Предложения с однородными членами

1. В ряд однородных членов предложения нельзя

включать видовые и родовые понятия. Например,

понятие фрукты включает в себя понятие апель-

сины, а понятие мебель — понятия стулья, шкаф,

столы. Поэтому предложение «В комнате сто-

яли столы, стулья, книжный шкаф, стильная

мебель» (имеется в виду, что первые названные

предметы не относились к стильной мебели) не-

удачно.

2. Не следует соединять в качестве однородных чле-

нов предложения далекие по смыслу понятия: «изу-

чать музыку и болезни*.

3. Все однородные члены предложения должны лек-

сически сочетаться с тем словом в высказывании,

с которым они связаны по смыслу. Например, нель-

зя сказать: «Много критических замечаний и цен-

ных предложений было внесено в ходе обсуждения

вопроса» (нельзя «внести замечание»),

4. Иногда создается двусмысленность, если управ-

ляемое слово может быть отнесено в разные ряды

однородных членов предложения: Подготовка охот-

ников для истребления волков и лиц, ответствен-

ных за проведение этого мероприятия (речь, конеч-

но, идет о подготовке охотников и других лиц для

определенной цели, но соседство слов «для истреб-

ления волков и лиц» неудачно).

5. При однородных членах предложения можно

опускать только одинаковые предлоги: Они вдвоём

несли большой поднос с горшками молока, [с] та-

релками, [с] ложками, [с] сахаром, [с] ягодами, [с]

хлебом (Т.). Но разные предлоги опускать нельзя:

«Множество людей было на площадях, [на] бульва-

рах, [на] улицах, [в] переулках».

6. В качестве однородных членов предложения могут

попарно соединяться слова, выражающие понятия

или близкие по значению, или противоположные:

Жители города проводят свой досуг в театрах и

концертных залах, на стадионах и спортплощад-

ках,

7. Однородные члены предложения могут быть вы-

ражены морфологически неодинаковыми словами:

Вошёл юноша высокого роста, лет двадцати, в

очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как

однородные члены существительное и инфинитив

(нельзя сказать: «Я люблю футбол и плавать»).

8. При двойных (сопоставительных) союзах один из

однородных членов предложения ставится при пер-

вой части союза, а другой — при второй: Я читаю

не только газеты, но и журналы.

9. Нельзя составлять неправильные пары сопоста-

вительных союзов: «не только ... а также» (вместо

не только ... но и), «как ... а также» (вместо

как ... так и) и т. п.

10. Однородные члены предложения должны быть

согласованы в падеже с обобщающим словом:

Утром накормили птиц: кур, уток, гусей.

11. Не могут выступать в качестве однородных

синтаксических элементов причастный или дее-

причастный оборот и придаточная часть сложно-

подчиненного предложения (нельзя сказать: «Порт-

фель, лежащий на столе и который принадлежит

преподавателю»).

12. Однородные члены предложения с различным

управлением не должны иметь при себе общее до-

полнение (см. § 74).

342. Прочитайте предложения и определите, правиль-

но ли они построены.

1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао,

апельсины1. 2. Укажем место Пушкина в истории рус-

ской и мировой литературы, его роль в создании русско-

го литературного языка, особенности «онегинской стро-

фы»2. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через ис-

пытания, равнодушие и капризы Оксаны3. 4. Жильцы

требовали ликвидации неполадок и ремонта4. 5. Органи-

зована производственная практика студентов на заводах

и лабораториях5. 6. Вопрос этот освещался в книгах и

I;лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах6.

!;7. Студенты группы приняли на себя следующие обяза-

тельства: ликвидация академической задолженности;

поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чис-

тоту в общежитии7. 8. Книга не только имеет познава-

тельную ценность, но и большое воспитательное значе-

ние8. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники

средней школы, а также учащиеся девятых классов9.

10. В турнире принимали участие представители многих

стран: Россия, Великобритания, Франция и др.10

11. Всех заинтересовала статья, опубликованная в пос-

леднем номере журнала и которая рассказывает о профи-

лактике гриппа11. 12. Работа ведётся в соответствии и на

основе утверждённого плана12.

