V. Выполнение упражнения 308. Проверка
VI. Будьте внимательны! Ответьте!
Мягкий знак ходит за буквой ш, но все напрасно. Буква ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься1ни звука. Она тверда и так шипит1, что мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой ш. Где именно?
По Ф. Кривину.
Домашнее задание: фонетический разбор слов: ель, вьюга, береза, текст.
Урок 13.
Орфоэпия
Цели: сообщить, что такое орфоэпия; что изучает орфоэпия; познакомить с орфоэпическим словарем и словарем ударений; учить правильному произношению, грамотной речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Орфоэпия от греч. orthos – прямой, правильный
+ epos – речь, т. е. правильная речь.
2. Запись словарных слов: досуг, предмет, километр, магазин.
III. Сообщение темы урока.
1. Знакомство с материалами учебника, с. 128.
Литературная речь предполагает строгое следование принятым нормам. Однако в пределах литературной речи существуют варианты произношения ударения, каждый из которых имеет свое назначение и сферу применения, т. е. принадлежит определенному стилю.
(Формируются стили в зависимости от ряда факторов – содержания речи, ее жанра, ситуации общения, характера аудитории, к которой обращается говорящий.)
Обычно выделяется три стиля литературного произношения ударения. Высокий стиль – это стиль ораторской, академической, поэтической речи. Для него характерна тщательность произношения, стремление к возможно более точному воспроизведению звукового облика слова. Он уместен в речи эмоционально окрашенной и преследующей цели эстетического воздействия. Нейтральный стиль используется в повседневной речи, в обычных повторяющихся ситуациях. Он стилистически не окрашен. Разговорный стиль представляет собой стилистически сниженную речь, которой не свойственно внимание к внешней стороне выражения, стремление к полноте передачи звукового состава слова. За пределами литературного произношения находится стиль просторечный.
2. Демонстрация и знакомство с орфоэпическим словарем и словарем ударений русского языка.
Учитель расскажет учащимся о необходимости использования таких словарей наряду с орфографическим и другими словарями русского языка.
IV. Выполнение упражнений 309, 310, 311.
V. Сообщение учителя.
– Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова (парить и парить).
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Вот как об этом рассказала И. М. Подгаецкая в одном из своих произведений.
Собрались однажды на совет слова, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь ударение это просто черточка!» Ударение вдруг рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли Белки и сказали: «Мы самые главные части любого живого организма, и уж нам ударение ничего не сделает». А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними шустрые Белки… Запрыгало Ударение по словам, и вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Капель – Капель, вместо Муки – Мука…
Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.
• Задание. Спишите, разделяя черточкой слова на слоги. Поставьте ударение. Сколько слогов в выделенных словах и как их можно перенести?
Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби,
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь напомнил.
А. Барто
VI. Диктант с заданием.
Запишите слова в три группы: в первую – с ударением на первом слоге, во вторую и третью – соответственно. Помните! В слове столько слогов, сколько в нем гласных.
Вечером, липа, чудесный, игры, пятак, вечерний, город, светило, пирожок, украшение, хорошо.
– Что вы можете сказать об ударении? (В русском языке ударение свободное (разноместное). В однокоренных словах оно может падать на корень, окончание, приставку, суффикс. Благодаря этому легко проверять безударные гласные (орфограмма № 1).)
VII. Зрительный диктант.
Весело сияет
Месяц над селом,
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
И. С. Никитин
Текст записан на доске. Учащиеся объясняют встретившиеся в тексте орфограммы. Запоминают текст. Затем его стирают с доски, и учащиеся по памяти пишут его в тетради.
• Задание. Подчеркните грамматические основы, начертите схему, дайте характеристику предложению.
Домашнее задание:упражнение 312.
Урок 14.
Фонетический разбор слова
Цели: учить записывать звуковой состав слова; учить различать буквы и звуки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.