II. Работа над репродукцией картины художника И. Репина «Бурлаки на Волге»
1. Словарная работа.
Бурлак — крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда; южн. неженатый, холостой, одинокий, бездомок, шатун, побродяга; буйный, своевольный, грубый, дикий. По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою. Старший из них водолив, он же плотник, отвечающий за подмочку товара; затем лоцман (человек, знающий дно реки), дядя, он же букатник, правящий судном, «шишка», передовой в лямке, и двое косных, в хвосту, кои обязаны лазить на дерево, мачту, а при тяге ссаривать бичеву. Коренные бурлаки — взятые на всю путину (период работы), с задатком; добавочные – взятые временно, где понадобится, без сроку и без задатков[13].
2. Описание репродукции.
Учитель поясняет учащимся, кто изображен на картине. Следует также пояснить, что каждый из участников этой работы тянет свою лямку, от которой отходит крепкая часть веревки, вплетаемая в основной канат, закрепленный на барже. Таким образом, группа людей, двигаясь по берегу, тянет баржу по воде. Ответственный человек, стоя на лодке, рулем направляет ее движение по реке. В этом заключается труд бурлака.
Илья Ефимович Репин (художник), создавал свою картину, не знал стихотворения Н. А. Некрасова.
На картине видно, как затруднено движение бурлаков: ноги утопают во влажном береговом песке, фигуры наклонены вперед, лица угрюмы. Создается впечатление, что люди противостоят напору реки. Один из них поднес руку ко лбу, чтобы стереть пот. Руки, натруженные от работы, отекшие, опущены вниз. Но все же это физически сильные мужчины, могучие люди.
Художнику удалось передать тяжесть труда бурлаков при помощи красок и холста.
3. Анализ картины по вопросам:
1) Какими вы увидели бурлаков?
2) С каким настроением выполняют люди свою работу?
3) Как вы думаете, что заставило этих мужчин наняться на такую тяжелую работу?
4) Почему художник на первый план картины выносит фигуры физически развитых бурлаков, а на заднем плане оставляет тяжело нагруженную баржу?
III. Чтение учителем стихотворения.
Словарная работа ведется при анализе произведения.
Вопросы:
1. О чем поэт рассказывает в первой строфе?
2. Поясните слова:
О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
3. Найдите во 2-й строфе слова, характеризующие реку.
4. Что привлекло внимание поэта? (3-я строфа.)
5. Какими предстали бурлаки взору поэта?
6. Что и чему противопоставляется в 4-й строфе?
7. Прочитайте диалог бурлаков в лицах с соблюдением нужной интонации. (5-я строфа.)
8. Как меняется отношение поэта к Волге после того, как он услышал разговор мужчин?
9. Как теперь Некрасов называет великую Волгу? Каково его отношение к реке после увиденного?
10. К какому выводу приходит поэт в конце стихотворения?
IV. Самостоятельное чтение произведения учащимися.
Н. А. Некрасов считал одной из главных тем своей поэзии народную. Он с детства впитал уважение к простому русскому мужику-труженику, полюбил стихию народной лирической поэзии. При чтении произведения Некрасова укрепляется в сознании мысль о невозможности эксплуатации людей, насилия одного над другим, нравственного, морального унижения человека человеком.
И художник, и поэт смогли в своих произведениях одинаково точно передать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение; подготовить рассказ о поэте.
Урок 26. Н. А. НЕКРАСОВ. «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС».
ИЗОБРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ
В ПОЭЗИИ НЕКРАСОВА
(отрывок из поэмы)
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины ХIX в.; помочь учащимся раскрыть поэтический образ русской женщины; дать понятие об эпитете.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей).
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания(см. предыдущий урок).