§ 76. Употребление причастных оборотов*

343. Прочитайте предложения и определите, правиль-

но ли они построены.

1. Роман содержит критику сословных предрассуд-

ков, господствующих на родине писателя в прошлом ве-

ке1. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает осо-

бых затруднений2. 3. Писатель рассказал об изменениях

в книге, готовящейся им к переизданию2. 4. В ближай-

шее время будет показан новый спектакль, создающийся

силами членов школьного драматического кружка2.

5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает

* Цифры над словом (сноски) указывают на номер стилистического

комментария, данного в конце параграфа.

интересные сведения о жизни школьного коллектива2.

6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение

на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся

жизнью3. 7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочи-

нение, должны будут его переписать3. 8. Каждый сту-

дент, пожелавший бы участвовать в работе научного

кружка, должен подать об этом заявление4.9. Прочитан-

ная лекция для учеников о мирном использовании атом-

ной энергии вызвала большой интерес5. 10. М. Горький

высмеивает глупого Пингвина, олицетворяющего меща-

нина-обывателя, прячущегося от грома, боящегося на-

двигающейся бури, беспокоящегося только о своей без-

опасности6. 11. Через несколько дней после ссоры Дуб-

ровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах,

кравших дрова7. 12. Ученик держал в руке орфографи-

ческий словарь, служивший ему как справочник и кото-

рым он пользовался в случае затруднений.

344. Перестройте предложения, заменяя придаточные

определительные причастными оборотами; если этого

сделать нельзя, объясните почему.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим пар-

нем, который им был так сильно напуган и превратился

в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все

случаи жизни имеют готовые пышные фразы8. 3. Автору

пришлось присутствовать при сцене у помещика Пе-

ночкина, которая надолго останется у него в памяти9.

4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё

свет10. 5. Мы проезжали по равнине, которая была вы-

жжена солнцем и покрыта пылью. 6. Автор комедии «Го-

ре от ума» затронул ту же тему, которую потом стали раз-

рабатывать другие писатели-классики8. 7. Среди книг не

было ни одной, которая не заинтересовала бы меня1*.

8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом

парнишке того самого пастушонка, которому он оставил

вчера свою лошадь10. 9. Илья входил на двор с важным

видом человека, который хорошо поработал.

1. Ошибка в употреблении формы времени причастия.

2. Формы причастий на -ся следует, где это возмож-

но, заменять страдательными формами: например,

вместо «сын, воспитывающийся отцом» — сын,

воспитываемый отцом. Иногда такая замена необ-

ходима потому, что частица -ся имеет возвратное и

страдательное значения, которые могут смешивать-

ся (например, вместо «коровы, отправляющиеся на

убой» нужно: ...отправляемые на убой). См. § 70.

3. Ошибочны формы причастий на -щий («сделаю-

щий», «вздумающий» и т. п.) от глаголов совершен-

ного вида (со значением будущего времени), по-

скольку такой формы причастия не существует.

4. Неправильны формы причастий с частицей бы

(«выступление, вызвавшее бы возражения» и т. п.),

поскольку глаголы в форме сослагательного накло-

нения причастий не образуют.

5. Причастный оборот (весь!) должен стоять или пос-

ле определяемого существительного (книга, лежа-

щая на столе), или перед ним (лежащая на столе

книга), но не может разрываться определяемым

словом («лежащая книга на столе»).

6. Нагромождение причастий, создающее неблаго-

звучие.

7. Неправильный порядок слов в предложении с обо-

собленным причастным оборотом.

8. Замена невозможна, потому что в главной части

сложноподчиненного предложения имеется соотно-

сительное слово (указательное местоимение тех).

9. Замена невозможна, потому что сказуемое при-

даточной части сложноподчиненного предложения

выражено глаголом в форме будущего времени.

10. Замена невозможна, потому что союзное слово

который стоит в форме творительного падежа (заме-

на возможна, если который будет стоять в форме

именительного-винительного падежа без предлога).

11. Замена невозможна, потому что сказуемое прида-

точной части сложноподчиненного предложения выра-

жено глаголом в форме условного наклонения.

§ 77. Употребление деепричастных оборотов*

345. Прочитайте предложения и определите, правиль-

но ли они построены.

