Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторскоготекста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения.Произведения устного народного творчества.
Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,
восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности.Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
ЧтениеСпособ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Класс | I полугодие | II полугодие |
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 25 - 30 слов в минуту. | |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту. | |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. | |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 85 - 100 слов в минуту. |
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 класс
Дата | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Введение в школьную жизнь - знакомство; | - Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; -Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Воспроизводитьзаданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группироватьслова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки родной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Сравнивать:соотносить звук и соответствующую ему букву | ||||||
Введение в школьную жизнь -режим дня; | ||||||||
Введение в школьную жизнь - мой портфель; | ||||||||
Введение в школьную жизнь - учусь общению; | ||||||||
«Азбука» - первая учебная книга. Правила поведения на уроке. | Обучающийся научится - отличить устную и письменную речь; - отличить буквы и звуки; - выделять из короткого текста предложения; - оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; - определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных; - отличать буквы от звуков; - обозначать гласные звуки буквами; Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации; - рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово; - наблюдать за позиционным изменением согл. звуков | Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. КоммуникативныеУУД: - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя | ||||||
Речь устная и письменная. Предло-жение. Первые школьные впечатле-ния. Пословицы и поговорки об учении. | ||||||||
Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии. | ||||||||
Слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных. | ||||||||
Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье. | ||||||||
Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей. | ||||||||
Звуки в словах. Природа родного края. | ||||||||
Слог-слияние. Правила безопасного поведения в быту. | ||||||||
Повторение и обобщение пройденного материала.. | ||||||||
Гласные и согласные звуки | ||||||||
Слияние согласного и гласного. | ||||||||
Закрепление знаний о звуках русского языка. Знакомство с алфавитом. | ||||||||
Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения. | ||||||||
Звук [а], буквы А – закрепление. | ||||||||
Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь. | ||||||||
Гласный звук [ о], буквы О, о – закрепление. | ||||||||
Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями. | ||||||||
Гласный звук [ и], буквы И, и – закрепление. | ||||||||
Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика. | ||||||||
Гласный звук [ ы], буква ы- закрепление. | ||||||||
Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика. | ||||||||
Гласный звук [ у], буквы У, у – закрепление. | ||||||||
Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины. | ||||||||
Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н – закрепление. | ||||||||
Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. | Обучающийся научится - давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозна-чающие гласные и соглас-ные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими раз-ных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буква-ми Е, Ё, Ю, Я.; - определять тему текста, его главную мысль, перес-казывать текст; - называть буквы в алфа-витном порядке, правильно называть буквы. Обучающийся получит возможность научиться: - распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказыв-ания мысли и связи слов; - наблюдать за расхождени-ем написания и произношения безударных гласных; - выделять в однокоренных словах корень; - объяснять значение многозначных слов, - отгадывать буквенные ребусы; -находить отрывки, которые могут ответить на вопрос; - выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу; -правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных; - находить рифму; - придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы; - различать значения многозначных слов. | Регулятивные УУД: - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя) - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные УУД: - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. -Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | - Воспринимать объединяющую роль России как государ-ства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». - Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице. | Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцироватьбуквы, обозначающие близкие по акустикоарти-куляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Объяснять функцию букв ь и ъ знаков. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Сравниватьпрочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения Читатьпредложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Читатьорфоэпически правильно. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения, переживания. Пересказыватьсодержание текста с опорой на вопросы учителя. | ||||
Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с – закрепление. | ||||||||
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. | ||||||||
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к –закрепление.Сельскохозяйственные работы. Труженики села. | ||||||||
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. | ||||||||
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т – закрепление.Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников. | ||||||||
Повторение пройденного.Согласные звуки[л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях. | ||||||||
Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л – закрепление. | ||||||||
Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями. | ||||||||
Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р – закрепление. | ||||||||
Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. | ||||||||
Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в – закрепление. | ||||||||
Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели. | ||||||||
