорее всего, оно явление временное — возрастное (кризис семи лет) или ситуативное (ребенок перешел учиться в новую школу, поменял место жительства, сломалась его любимая игрушка и др.). Прежде чем вовлекать таких детей в коррекционную работу, предла­гать целенаправленную коррекционную помощь, необ­ходимо, в первую очередь, создать им психологически комфортные условия, продолжая при этом вниматель­но наблюдать за динамикой их поведения.

Этим завершается этап диагностики присущего ре­бенку типа неконструктивного поведения.

Следующий этап начинается с того, что индивиду­ально для каждого ребенка, нуждающегося в психо­лого-педагогической помощи, определяется направ­ление, содержание и логика коррекционного воздей­ствия: будет ли это коррекция неконструктивного поведения, или купирование отрицательных и разви­тие позитивных черт личности.

Как показывает опыт, не следует пытаться воздей­ствовать одновременно на все дефицитные факторы. Например, будет ошибкой включить импульсивного ребенка в игру, которая потребует от него и усидчи­вости, и сосредоточенности внимания, и аккуратно­сти. Импульсивный ребенок не в силах справиться с подобной возложенной на него триединой задачей. В таких условиях коррекционно-развивающий эффект окажется минимальным, да и удовольствие от игры ребенок вряд ли получит. Поэтому важное правило коррекционно-развивающей работы — сначала ис­пользовать игры, в которых исключается параллель­ная нагрузка даже на две дефицитные способности. Добившись от ребенка сдержанности, аккуратности, усидчивости в играх направленных на каждую из этих способностей в отдельности, можно переходить к иг­рам, содержащим требования к двум способностям одновременно: сдержанность плюс аккуратность; ак­куратность плюс усидчивость и т.д.

Другое правило состоит в необходимости для педа­гога видеть проблемы возникающие в развитии лично­сти и поведения ребенка не обобщенно, а конкретно. Расплывчатые характеристики типа «агрессивный», «с неадекватной самооценкой», «со слабым самокон­тролем» и т.п. следует заменить точными и, главное, информативными высказываниями о конкретных поведенческих феноменах: «дерется со сверстниками», «всегда претендует на главные роли или на роль веду­щего», «не может довести начатое до конца». Подоб­ные формулировки, во-первых, не содержат негатив­ной оценки личности ребенка. Во-вторых, позволяют отделить отношение взрослого к ребенку, которое должно определяться безусловным принятием, от от­ношения к его конкретным поступкам. И, в-третьих, самому ребенку в этом случае легче понять, осознать что он может и должен делать, а как вести себя не следует.

Планирование предстоящей коррекционно-развивающей работы целесообразно завершить построением так называемой «лестницы проблем», на нижней сту­пеньке которой располагается самая простая, конкрет­ная и наиболее достижимая поведенческая проблема, а на каждой следующей — по одной другой, отличаю­щихся между собой постепенно возрастающей сложностью. Такую лестницу целесообразно графически изо­бразить на бумаге, что облегчает соблюдение еще одного важного правила ~ последовательное решение сфор­мулированных проблем. Иными словами, не решив первую проблему (например, не добившись того, что конформный ребенок с удовольствием по собственно­му желанию принимает участие в коллективных иг­рах), не следует переходить к систематической работе над проблемой стоящей на второй ступени, (напри­мер, к преодолению безынициативности и молчаливо­сти такого ребенка).

Педагога не должно пугать временное невнимание к другим поведенческим и личностным недостаткам ребенка, поскольку такой подход (ступенька за сту­пенькой), во-первых, существенно экономит силы ре­бенка. Во-вторых, исключает конфликты и разочарова­ния неизбежно появляющиеся при обилии требований, а это, в свою очередь, приводит к тому, что некото­рые недостатки исчезают сами по себе.

М.Э. Вайнер

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наши рекомендации