1. В соревнованиях на первенство страны по шахма-

там молодой мастер, встречаясь с опытным гроссмейсте-

ром, одержал блестящую победу1. 2. Употребление этих

выражений и оборотов может быть показано на нагляд-

ных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы ху-

дожественной литературы2. 3. Всё изложение в книге

сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени

студента2. 4. От науки требуются такие советы, приме-

нив которые получилась бы польза в практической рабо-

те2. 5. Прочитав вторично работу, мне думается, что ос-

новные мысли выражены в ней правильно3. 6. Подъез-

жая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили

на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду1.

7. Пользуясь калькулятором, расчёт производится быст-

ро и легко2.8. Получив тяжёлую рану, солдат был спасён

своими товарищами4. 9. Наскоро одевшись и умывшись,

мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и

споткнувшись, упал5. 10. Он ушёл, выполнив домашнее

задание и когда кончил свои личные дела.

346. Перестройте предложения, заменяя придаточную

часть сложноподчиненного предложения деепричастным

оборотом и наоборот; если этого сделать нельзя, объяс-

ните почему.

1. Так как М. Горький хороню знал жизнь и быт бося-

ков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.

2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело6. 3. Евгений

Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так

как резко выделялся среди окрестных помещиков.

* Цифры над словом (сноски) указывают на номер стилистического

комментария, данного в конце параграфа.

4. После того как ученики закончили проверку диктан-

та, преподаватель взял у них тетради7. 5. Когда Плюш-

кин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя та-

кой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дре-

мал, наклонясь над вёслами8. 7. Каштанка, не вынося

музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.

8. Мимо Каштанки, толкая её ногами, безостановочно

взад и вперёд проходили заказчики8. 9. Не восстановив

своего здоровья, он не сможет серьёзно заниматься.

10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотив-

шись на стол.

1. Ошибка в употреблении вида деепричастия.

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен,

если действие, выраженное сказуемым, и действие,

выраженное деепричастием, относятся к разным ли-

цам («Возвращаясь домой, меня застиг дождь» ).

3. Деепричастный оборот не может быть употреблен

в безличном предложении («Подходя к лесу, мне ста-

ло холодно»).

4. Деепричастный оборот не может быть употреблен,

если предложение выражено страдательной конст-

рукцией, потому что производитель действия, вы-

раженного сказуемым, и производитель действия,

выраженного деепричастием, не совпадают («По-

ступив в продажу, книга будет по достоинству

оценена любителями приключенческого жанра»).

5. Нагромождение деепричастий, создающее небла-

гозвучие.

6. Замена невозможна, потому что главная часть —

предложение безличное.

7. Замена невозможна, потому что в главной и в при-

даточной частях сложноподчиненного предложения

разные подлежащие.

8. Замена невозможна, потому что деепричастие

указывает на образ действия.

§ 78. Сложное предложение*

347. Прочитайте предложения и определите, правиль-

но ли они построены.

1. Докладчик пытался убедить своих слушателей

в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены

на практике1. 2. Человечество охвачено страстным стрем!-

лением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности

изжила бы самоё себя2. 3. Лошади казаков, которые быь

ли покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тро-

пе3. 4. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к отве-

ту4. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что

избежать её не удастся5. 6. Волчиха осторожно пробира-

лась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже

знакома. 7. Мы посетили выставку, на которую нам по-

советовали сходить и посвящённую творчеству Горько-

го6. 8. На улице началось сильное движение, во время

которого автомобилем был сбит старик, которого отпра-

вили в больницу5. 9. На собрании группы обсуждались

вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно

сдать зачёты6. 10. Новая книга, казалось, что будет

иметь большой успех7.

1. Ошибочна постановка рядом двух однозначных

союзов (при утверждении достаточно союза что, при

предположении следует ограничиться союзом будто

или будто бы).

2. Неуместно повторение частицы бы в придаточной

части сложноподчиненного предложения, в которой

сказуемое выражено глаголом в форме условного

(сослагательного) наклонения («Если бы эти пред-

ложения были бы приняты, многое изменилось бы

к лучшему»).

* Цифры над словом (сноски) указывают на номер стилистического

комментария, данного в конце параграфа.

