IV. Теория литературы

Задание. Перечислите приемы художественной выразительности, которые помогли нам увидеть картину природы, понять настроение лирического героя (то есть того, от чьего имени идет рассказ, это не обязательно автор).

• Предметный ряд — луна, поляны, поле, гора, сосна и т. д.

• Олицетворения — сосна дремлет, лес обнажился, луна пробирается и т. д.

• Сравнения — одета, как ризой; грачи мелькали как сеть.

• Эпитеты — сосна одинокая, север дикий, дума грустная, дорога скучная и т. д.

• Метафора — лес очарован волшебным сном, снежная бахрома.

• Инверсия — по дороге зимней, скучной.

Учитель. Вспомните: влияет ли стихотворный размер на настроение, интонации? (Да.) Поэтому попробуйте определить, каким размером написано каждое из предложенных стихотворений.

Итак, вспомните, о чем надо сказать, чтобы получился рас сказ о стихотворении.

• Название и автор.

• Тема — о чем текст, основная мысль — как об этом рассказывает автор, как относится к тому, о чем рассказывает; какие образные картины, какие мысли и чувства возникают при чтении.

• Настроение стихотворения.

• Приемы выразительности, помогающие раскрыть тему, передать настроение, объяснить основную мысль.

• Стихотворный размер и как он влияет на настроение произведения.

• Какие строчки запомнились более всего и почему?

Чтение и обсуждение статьи литературоведа Ю. Селезнева «Духовное родство со всей землей» (учебник, с. 283).

V. Чтение и анализ стихотворения «Помню — долгий зимний вечер...».

1. Самостоятельное чтение: знакомство со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина. Цель — понять настроение, передать его потом при чтении вслух.

2. Предварительный анализ стихотворения.

• На что обратили внимание при чтении? Смена настроения, значит, смена интонации. Где, в каких строфах?

• Предметный ряд стихотворения — какие картины возникают при чтении?

• Вспомните, есть такой прием выразительности — анафора. Одинаковое начало стихов (стихотворных строчек), найдите в тексте стихотворения пример анафоры. Для чего автор использовал этот прием?

3. Выразительное чтение. Читают несколько учеников, при этом идет обсуждение, какие части стихотворения прозвучали удачно. Возможно чтение учителем.

VI. Самостоятельный анализ стихотворения по вопросам или по плану с последующим обсуждением.

Организация этого вида работы — на усмотрение учителя: либо индивидуальная, либо групповая, либо совмещение для тех, кто не уверен в своих силах.

Задание: рассказ о стихотворении И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...» с использованием всего сказанного на уроке, с опорой на вопросы после стихотворения в учебнике. В качестве подсказки — построчный анализ, который позволяет проследить изменение образных картин и настроения.

Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о природе.

Урок 41. И. А. БУНИН. «КОСЦЫ».

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с некоторыми фактами биографии талантливого русского писателя, создателя интересных картин русской жизни; раскрыть нравственное содержание рассказа, романтическую настроенность произведений писателя; показать роль пейзажа как средства создания настроения удали и свободы, любви к родной строне, к родине; воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героя.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока

I. Чтение статьи о писателе (учебник, ч. 2, с. 3-4).

Работа по заданиям 1, 2 «Проверьте себя» в учебнике.

II. Работа над статьей «Происхождение моих рассказов» (учебник, с. 10; из заметок И. А. Бунина).

Рассказ «Косцы» был опубликован в Берлине в альманахе «Медный всадник».

Большую часть жизни писатель провел в эмиграции в Пари же, но все это время в его душе жили воспоминания о любимой России, ее просторах, песнях простых людей... Рассказ пронизан восхищением автора каждым движением крестьян, каждым звуком, раздававшимся в лесу. В воспоминаниях Бунина все еще свежи запечатлевшиеся в памяти эпизоды жизни: как шли они по лесной дороге, а недалеко от нее косцы косили и пели. Кругом лес, глушь, тишина, зной, медвяные ароматы, шелест березовых веток, пение летнего властелина леса — соловья...

Возможно ли все это вычеркнуть из памяти, забыть на чужбине? Никогда!

Долгая жизнь в деревне, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатила Бунина знанием русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.

Ответы на вопросы 1-3 – «Размышляем о прочитанном», с. 10.

III. Чтение учителем рассказа «Косцы» (учебник, с. 4-9).

Беседа по прочитанному.

Вопросы:

1. Почему Бунин вспоминает о родине, ее песнях, сказках?

2. Кто такие косцы?

3. Чем они смогли вызвать восхищение Бунина?

4. В чем была «дивная прелесть», «очарование» песен косцов?

5. Можно ли сказать, что рассказ «Косцы» является продолжением ряда произведений о природе и родине?

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы учебника, выполнить задания (с. 10-11).

2. Сочинить свой рассказ, начав его фразой: «Мне понравилось описание природы в рассказе И. А. Бунина “Косцыˮ».

Наши рекомендации