Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа создана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку и Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Учебный курс «Литературное чтение» 1 – 4 классы по программе УМК «Школа России» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, так как познание детьми литературного чтения не ограничивается рамками урока.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладениеосознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитаниеэстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и
зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
выпускник научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
выпускник получит возможность: познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д.,;
выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
выпускник освоит: восприятие художеств.произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
выпускник полюбит: чтение худож. произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовностьдетей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд.Метапредметные результаты:
- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
- умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Предметные результаты:Виды речевой и читательской деятельностиВыпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
- осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту);
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов;
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
способам написания изложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
ЧтениеСпособ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Класс | I полугодие | II полугодие |
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 25 - 30 слов в минуту. | |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту. | |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. | |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 85 - 100 слов в минуту. |
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 класс
Дата | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Введение в школьную жизнь - знакомство; | - Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; -Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Воспроизводитьзаданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группироватьслова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки родной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Сравнивать:соотносить звук и соответствующую ему букву | ||||
Введение в школьную жизнь -режим дня; | ||||||
Введение в школьную жизнь - мой портфель; | ||||||
Введение в школьную жизнь - учусь общению; | ||||||
«Азбука» - первая учебная книга. Правила поведения на уроке. | Обучающийся научится - отличить устную и письменную речь; - отличить буквы и звуки; - выделять из короткого текста предложения; - оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слог; - определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных; - отличать буквы от звуков; - обозначать гласные звуки буквами; Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации; - рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово; - наблюдать за позиционным изменением согл. звуков | Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. КоммуникативныеУУД: - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя | ||||
Речь устная и письменная. Предло-жение. Первые школьные впечатле-ния. Пословицы и поговорки об учении. | ||||||
Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии. | ||||||
Слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных. | ||||||
Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье. | ||||||
Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей. | ||||||
Звуки в словах. Природа родного края. | ||||||
Слог-слияние. Правила безопасного поведения в быту. | ||||||
Повторение и обобщение пройденного материала.. | ||||||
Гласные и согласные звуки | ||||||
Слияние согласного и гласного. | ||||||
Закрепление знаний о звуках русского языка. Знакомство с алфавитом. | ||||||
Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения. | ||||||
Звук [а], буквы А – закрепление. | ||||||
Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь. | ||||||
Гласный звук [ о], буквы О, о – закрепление. | ||||||
Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями. | ||||||
Гласный звук [ и], буквы И, и – закрепление. | ||||||
Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика. | ||||||
Гласный звук [ ы], буква ы- закрепление. | ||||||
Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика. | ||||||
Гласный звук [ у], буквы У, у – закрепление. | ||||||
Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины. | ||||||
Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н – закрепление. | ||||||
Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. | Обучающийся научится - давать характеристику согласным звукам, - узнавать буквы, обозна-чающие гласные и соглас-ные звуки, - читать слова с изученными буквами, - узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими раз-ных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буква-ми Е, Ё, Ю, Я.; - определять тему текста, его главную мысль, перес-казывать текст; - называть буквы в алфа-витном порядке, правильно называть буквы. Обучающийся получит возможность научиться: - распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказыв-ания мысли и связи слов; - наблюдать за расхождени-ем написания и произношения безударных гласных; - выделять в однокоренных словах корень; - объяснять значение многозначных слов, - отгадывать буквенные ребусы; -находить отрывки, которые могут ответить на вопрос; - выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу; -правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных; - находить рифму; - придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы; - различать значения многозначных слов. | Регулятивные УУД: - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя) - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные УУД: - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. -Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | - Воспринимать объединяющую роль России как государ-ства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». - Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. - Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». - Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице. | Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцироватьбуквы, обозначающие близкие по акустикоарти-куляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Объяснять функцию букв ь и ъ знаков. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Сравниватьпрочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения Читатьпредложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Читатьорфоэпически правильно. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения, переживания. Пересказыватьсодержание текста с опорой на вопросы учителя. | ||
Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с – закрепление. | ||||||
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. | ||||||
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к –закрепление.Сельскохозяйственные работы. Труженики села. | ||||||
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. | ||||||
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т – закрепление.Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников. | ||||||
Повторение пройденного.Согласные звуки[л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях. | ||||||
Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л – закрепление. | ||||||
Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями. | ||||||
Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р – закрепление. | ||||||
Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. | ||||||
Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в – закрепление. | ||||||
Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели. | ||||||
Буква Е – показатель мягкости согласного звука. | ||||||
Повторение и закрепление пройденного. | ||||||
Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей. | ||||||
Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. | ||||||
Повторение и закрепление пройденного. | ||||||
. | Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России. | |||||
Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Наша будущая профессия. | ||||||
Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке. | ||||||
Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Игры и занятия детей. | ||||||
Экскурсия в школьную библиотеку. | ||||||
Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | ||||||
Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Согласные звуки | ||||||
Согласные звуки [б], [б,], [п], [п]. Повторение и обобщение пройденного. | ||||||
[Согласные звуки д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут | ||||||
Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т | ||||||
Парные согласные звуки д, дь, т, ть. | ||||||
Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя. | ||||||
Гласные буквы Я, я. Маяк. я – показа- тель мягкости согласного звука. | ||||||
Закрепление пройденного. | ||||||
Закрепление пройденного. | ||||||
Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь. | ||||||
Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | ||||||
Закрепление пройденного. | ||||||
Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. | ||||||
Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. Буквосочетания ча, чу – закрепление. | ||||||
Закрепление. | ||||||
Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем. | ||||||
Разделительный ь. Досуг детей. | ||||||
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать. | ||||||
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека. | ||||||
. | Повторение и закрепление пройденного. | |||||
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. | ||||||
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | ||||||
Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Гласные буквы Ё, ё, обозначающие два звука йо. | ||||||
Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления. | ||||||
Повторение, закрепление пройденного. | ||||||
Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить. | ||||||
Звук [ј,], буквы Й, й – закрепление. | ||||||
Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. | ||||||
Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. | ||||||
Чтение слов с изученными буквами. | ||||||
Закрепление пройденного. Чтение текстов. | ||||||
. | Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». | |||||
Гласные буквы Ю, ю. Игры и игрушки детей. | ||||||
. | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час. | |||||
. | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей. | |||||
Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать. | ||||||
. | Гласный звук [э], буквы Э, э. Стихи и рассказы про животных. | |||||
. | Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению». | |||||
Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Загадки и стихи про овощи. | ||||||
Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ – закрепление. Чтение слов и текстов . | ||||||
Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет… | ||||||
Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф – закрепление. | ||||||
Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде. | ||||||
. | Разделительный ь и ъ знак. | |||||
Русский алфавит. | Обучающийся научится: - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; | Регулятивные УУД: - Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. | 1. Воспринимать объединяющую роль России как го-сударства, террито-рии проживания и | Восстанавливать алфавитный порядок слов. | ||
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»». | ||||||
К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Пословицы и поговорки о Родине. | ||||||
. | В. Крупин «Первоучители славянские». История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. | - соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи); - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного; Обучающийся получит возможность научиться: - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений, - делить текст на смысловые части, составлять его простой план;- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный рассказ. | - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Познавательные УУД: - Ориентироваться в учебниках. - Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: - Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавл |