I. Проверка домашнего задания. II. Словарно-орфографическая работа

II. Словарно-орфографическая работа.

До свидания, до скорого свидания, до встречи.

Спасибо – от спаси бог.

Пожалуйста, пожалуй, будьте любезны.

III. Упражнение по речевому этикету.

Выполнение упражнения 242.

IV. Упражнение с комментированием.

Выполнение упражнения 239.

V. Схематический диктант.

Учитель читает предложения, ученики записывают схемы предложений с прямой речью.

1. «Вы ведь весной вернетесь?» – спрашивала Серая Шейка. 2. Заяц проговорил: «Ах, как ты меня напугала, глупая!» 3. «Приходи! Приходи к нам в гости!» – крикнула Машенька.

Взаимопроверка.

VI. Самостоятельная работа.

• Задание. Составьте и запишите 2–3 предложения с прямой речью, стоящей до слов автора и после них. Начертите схемы.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному словарному диктанту; упражнение 241.

Урок 42.
Прямая речь. Косвенная речь

Цели: учить ребят различать предложения с прямой и косвенной речью; тренироваться в постановке знаков препинания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Проверка упражнения 241.

2. контрольный словарный диктант.

Вазочка с цветами, беспомощный щенок, грустная мелодия, лист березы, весеннее солнце, капустная бабочка, легкий ветерок, собирается молодежь, плывет морж, интересный рассказ, далекая деревня.

II. Работа по новой теме.

1. В о п р о с ы:

1) Что такое прямая речь? 2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? 3) Какое место в предложении может занимать прямая речь? слова автора? 4) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? до слов автора?

Свои ответы учащиеся подкрепляют примерами.

2. Н а б л ю д е н и я над предложениями с прямой и косвенной речью.

1. Покупатель благодарно сказал продавщице: «Я доволен покупкой». 2. Дед сказал маме: «Мы поедем за грибами». 3. «Ты меня не вини», – испуганно сказала старуха. 1. Покупатель благодарно сказал продавщице, что он доволен покупкой. 2. Дед сказал маме, что мы поедем за грибами. 3. Старуха сказала ему, чтобы он ее не винил.

Учитель сообщит, что при замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, в главном предложении меняется порядок слов.

III. Записать предложения, начертить схемы.

• Задание. запишите одно из предложений, заменив прямую речь косвенной. Произведите синтаксический разбор.

1. Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных: «Приходите к нам с корзинкой после дождиков грибных». (З. Александрова.)

(Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных, чтобы приходили к ним с корзинкой после дождиков грибных.)

2. Мама сказала: «Тайное всегда становится явным». (Мама сказала, что тайное всегда становится явным.)

Домашнее задание: придумать и записать 5–6 предложений с прямой речью, затем перестроить их в предложения с косвенной речью.

Урок 43.
Диалог

Цели: учить правильно ставить знаки препинания при диалоге; учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

1. Фантастика, интонация, грамматическая основа, шест-вовать, шефствовать, I. Проверка домашнего задания. II. Словарно-орфографическая работа - student2.ru газета, корреспондент, пролил, пролила, пролили.

2. Диалог – диа – ‘два’

логос – ‘слово’ (греч.)

Ш. Наблюдения над текстами учебника и знакомство с правилами на с. 101–102.

Учитель сообщит, что слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строчки, перед ними ставится тире, кавычки не ставятся.

IV. Закрепление изученного.

Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности записи диалога.

Ёж фонарик не включил

Из лесной гнилушки

И на ёлку наскочил

Ночью на опушке.

– Как твои иголки? –

Ёж спросил у ёлки.

– Все целы. А как твой нос?

– Целый! – ёжик произнес.

– Извини! – промолвил ёж,

Еле сдерживая дрожь.

– Извини и ты, сосед, –

Ёлка скрипнула в ответ.

Ёж и ёлка при ночной

Встрече на опушке

Не сказали ни одной

Колкости друг дружке.

В. Орлов

– В каких репликах диалога отразились вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?

– Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?

– Как это отразилось в пунктуации диалога?

V. Тренировочные упражнения.

Выполнение упражнений 244, 245, 246.

VI. Работа в парах.

• Задание. Составьте и запишите диалог с соседом по парте на одну из тем: «Зимнее утро», «Животные – наши друзья».

Взаимопроверка. Обсуждение допущенных ошибок.

Домашнее задание: упражнение 248.

Уроки 44–45.
Контрольный диктант

Цель: проверить знания учащихся.

О пословицах

Пословица – это краткое мудрое изречение народа4. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что похожи на короткие стихотворения и песни4.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжелой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны4. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка2дает3яркую оценку событиям или человеку. (88 слов.)

Уроки развития речи

Уроки развития речи нацелены на формирование основных коммуникативных умений, необходимых учащимся для создания любого высказывания на определенную тему; умений подчинять его основной мысли, планировать высказывание, отбирать необходимый материал, лексические, грамматические и синтаксические средства. Учащиеся знакомятся с речеведческими понятиями, правилами устной и письменной речи, обучаются различным видам пересказа, изложениям, сочинениям. Широко привлекается иллюстративный материал, в частности репродукции картин известных художников.

Урок 10.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Сжатое изложение
(упражнение 137)

Уроки 14–15.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Сочинение на тему «Памятный день»

(упражнение 153)

Домашнее задание:упражнение 154.

Уроки 30–31.
Сочинение-описание по картине Ф. П. Решетникова
«Опять двойка»

Урок 1.
Фонетика. Гласные звуки

Цели: сообщить, что изучают фонетика и графика; об отличии гласных от согласных звуков, их образовании, о различении звуков и букв.

Ход урока

Наши рекомендации