III. Знакомство с материалами учебника, с. 110
Составление таблицы.
При произнесении звуков воздух, поступающий из легких, то свободно, без преград, проходит через рот, то встречает на своем пути препятствия. Первые движения органов речи соответствуют гласным, вторые – согласным. Именно поэтому известный ученый В. А. Богородицкий предлагал назвать гласные ртораскрывателями, а согласные – ртосмыкателями.
IV. Выполнение упражнений 261, 262.
V. Работа над упражнениями 263, 264.
– Что такое скороговорки? Чему они помогают?
VI. Знакомство с орфоэпией.
Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. В орфоэпии изучаются также правила постановки ударения.
Домашнее задание: упражнение 266.
Урок 3.
Позиционные чередования гласных и согласных
Цели: сообщить о сильной и слабой позициях гласных и согласных звуков; учить различать сильную и слабую позиции.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Запись и разбор предложения:
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное.)
III. Знакомство с материалом учебника, с. 112.
IV. Упражнение в определении сильной и слабой позиции.
– Укажите гласные в сильной позиции:
Поле, голубь, осень, леса.
– Укажите гласные в слабой позиции:
Земля, воробьи, кузнечик, стрекоза.
– Укажите согласные в сильной позиции:
перо, осина, нора, подарок.
– Укажите согласные в слабой позиции:
V. Выполнение упражнения 269.
Повторить правило о написании безударных гласных, проверяемых ударением.
VI. Запись текста под диктовку.
• Задание: прокомментируйте знаки препинания; выделите грамматические основы; укажите слова с гласными в сильной и слабой позициях.
Осенью в лесу
Ветер занес семечко, и оно упало под березой. Елочка стала расти, а береза защищала ее от солнца и морозов. Теперь эта ель обогнала березу и стоит рядом с ней вершинка к вершинке.
Тихо я сижу под елкой на середине лесной полянки. Слышу, как шелестят осенние листики. Этот шелест будит спящих под деревьями зайцев, они встают и уходят.
Вот один вышел из елок и остановился. Слушает заяц. Везде шелестит, куда идти? И пошел он от березки к березке.
М. Пришвин
Домашнее задание: упражнение 270.
Урок 4.
Согласные твердые и мягкие
Цель: учить различать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного при фонетической записи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Дорожки сада уже давно засыпали листья дубов, а желуди все еще висели кое-где на голых ветках.4