3. Неправильный порядок слов: между союзным

словом который и существительным, к которому

оно относится, не должно находиться другое су-

ществительное в той же числовой форме. В этом

случае может возникнуть неясность: Беседа с пред-

ставительницей делегации, которая недавно при-

ехала в Москву (кто приехал — представительница

или делегация?).

4. Смешение прямой речи с косвенной.

5. Повторение одинаковых союзов при последова-

тельном подчинении придаточных (то же при одина-

ковых союзных словах),

6. Не должны выступать как однородные синтакси-

ческие элементы член предложения и придаточная

часть сложноподчиненного предложения.

7. Вводное слово ошибочно принято за сказуемое

главной части сложноподчиненного предложения.

ПОВТОРЕНИЕ СТИЛИСТИКИ

348. Перепишите предложения, исправляя в них ошиб-

ки в словоупотреблении. Укажите характер каждой ошибки

(непонимание значения слова, употребление вместо нуж-

ного слова другого, близкого по звучанию или по значе-

нию, употребление слова с неподходящей стилистической

окраской, нагромождение лишних слов, неоправданное

повторение одних и тех же или однокоренных слов, логи-

ческие ошибки в соотнесении понятий и т. д.).

1. Студенты успешно выполнили заданное на преды-

дущем занятии задание. 2. Вначале молодым спортсме-

нам было трудно заниматься, но, преодолевая силу во-

ли, они на примерах показали, как надо заниматься.

3. Вопрос о непечатании этих очерков усугубляется тем,

что большинство из них уже были напечатаны. 4. Раз-

вёрнутая в данный период времени работа по решитель-

ной перестройке всей работы дала положительные ре-

зультаты. 5. На пространстве нескольких километров от

станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным

слоем гравия и утрамбовано. 6. Следует отметить в рабо-

те следующий недостаток: тема получила недостаточно

полное раскрытие. 7. В спорте большое значение играет

упорная тренировка, выдержка, упорство. 8. Комиссия

отметила, что большинство времени уходило на пред-

ставление излишних отчётов. 9. Щенок лопал с такой

жадностью, что скоро блюдце кончилось, и он влез в него

обеими лапами. 10. Невозможность заниматься постоян-

но и прерывистое чтение мешали хорошей усвояемости

материала. 11. Ясный ум и руководящие способности по-

могли молодому руководителю организовать такую боль-

шую организацию. 12. Строители дома придавали на

всем протяжении строительства первоочередное внима-

ние своевременному окончанию работы. 13. Редкие кни-

ги хранятся в хорошо оборудованных хранилищах, обес-

печивающих их полную сохранность. 14. Не желая ро-

нять авторитет молодого врача, профессор поддержал его

точку зрения на научной конференции. 15. Вряд ли ге-

рои этих рассказов надолго сохранят свою жизнь в памя-

ти читателя.

349. Выберите один из заключенных в скобки вариан-

тов. Мотивируйте свой выбор.

1. На ближайший поезд билеты с (плацкартам —

плацкартой) уже проданы. 2. В официальном приказе

указано, что А. М. Сергеев в течение апреля был в (от-

пуске — отпуску). 3. В продажу поступила первая пар-

тия (мандарин — мандаринов). 4. Препараты хранятся

в (спирте — спирту). 5. Автор внёс ряд (корректив —

коррективов) в рукопись своей работы. 6. Нужно до-

полнительно купить дюжину (простынь — простыней).

7. В ближайшее время в нашем районе будет построено

ещё несколько (яслей — яселъ). 8. Словно бабочки, перед

глазами мелькали живописно разрисованные (вееры —

веера). 9. Стихи были (удачные — удачны) и по содер-

жанию и по форме. 10. Полярники пробыли на льдине

(283 — в течение 283) суток. 11. Успеваемость в классе

составляет 94,7 (процента — процентов), 12. Семена

подсолнуха (дробятся, разминаются и отмываются —

дробят, разминают и отмывают) холодной водой от

примесей. 13. Лицо мальчика стало (красное — крас-

ным) от мороза. 14. Ряд докладов на эту тему уже (было

сделано — был сделан). 15. Местная пресса, в частности

ежедневные газеты, (уделяет — уделяют) много вни-

мания вопросам культуры. 16. (Щупальцы — щупаль-

ца) осьминога крепко держали свою жертву. 17. Боль-

ной не терял ни (бодрость — бодрости), ни (надежду —

надежды). 18. (Что — чего), кроме осуждения, заслу-

живает подобное бюрократическое отношение? 19. Мы

не успели спрятаться от дождя и (промокнули — про-

мокли) до нитки. 20. Если бы не бдительность стрелоч-

ника, поезд неизбежно сошёл бы с (рельс — рельсов).