Буква Е – показатель мягкости согласного звука. | ||||||||
Повторение и закрепление пройденного. | ||||||||
Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей. | ||||||||
Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. | ||||||||
Повторение и закрепление пройденного. | ||||||||
. | Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России. | |||||||
Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Наша будущая профессия. | ||||||||
Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке. | ||||||||
Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Игры и занятия детей. | ||||||||
Экскурсия в школьную библиотеку. | ||||||||
Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | ||||||||
Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Согласные звуки | ||||||||
Согласные звуки [б], [б,], [п], [п]. Повторение и обобщение пройденного. | ||||||||
[Согласные звуки д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут | ||||||||
Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т | ||||||||
Парные согласные звуки д, дь, т, ть. | ||||||||
Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя. | ||||||||
Гласные буквы Я, я. Маяк. я – показа- тель мягкости согласного звука. | ||||||||
Закрепление пройденного. | ||||||||
Закрепление пройденного. | ||||||||
Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь. | ||||||||
Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | ||||||||
Закрепление пройденного. | ||||||||
Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. | ||||||||
Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. Буквосочетания ча, чу – закрепление. | ||||||||
Закрепление. | ||||||||
Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем. | ||||||||
Разделительный ь. Досуг детей. | ||||||||
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать. | ||||||||
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека. | ||||||||
. | Повторение и закрепление пройденного. | |||||||
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. | ||||||||
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | ||||||||
Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Гласные буквы Ё, ё, обозначающие два звука йо. | ||||||||
Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления. | ||||||||
Повторение, закрепление пройденного. | ||||||||
Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить. | ||||||||
Звук [ј,], буквы Й, й – закрепление. | ||||||||
Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. | ||||||||
Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. | ||||||||
Чтение слов с изученными буквами. | ||||||||
Закрепление пройденного. Чтение текстов. | ||||||||
. | Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». | |||||||
Гласные буквы Ю, ю. Игры и игрушки детей. | ||||||||
. | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час. | |||||||
. | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей. | |||||||
Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать. | ||||||||
. | Гласный звук [э], буквы Э, э. Стихи и рассказы про животных. | |||||||
. | Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению». | |||||||
Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Загадки и стихи про овощи. | ||||||||
Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ – закрепление. Чтение слов и текстов . | ||||||||
Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет… | ||||||||
Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф – закрепление. | ||||||||
Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде. | ||||||||
. | Разделительный ь и ъ знак. | |||||||
Русский алфавит. | Обучающийся научится: - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; | Регулятивные УУД: - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. | 1. Воспринимать объединяющую роль России как го-сударства, террито-рии проживания и | Восстанавливать алфавитный порядок слов. | ||||
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»». | ||||||||
К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Пословицы и поговорки о Родине. | ||||||||
. | В. Крупин «Первоучители славянские». История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. | - соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи); - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного; Обучающийся получит возможность научиться: - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, составлять его простой план;- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный рассказ. | - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках. - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий. | общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьни-ка на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. 7.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Читатьвыразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Задаватьучителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. | |||
. | В. Крупин «Первый букварь». Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. | |||||||
. | А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг | |||||||
Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. | ||||||||
К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей. | ||||||||
К.И. Чуковский Телефон. Инсценирование стихотворения. | ||||||||
К.И. Чуковский Путаница | ||||||||
В.В.Бианки Первая охота | ||||||||
В.В.Бианки Первая охота – анализ. | ||||||||
С.Я.Маршак Угомон. Дважды два. | ||||||||
С.Я.Маршак Угомон. Дважды два – анализ. | ||||||||
М.Пришвин Предмайское утро. | ||||||||
М.Пришвин Предмайское утро – анализ | ||||||||
Дополнение текста-описания. Глоток молока – знакомство | ||||||||
Дополнение текста-описания. Глоток молока – закрепление. | ||||||||
Стихи и рассказы русских поэтов и писателей.С.Маршак, А.Барто | ||||||||
Стихи и рассказы русских поэтов и писа-телей.В.Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов | ||||||||
Веселые стихи Б.Захадера, В.Берестова, | ||||||||
Веселые стихи Б.Захадера, В. Берес-това. Песенка-азбука. Выразительное чтение стихотворений. | ||||||||
Проект «Живая азбука»- знакомство | ||||||||
Проект «Живая азбука»-подготовка | ||||||||
Проект «Живая азбука» подготовка | ||||||||
Проект «Живая азбука» подготовка | ||||||||
Проект «Живая азбука» подготовка | ||||||||
Проект «Живая азбука» подготовка | ||||||||
Проект «Живая азбука» -выполнение | ||||||||
Проект «Живая азбука» -выполнение | ||||||||
Проект «Живая азбука» -выполнение | ||||||||
Проект «Живая азбука» -выполнение | ||||||||
Проект «Живая азбука» -выполнение | ||||||||
Проект «Живая азбука» демонстрация | ||||||||
Проект «Живая азбука» демонстрация | ||||||||
Наши достижения. Итоги | ||||||||