Знаки препинания при прямой речи
1.Прямая речь выделяется кавычками, если пи-
шется в строку: Девочка бежала и кричала'. «Мама!»
Если же прямая речь дается с абзаца, то перед ее
началом ставится тире:
Девочка бежала и кричала:
— Мама!
2. Если прямая речь стоит п о с л е слов автора,
то перед ней ставится двоеточие и первое слово пи-
шется с прописной буквы. Вопросительный/воск-
лицательный знак и многоточие ставятся перед
закрывающими кавычками, а точка — после них:
Дима сказал: «Мы идём в кино»', Дима спросил:
«Мы, идём в кино?»; Дима сказал: «Мы идём
в кино, но...»
3. Если прямая речь стоит п е р е д словами автора,
то после кавычек ставятся запятая (вопроситель-
ный/восклицательный знак, многоточие ставятся
внутри кавычек) и тире; слова автора начинаются со
строчной буквы: «Мы идём в кино», — сказал Ди-
ма; «Мы идём в кино?» — спросил Дима.
4. Если слова автора стоят в н у т р и прямой речи,
то знаки ставятся в зависимости от места «разрыва»
прямой речи:
1) если на месте «разрыва» не должно было быть ни-
какого знака препинания или должна была стоять
запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то
слова автора выделяются с обеих сторон запятой и
тире, после которых первое слово пишется со строч-
ной буквы: «Мы идём в кино, — сказал Дима, —
одевайся быстрее»;
2) если на месте «разрыва» должна была стоять точ-
ка, то перед словами автора ставятся запятая и тире,
а после них — точка и тире; вторая часть прямой ре-
чи начинается с прописной буквы: «Мы идём в ки-
но, — сказал Дима. — Я достал билеты»;
3) если на месте «разрыва» должен был стоять воп-
росительный/восклицательный знак или многото-
чие, то они сохраняются перед словами автора и пос-
ле соответствующего знака препинания ставится ти-
ре; после слов автора ставятся точка и тире; вторая
часть прямой речи начинается с прописной буквы
(возможно написание со строчной буквы, если мно-
готочие в конце первой части прямой речи стояло бы
в середине предложения: «Я хотел бы.,. — запнул-
ся он, — просить вас об одолжении»): «Мы идём
в кино? — спросил Дима. — Ты достал билеты?»
5. Если в словах автора имеются два глагола со зна-
чением речи-мысли, из которых один относится
к первой части прямой речи, а другой — ко второй,
то после слов автора ставятся двоеточие и тире и пер-
вое слово второй части прямой речи пишется с про-
писной буквы: «Так мы идём в кино? — спросил
Дима и дополнил: — Я же купил билеты».
6. Если прямая речь стоит внутри слов автора, то пе-
ред ней ставится двоеточие, а после нее — запятая и
тире (если прямая речь заканчивается вопроситель-
ным/восклицательным знаком или многоточием, то
запятая опускается):Дима сказал: «Мы идём в ки-
но», — и начал одеваться.
7. Если в д и а л о г е реплики следуют в строку без
указания, кому они принадлежат, то каждая из них
заключается в кавычки и отделяется от соседней
тире. Если после реплики идут авторские слова, то
перед следующей репликой тире опускается: «Мы
идём в кино». — «А ты купил билеты?» — «Да, и
очень хорошие», — ответил Дима. «Тогда идём!»
291. Прочитайте предложения. Объясните постановку
знаков препинания при прямой речи.
1. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со
словами: «Вы очень мало взяли». (Г.) 2. Смотрю вслед
ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Г.)
3. Едва войдя в сад, гостья воскликнула: «Какая красо-
та!» (Леш.) 4. Собеседник замялся: «Не знаю, что и ска-
зать...» (Аж.) 5. «Лесть и трусость — самые дурные по-
роки», — громко промолвила Ася. (Т.) 6. «Дедушку
знаешь, мамаша?» — матери сын говорит. (Н.) 7. «Не
шуми, тише иди, солдат!» — сердитым шёпотом гово-
рил старик Оленину. (Л. Т.) 8. «Да-а! Уж порадела
бы...» — качнул головой старик. (М. Г.) 9. «Мы ре-
шили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволе-
ния остаться здесь ночевать». (П.) 10. «Позвольте, —
заметил один скептик, — не от лимонов ли этот
ящик?» (Гонч.) 11. «Нам придётся здесь ночевать, —
сказал Максим Максимыч, — в такую метель через го-
ры не переедешь». (Л.) 12. «Я ни с кем и ни с чем не
связан, — напомнил он себе. — Действительность мне
враждебна». (М. Г.) 13. «Так вас зовут Павкой? — пре-
рвала молчание Тоня. — А почему Павка? Это некраси-
во звучит, лучше Павел». (Н. О.) 14. «Вон он, край
света! — воскликнул Мохов. — Здорово! Никогда ещё
так далеко не ездил!» (Аж,) 15. «...Обожди... — сказал
Морозка угрюмо. — Давай письмо...» (Фад.) 16. «Не на-
до... — сказал Вершинин, — не надо, парень!» (Вс. Ив.)
292. Прочитайте предложения. Объясните пунктуацию
при прямой речи.
1. «Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и
снова спросил: — Старуха, отвечай!» (М. Г.) 2. «А вы ни
стесняйтесь, — приободрила её Анастасия Германовна и
с женской догадливостью спросила: — У вас каблу^
оторвался. Правда?» (Фед.) 3. На вопрос мой: «Жив ли
старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлет-
ворительного ответа. (П.) 4. Она сказала: «Нынче, гово-
рят, в университете уже мало занимаются науками», —
и подозвала свою собачку Сюзетку. (Л. Т.) 5. «Так ты
женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух
лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне!» —
«Ты ей знаком?» — «Я им сосед». (П.) 6. «Как же вы
поживаете?» —спросила Екатерина Ивановна. «Ничего,
живём понемножечку», — ответил Старцев. (Ч.)