21. На портретах А. П. Чехов изображен в пенсне,

(которое — которые) тогда часто носили вместо очков.

350. Перепишите текст, устраняя речевые недочеты.

Исправляя ошибки, помните, что необходимо полностью

сохранить смысл фразы.

Путешественника, впервой отправляющегося в цент-

ральные районы высокогорного Тянь-Шаня, изумляют

и восхищают отличные, прекрасные горные дороги. Ог-

ромное множество машин и транспорта двигается по

горным дорогам. Тяжелые машины, нагруженные тя-

жёлым грузом и людьми, то всползают на высокие гор-

ные перевалы, то опускаются в глубинные горные доли-

ны. Чем выше горы, тем чище и прохладнее воздух.

Стремящийся и бурливый горный поток то перебивает

горную дорогу, то теряется в глубоком каменном русле.

По бокам виднеются обломки скал, напоминающие ру-

ины и развалины. Дикое, пустынное впечатление пред-

ставляет раскинувшаяся вдоль горной реки глубокая

горная ложбина. Дикую степь покрывают стебли высох-

ших трав. Редкое дерево виднеется на берегу горной ре-

ки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав

уши. Стадо джейранов перебегает дорогу. На склонах

гор можно приметить стадо горных серн. Чуткие живот-

ные, вглядываясь в пробегающую внизу горную дорогу,

возвышают головы, ибо боятся нападения хищников.

Кто хоть раз побывал в этих местах, никогда этих мест

не забудет.

351. Перепишите текст, устраняя речевые недочеты.

Помните, что необходимо сохранить смысл фразы.

В книгах полярных экспериментаторов, подробно из-

лагавших охоту в холодных странах, почти нет указа-

ния, чтобы белый медведь по собственной инициативе

нападал на человека. Обычно во всех случаях агрессив-

ной стороной являлся человек. Опытные полярники зна-

ют, что при встрече с человеком сытный зверь не даёт

сигналов враждебности. Он как бы с большим удивлени-

ем разглядывает невиданное двуногое существо, стара-

ясь детальнее узнать его и обнюхать. Для хорошо воору-

жённого путешественника такая встреча опасности не

составляет. Иначе чувствует себя в таких случаях нево-

оружённый человек, в руках которого не находится ни-

чего, кроме простых лыжных палок.

Не всегда, однако, встреча с белым медведем приво-

дит к мирному финалу. Однажды белый медведь долго

гонялся за группой высадившихся на берег Новой Земли

учёных. По всем признакам голодный зверь имел жела-

ние воспользоваться неожиданно подвернувшейся добы-

чей. Трудно сказать, чем окончилась бы погоня за улепё-

тывавшими от него безоружными людьми. От опасности

путешественников спасла предприимчивость студен-

та-геолога. Убегая, он стал сбрасывать с себя части кос-

тюма. Медведь внимательно занимался то бросаемой ме-

ховой шапкой, то рукавицами, то студенческим пиджа-

ком. Это помогло людям вовремя прибежать и спустить

на воду шлюпку. Отъехав от берега, долго наблюдали

они, как шарахается по берегу упустивший лакомую до-

бычу голодавший зверь.

Раздел 3

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1. Многие краткие формы прилагательных (без

суффиксов или с суффиксами -к-, -л-, -в-, -ок-) име-

ют ударение на первом слоге основы (кроме формы

единственного числа женского рода, в которой

ударение на окончании): прав, права, право,

правы', вреден, вредна, вредно, вредны. (Поэтому

неправильным следует считать часто встречаю-

щееся произношение «правы», «глухи», «глупы»,

«бледны» и т. п.)

