Подготовка к работе над ошибками в контрольных диктантах

ИМЕНИ М.К. АММОСОВА»

(СВФУ)

Филологический факультет

кафедра методики преподавания русского языка и литературы

РЕФЕРАТ

на тему:

Работа над ошибками. Классификация, учет, анализ ошибок.

Оценка письменных работ учащихся. Критерии оценок.

Выполнила:

Босикова А.И.,

студентка 5 курса, группы РН-АО11

Руководитель работы:

Никифорова Е.П.

к.п.н., профессор кафедры методики

преподавания русского язык и литературы

г. Якутск 2016

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Основные понятия.....…………………………………………………..5

1.1 . Основные понятия изложения……………………………………………..5

1.2 Виды изложений и их классификация……………………………………...6

1.3 Выборочное изложение……………………………………………………...9

Глава 2. Методы преподавания изложения на уроке русского языка……….10

2.1. Подготовка к проведению уроку русского языка…………………...……10

2.2. План-конспект урока………………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………….....22

Использованная литература…………………………………………………….23

Подготовка учителя к работе над ошибками

Подготовка учителя к работе над орфографическими ошибка­

ми складывается из ряда элементов: проверки тетрадей, составле­

ния учетных листов орфографических ошибок, составления плана

урока, на котором (или на его отдельной части) намечается рабо­

та над ошибками. Содержание первых двух элементов подготовки

описано выше. Остановимся на составлении плана урока (или его

части) работы над ошибками.

Подготовка к работе над орфографическими ошибками в обу­

чающих упражнениях.

Работа над ошибками в обучающих уп­

ражнениях проводится столько р а з, сколько проверяется учени­

ческая тетрадь (см. «Нормы проверки тетрадей»). Следователь­

но, элемент работы над ошибками входит в ежедневную дея­

тельность учителя на уроке.

В план урока на очередную тему включается следующий мате­

риал: 1) общая оценка выполненной работы (она сообщается до

раздачи тетрадей); 2) перечень 2-3 самых распространенных оши­

бок; 3) текст словарно-орфографического предупредительного дик­

танта из 5-7 слов, более всего затруднивших учащихся; 4) разные

виды заданий со словами, в которых было более всего ошибок;

5) задание выучить правописание слов из индивидуального учетно­

го листа. Таким образом в течение всего урока предусматривается

работа над трудными в орфографическом отношении словами.

Подготовка к работе над ошибками в контрольных диктантах.

Опыт показывает, что над всеми видами ошибок, допущенных

учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя

учетный лист общеклассных ошибок, выбрать часть видов орфо-

грамм, над которыми предполагается работать на специальном

уроке. Ими будут 5-6 наиболее частотных орфограмм. Среди

них должны быть: а) орфограммы, проверяемые в связи с изу­

ченной грамматической темой; б) трудные орфограммы, ранее

пройденные в других грамматических темах.

В плане подготавливаемого урока необходимы следующие

структурные элементы: общая оценка результатов контрольного

диктанта; исправление ошибок школьниками и учет ими слов с

ошибками; работа над каждым из отобранных видов орфограмм;

диктант из слов, над которыми велась работа на уроке; подведе­

ние итогов урока и задавание работы на дом.

В общую оценку включаются следующие сведения: продвиже­

ние учащихся в овладении орфографией; перечень видов орфо­

грамм, более всего затруднивших учащихся; количественные по­

казатели выполненной работы. Учитывая ситуацию в классе, учи­

тель добавит и другие сведения. Важно, чтобы сообщаемые сведе­

ния не отбивали интереса к намечаемой работе.

При исправлении ошибок необходима индивидуальная помощь

слабым, поэтому в плане урока следует указать фамилии таких

учащихся.

Для работы над каждым из отобранных видов орфограмм

нужно предусмотреть такие виды работ: запись названия объяс­

няемой орфограммы; диктант из слов с данной орфограммой,

взятых из контрольной работы, с объяснением условий ее выбо­

ра; другие упражнения по выбору учителя (подбор однокорен-

ных слов, составление словосочетаний или предложений, обра­

зование разных форм слова, в том числе работа по учебнику,

работа с карточками и т.д.). Работа над одним видом орфо­

граммы обычно рассчитана на 5-6 мин.

Задание на дом предусматривает п о в т о р е на учениками всех

слов, над которыми велась работа, а также зауживание правопи­

сания слов из личного учетного листа индивидуальных ошибок.

Подготовка к работе над ошибками в изложениях и сочинени­

ях. Урок работы над ошибками в изложениях и сочинениях по­

свящается исправлению речевых и содержательных недочетов.

Работа над орфографическими ошибками переносится на оче­

редные уроки грамматики и правописания и проводится рассре­

доточенно.

Анализируя учетный лист общеклассных ошибок, учитель вы­

бирает самые частотные среди них, но не более 5-6 видов. В план

очередного урока включается следующий материал по каждому из

отобранных видов орфограмм: перечень всех слов с данной орфо­

граммой, в которых была соответствующая ошибка; распределение

их на группы по степени трудности; включение этих групп в систе-

184 му упражнений, отобранных для изучаемой темы (для образования

форм слов, составления словосочетаний и предложений и т.д.); сло­

варный диктант из этих слов в конце урока.

Работа над орфографическими ошибками в изложениях и со­

чинениях, таким образом, длится в течение нескольких уроков,

что обеспечивает достаточную прочность усвоения детьми право­

писания трудных слов.

Наши рекомендации