I. Проверка домашнего задания. II. Словарно-орфографическая работа
II. Словарно-орфографическая работа.
До свидания, до скорого свидания, до встречи.
Спасибо – от спаси бог.
Пожалуйста, пожалуй, будьте любезны.
III. Упражнение по речевому этикету.
Выполнение упражнения 242.
IV. Упражнение с комментированием.
Выполнение упражнения 239.
V. Схематический диктант.
Учитель читает предложения, ученики записывают схемы предложений с прямой речью.
1. «Вы ведь весной вернетесь?» – спрашивала Серая Шейка. 2. Заяц проговорил: «Ах, как ты меня напугала, глупая!» 3. «Приходи! Приходи к нам в гости!» – крикнула Машенька.
Взаимопроверка.
VI. Самостоятельная работа.
• Задание. Составьте и запишите 2–3 предложения с прямой речью, стоящей до слов автора и после них. Начертите схемы.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному словарному диктанту; упражнение 241.
Урок 42.
Прямая речь. Косвенная речь
Цели: учить ребят различать предложения с прямой и косвенной речью; тренироваться в постановке знаков препинания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Проверка упражнения 241.
2. контрольный словарный диктант.
Вазочка с цветами, беспомощный щенок, грустная мелодия, лист березы, весеннее солнце, капустная бабочка, легкий ветерок, собирается молодежь, плывет морж, интересный рассказ, далекая деревня.
II. Работа по новой теме.
1. В о п р о с ы:
1) Что такое прямая речь? 2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? 3) Какое место в предложении может занимать прямая речь? слова автора? 4) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? до слов автора?
Свои ответы учащиеся подкрепляют примерами.
2. Н а б л ю д е н и я над предложениями с прямой и косвенной речью.
1. Покупатель благодарно сказал продавщице: «Я доволен покупкой». 2. Дед сказал маме: «Мы поедем за грибами». 3. «Ты меня не вини», – испуганно сказала старуха. | 1. Покупатель благодарно сказал продавщице, что он доволен покупкой. 2. Дед сказал маме, что мы поедем за грибами. 3. Старуха сказала ему, чтобы он ее не винил. |
Учитель сообщит, что при замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, в главном предложении меняется порядок слов.
III. Записать предложения, начертить схемы.
• Задание. запишите одно из предложений, заменив прямую речь косвенной. Произведите синтаксический разбор.
1. Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных: «Приходите к нам с корзинкой после дождиков грибных». (З. Александрова.)
(Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных, чтобы приходили к ним с корзинкой после дождиков грибных.)
2. Мама сказала: «Тайное всегда становится явным». (Мама сказала, что тайное всегда становится явным.)
Домашнее задание: придумать и записать 5–6 предложений с прямой речью, затем перестроить их в предложения с косвенной речью.
Урок 43.
Диалог
Цели: учить правильно ставить знаки препинания при диалоге; учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Фантастика, интонация, грамматическая основа, шест-вовать, шефствовать, газета, корреспондент, пролил, пролила, пролили.
2. Диалог – диа – ‘два’
логос – ‘слово’ (греч.)
Ш. Наблюдения над текстами учебника и знакомство с правилами на с. 101–102.
Учитель сообщит, что слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строчки, перед ними ставится тире, кавычки не ставятся.
IV. Закрепление изученного.
Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности записи диалога.
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
– Как твои иголки? –
Ёж спросил у ёлки.
– Все целы. А как твой нос?
– Целый! – ёжик произнес.
– Извини! – промолвил ёж,
Еле сдерживая дрожь.
– Извини и ты, сосед, –
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.
В. Орлов
– В каких репликах диалога отразились вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
– Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
– Как это отразилось в пунктуации диалога?
V. Тренировочные упражнения.
Выполнение упражнений 244, 245, 246.
VI. Работа в парах.
• Задание. Составьте и запишите диалог с соседом по парте на одну из тем: «Зимнее утро», «Животные – наши друзья».
Взаимопроверка. Обсуждение допущенных ошибок.
Домашнее задание: упражнение 248.
Уроки 44–45.
Контрольный диктант
Цель: проверить знания учащихся.
О пословицах
Пословица – это краткое мудрое изречение народа4. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что похожи на короткие стихотворения и песни4.
В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжелой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны4. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка2дает3яркую оценку событиям или человеку. (88 слов.)
Уроки развития речи
Уроки развития речи нацелены на формирование основных коммуникативных умений, необходимых учащимся для создания любого высказывания на определенную тему; умений подчинять его основной мысли, планировать высказывание, отбирать необходимый материал, лексические, грамматические и синтаксические средства. Учащиеся знакомятся с речеведческими понятиями, правилами устной и письменной речи, обучаются различным видам пересказа, изложениям, сочинениям. Широко привлекается иллюстративный материал, в частности репродукции картин известных художников.
Урок 10.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Сжатое изложение
(упражнение 137)
Уроки 14–15.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Сочинение на тему «Памятный день»
(упражнение 153)
Домашнее задание:упражнение 154.
Уроки 30–31.
Сочинение-описание по картине Ф. П. Решетникова
«Опять двойка»
Урок 1.
Фонетика. Гласные звуки
Цели: сообщить, что изучают фонетика и графика; об отличии гласных от согласных звуков, их образовании, о различении звуков и букв.
Ход урока