2. Многие глаголы в форме прошедшего времени

имеют ударение на основе во всех формах (кроме

формы единственного числа женского рода, в ко-

торой ударение на окончании): дал, дала, дало,

дали; понял, поняла, поняло, поняли.

То же самое наблюдается у многих кратких

страдательных причастий прошедшего времени:

начат, начата, начато, начаты; продан, про-

дана, продано, проданы.

3. Иногда предлоги (чаще всего на, за, под, по, из,

без) принимают на себя ударение, и тогда следую-

щее за ним существительное оказывается безудар-

ным: на ногу, за голову, под гору, по морю, из дому,

без толку.

Ср. также: час от часу, год от году, до ночи,

до полу и др.

Приведем некоторые слова (и их формы), при про-

изношении которых часто делают неправильное уда-

рение. (Вторые варианты оцениваются как разго-

ворные.)

автобус

агент

агентство

агония

алкоголь

алфавит

анатом

апостроф

арбуз(арбуза, арбузы)

аргумент

арест

аристократия

астроном

атлас ('собрание географи-

ческих карт')

атлас ('ткань')

баллотировать

баловать

безудержный

библиотека

братание

брататься

броня ('закрепление чего-

либо за кем-либо')

броня ('защитная обли-

цовка из стали')

буржуазия

валовой

варить (варю, варишь)

вахтёр

верба

волен

волк — волка

волшебство

вор — вора (воры)

вторгнуться

гектар

генезис

гравёр

гренадёр

группировать

гусь — гуся и гуся

демократия

деятельность

диагноз

диалог

диспансер

добыча

договор и договор

договорённость

дозвониться (дозвонюсь,

дозвонишься)

документ

драматургия

дремота

духовник

забронировать ('закре-

пить что-либо за кем-

либо')

забронировать ('покрыть

бронёй')

завидно

заговор

задолго

заём

зазвонить (зазвоню, зазво-

нишь)

заиндеветь и заиндеветь

закупорить

занятой (человек)

занятый (кем-либо, чем-

либо)

звонить (звоню, звонишь)

зимовщик

злоба

зубчатый

иероглиф

издавна

изобретение

изредка

иллюстрировать

импорт

индустрия

инструмент

информировать

искра

каталог

катастрофа

каучук

квартал

кедровый

километр

кинематография

кожевенный

коклюш

колосс ('великан')

комбайнер и комбайнёр

компас

комплекс

крапива

красивее

кремень

кухонный

ломоть

лоскут

лыжня

магазин

мастерски

мастерство

медикамент

мельком и мельком

молодёжь

монолог

морковь

набело

наверное

наголо и наголо

надолго

надоумить

намерение

недоимка

некролог

ненависть

неподалёку

непревзойдённый

новорождённый

облегчить

обострить

огулом

озлобленный

опериться

осведомить

откупорить

отчасти

паралич

партер

пахота

пепелище

поваренная (соль)

портфель

постамент

похороны (на похоронах)

предмет

премировать

приговор

приданое

призыв

призывной (пункт, воз-

раст)

призывный ('зовущий')

приноровленный

принудить

принцип

приобретение

прирост

прозорливый

простыня (простынь и простынёй)

процент

псевдоним

рассердиться (рассердился)

револьвер

ремень

ровен (но: не ровён час)

руководить (руковожу,

руководишь)

русло

санитария

сантиметр

свёкла

силос

сирота (мн. сироты)

случай

соболезнование

созыв

средство (лен. средства)

стабильный

статус

статут

статуя

стенография

судно

таможня

теплиться

топливный

торос

угольный (к угол)

угольный (к уголь)

улучшить

усугубить и усугубить

факсимиле

фарфор

феномен и феномен

формировать

форум

фундамент

характерный (танец, поступок)

характерный (человек)

хирургия

хлопок — хлопковый

хозяин (мн. хозяева)

христианин

цыган

черпать

шофёр

щавель

щепотка

эксперт — экспертный

экспорт

эпилог

языковой ('относящийся

к словесному выраже-

нию мыслей')

языковый ('относящийся

к органу в полости рта')

