III. Нахождение признаков текста

Учитель сообщит, какими признаками должен обладать текст, в процессе разбора текста учащиеся находят названные признаки.

1. Заглавие.

2. В заглавии прямо или косвенно должна отображаться тема(то, о чем говорится в тексте), основная мысль (то, в чем убеждает вас автор).

3. Начало.

4. Тема и основная мысль раскрываются на протяжении текста. Как правило, текст делится на три части: I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение.

Именно в заключении присутствует элемент конца текста.

5. Конец текста.

6. Все части связаны между собой по смыслу и по строению.

7. Текст имеет композиционную завершенность (в начале текста мы оттолкнулись от названия «Плохо», в конце текста в речи героини опять звучит это слово – «плохо». Именно оно является ключевым (главным) в раскрытии поведения ребят).

V. Выполнение упражнения 64, проверка.

С о о б щ е н и е у ч и т е л я: фрагмент текста также можно считать текстом, если в нем все понятно без дополнительных разъяснений и есть возможность его озаглавить (или присутствует заглавие).

Домашнее задание:упражнение 65, выучить признаки текста.

Уроки 14–15.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. обучающее изложение
(«Хитрый заяц», упражнение 66)

Урок 25.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Устное сочинение
по картине А. А. Пластова «Летом»

Цели: развивать образное мышление учащихся, учить видеть изображенное на картине.

Урок 1.
СИНТАКСИС

Цели: сообщить учащимся, что такое грамматика, что изучает данный раздел; развивать умения пользоваться научными терминами.

Ход урока

I. Беседа по теме урока.

– Кто знает, что такое грамматика?

Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma – буква.

Запись в тетради: Грамматика – gramma – буква (греч.)

Грамматика включает в себя два раздела: морфологию и синтаксис.

Морфология – morphos – форма (греч.)

logos – учение (греч.)

Синтаксис – sintacxis – составление (др. греч.)

построение

порядок

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы предложений, их строения.

На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.

С. Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…

Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе».

В о п р о с ы:

1. Что такое грамматика?

2. Из каких разделов состоит грамматика?

3. Для чего нужно изучать грамматику?

II. Знакомство с материалами § 24, с. 47.

III. Работа над построением словосочетаний и предложений.

· Задание. Найдите среди бессмысленного набора слов такие, которые могут иметь друг к другу какое-либо отношение. (Слова можно изменять, использовать предлоги).

бассейн, крыша, купаться, тугой, прыгать, бочка, быстро, проволока, кот, обруч, гладить, небеса.

П р и м е р: прыгать в бассейн, купаться в бассейне, прыгать по проволоке, гладить кота.

– Итак, данные слова связаны по смыслу, при помощи предлогов и окончаний, просто окончаний, а значит, вы построили словосочетание. Самостоятельно добавьте еще по одному слову в каждое словосочетание.

П р и м е р: Ребята купались в бассейне; воробей прыгает по проволоке; Наташа гладит кота.

– Получились предложения.

– А из чего состоит текст? (из предложений). Попробуйте составить небольшой текст.

П р и м е р н ы й в а р и а н т т е к с т а.

Был хороший день. Ребята купались в бассейне.

Наташа гладила кота и наблюдала за воробьем, который прыгал по проволоке. Вдруг воробей подлетел к бортику бассейна и хотел на него сесть. Промахнулся и попал в воду!

– Воробей в воде! – закричала Наташка.

Ребята быстро выловили птицу, а затем отнесли ее в безопасное место.

– Чему же учит синтаксис? (грамотно строить словосочетания, предложения, тексты.)

Словосочетание, предложение, текст – единицы синтаксиса. Слова в них связаны между собой по смыслу и грамматически.

IV. Выполнение упражнения 115 с комментированием.

Домашнее задание:упражнение 116.

Урок 2.
ПУНКТУАЦИЯ

Цель: сообщить учащимся, что такое пунктуация, что изучает данный раздел.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по материалам учебника, с. 48.

III. Словарно-орфографическая работа.

Пунктуация – punctum – точка (лат.).

IV. Работа над отрывком из легенды о том, как запятая спасла жизнь человеку.

Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека.

Некий повелитель на смертном приговоре какому- то человеку написал окончательное решение, но забыл – или не знал как – поставить запятую: Казнить нельзя помиловать.

Как же понять это решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить. Полную ясность внесла бы запятая: Казнить нельзя, помиловать. – Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой.

По А. Моисееву.

– Какова идея текста?

V. Выполнение упражнений 117, 118, 119.

VI. Знакомство с теоретическими сведениями учебника, с. 49.

Наши рекомендации