II

Краткие формы прилагательных

боек, бойка, бойко, бойки

вёсел, весела, весело, веселы

вреден, вредна, вредно, вредны

глуп, глупа, глупо, глупы

глух, глуха, глухо, глухи

горд,горда,гордо, горды

горек,горька,горько,горьки

груб, груба, грубо, грубы

густ, густа, густо, густы

дёшев, дешева, дёшево, дёшевы

долог, долга, долго, долги

дорог, дорога, дорого, дороги

дружен, дружна, дружно, дружны

жив, жива, живо, живы

короток, коротка, коротко, коротки

крепок, крепка, крепко, крепки

молод, молода, молодо, молоды

прав, права, право, правы

пуст, пуста, пусто, пусты

редок, редка, редко, редки

светел, светла, светло, светлы

сыт, сыта, сыто, сыты

тесен, тесна, тесно, тесны

туп, тупа, тупо, тупы

Формы прошедшего времени глаголов

брал, брала, брало, брали

был, была, было, были

взял,взяла,взяло, взяли

вил, вила, вило, вили

внял, вняла, вняло, вняли

врал,врала, врало, врали

гнал, гнала, гнало, гнали

дал, дала, дало, дали

донял, доняла, доняло, доняли

драл, драла, драло, драли

жил, жила, жило, жили

задал,задала,задало,задали

занял, заняла, заняло, заняли

звал,звала,звало, звали

крал, крала, крало, крали

лил, лила, лило, лили

нажил, нажила, нажило, нажили

нанял,наняла, наняло, наняли

начал, начала, начало, начали

отнял, отняла,отняло,отняли

плыл, плыла, плыло, плыли

поднял, подняла, подняло, подняли

понял, поняла, поняло, поняли

принял, приняла, приняло, приняли

рвал, рвала, рвало, рвали

слыл, слыла, слыло, слыли

снял,сняла,сняло, сняли

спал,спала, спало, спали

Краткие формы причастий прошедшего времени

взят, взята, взято, взяты

начат, начата, начато, начаты

придан, придана, придано, приданы

принят, принята, принято, приняты

продан, продана, продано, проданы

прожит, прожита, прожито, прожиты

роздан, раздана, роздано, розданы

созван,созвана,созвано,созваны

«Ударяемые» предлоги

на: на воду, на ногу, на гору, на руку, на спину,

на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону,

на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо,

на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три,

на шесть, на десять, на сто;

за: за воду, за ногу, за голову, за волосы, за руку,

за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город,

за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть,

за десять, за сорок, за сто;

под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу,

по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;

из: из лесу, из дому, из носу, из виду;

без: без вести, без толку, без году неделя.

352. Прочитайте, соблюдая правильное ударение.

Агент, алфавит, арест, баловать, библиотека, вахтер,

верба, гектар, гусеница, демократия, диалог, диспансер,

добыча, договор, документ, закупорить, зубчатый,

изобретение, индустрия, инструмент, искра, каталог,

каучук, квартал, километр, кинематография, колосс,

комбайнер, крапива, кремень, магазин, медикамент,

мельком, надоумить, недоимка, некролог, ненависть,

непревзойденный, новорожденный, паралич, партер,

портфель, приговор, принудить, приобретение, псевдо-

ним, револьвер, ремень, сантиметр, соболезнование,

таможня, топливный, фарфор, шофер, эксперт.

Часть 4

ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Раздел 1

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Разбор по составу слова

Образец: предписание, зарубежный, центробежный,

предрасполагать, напрактиковаться, напряжённо.

Основа

приставка

пред-

за-

пред-, рас-, по-

на-

на-

корень

-тшс-

-рубеж-

-центр-(о)

-беж-

-лаг-

-практик-

-пряж-

суффикс

-OMU-

-н-

-н-

-а-, -ть

-ое-, -а-, -ть, -ся

-ённ-, -о

Окончание

-ый

-ый

353. Данные слова разберите по составу.

Запроектированный, земледельческий, несовершен-

ный, осуществить, отремонтировать, перевоплощение, по-

знавательный, попечительствовать, превращение, рассле-

дование, современность, умываемый, читательский.

354. В данных словах выделите корень.

Каждодневный, недостижимый, неповоротливый, не-

убедительный, отвергнуть, польщённый, пресыщение, про-

израстать, проникновенный, развлекаться, устремление.

Разбор по частям речи

Образец: Он бросил последний взгляд на старый дом с двумя террасами, увы, навсегда покидал, и, не оглядываясь, поспешно удалился.

Имя сущест-

вительное

взгляд

Имя прила-

гательное

последний

Имя чис-

лительное

двумя

Местоиме-

ние

он

Глагол

бросил

Наречие

навсегда

Пред-

лог

на

Союз

и

Имя существительное

Образец: Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской графа Ростопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Имя существи-

тельное

Смоленска

городах

Начальная

форма

Смоленск

город

Собственное

или нарица-

тельное

собств.

нарицат.

Одушевленное

или неодушев-

ленное

неодуш.

неодуш.

Род

мужской

мужской

Склонение

II

II

Имя прилагательное

Образец: Весьма заметны заячьи следы на белой пелене зимнего поля.

Имя прилага-

тельное

заметны

заячьи

Начальная

форма

заметный

заячий

Разряд

по значению

качественное

притяжа-

тельное

Полное

или краткое

краткое

С каким словом

согласовано

следы

следы

Род

Местоимение

Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами сказочный лес, в котором никого, кроме нас, нет.

Местоимение

я

себе

Начальная

форма

я

себя

Разряд

по значению

личное

возвратное

Род

Падеж

им.

дат.

Глагол

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

Глагол

хотел бы

Неопреде-

ленная

форма

хотеть

Переход-

ный или

непереход-

ный

неперех.

Возвратный

или

невозврат-

ный

невозвр.

Вид

несов.

Спряже-

ние

раз-

носпр.

Накло-

нение

условн.

Время

355. Разберите по частям речи.

1. Офицер вышел вон, сказав, что за обиду готов отве-

чать, как будет угодно господину банкомёту. (П.) 2. Вче-

ра один человек, которого я вам не назову, приходит

ко мне и рассказывает, что видел в десятом часу вечера,

как кто-то пробирался в дом. (Л.) 3. Противники стояли

шагах в сорока друг от друга, у краёв поляны. (Л. Т.)

4. Покажи-ка мне, пожалуйста, дорогу на Ириновский

шлях, а то из нашего болота во веки веков не выберешь-

ся. (Купр.) 5. Она глядела на Рагозина так, будто с не-

обыкновенной высоты и в один миг увидала всё прошлое

сына и своё прошлое. (Фед.)

356. Прочитайте предложения. Найдите существитель-

ные и разберите их по частям речи.

1. С трудом пять худых кляч тащили наши повозки по

извилистой дороге на Гуд-Гору. (Л.) 2. В кухне во время

обеда вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги

и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедуш-

ку. (М. Г.) 3. Со времени великого переселения народов

не видела донецкая степь такого движения масс людей,

как в эти июльские дни 1942 года. (Фад.) 4. Весной скот

от бригадного стана приходилось гонять на водопой за

два с половиной — три километра. (Ш.) 5. Поставив на

стол лампу, Шевалдин стал бриться. (Закр.)

357. Прочитайте предложения. Найдите прилагатель-

ные и разберите их по частям речи.

1. Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двига-

лось довольно медленно. (П.) 2. Паншин был действи-

тельно очень ловок, — не хуже отца. (Т.) 3. Далёк мой

путь, тяжёл мой путь, страшна судьба моя. (Н.) 4. Изму-

ченные извозчичьи лошади лёгонькой рысцой тащили

нас в гору. (Пис.) 5. Скрипучий шорох стоял в воздухе,

холодном и сыром. (М. Г.)

358. Прочитайте предложения. Найдите местоимения и

разберите их по частям речи.

1. На стук его в дверь не было никакого ответа. (Г.)

2. Кто не заключал таких условий с своею совестью? (Л.)

3. Я сам расскажу о времени и о себе. (М.) 4. Главное

очарование моря заключалось в какой-то тайне, кото-

рую оно всегда хранило в своих пространствах. (Кат.)

5. А я кой-кого из вас, кажется, знаю! (Малъц

Наши рекомендации