Тема 4. История и теория сентиментализма

Июльская Е.Г., Ольшевская Л.А., Травников С.Н.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Практикум и схемокурс. (М., 2010. 107 с.)

Тема 2. Барокко в мировой и русской литературе

План

1. Место литературы барокко в системе европейских художественных методов и стилей. Происхождение термина. Причины, время возникновения и особенности развития барокко. Высокое, среднее, низовое барокко и их характеристика.

2. Национальные особенности барочных литератур Испании, Италии, Германии, Польши. Основные темы и идеи. Герои и антигерои барокко. Жанровые приоритеты европейского барокко. Риторический стиль барокко.

3. Художественное своеобразие русского барокко. Два этапа развития. Писательский состав. Литераторы-профессионалы и дилетанты. Типология отечественного барокко. Официальное и демократическое барокко. Оригинальный характер старообрядческого барокко. Барокко как ведущий художественный стиль русской церкви.

4. Политические идеалы и философская основа русского барокко (идеи просвещенного абсолютизма, национальной и религиозной независимости, социального мира; философия двойной истины, наивный прагматизм и антропоцентризм).

5. Этико-эстетическая программа русского барокко. Возникновение новых эстетических категорий. Новая концепция человека и этических норм поведения («Юности честное зерцало»). Гедонизм, поэтизация быта, элементы натурализма. Этическое начало в решении проблем богатства и бедности, личных и государственных интересов. Примат светского над религиозным в развитии литературы.

6. Теория «трех стилей» в интерпретации писателей русского барокко. Характерные приметы русского барочного стиля. Особенности его проявления в драматургии, лирике и прозе литературы переходного периода. Жанровая система русского барокко.

7. Стили барокко в русской живописи, архитектуре, музыке, прикладном искусстве.

Задания

1. Изучите трактат Феофана Прокоповича «De arte poetica» и выявите основные эстетические принципы русского барокко. Выводы запишите в рабочую тетрадь.

2. Нарисуйте схему развития барокко в русской литературе.

3. Выпишите из произведений зарубежных и русских писателей яркие примеры проявления барочного стиля.

Исследования

Голенищев-Кутузов П.Н. Романские литературы. – М., 1975. – С. 213-225, 244-264, 345-348.

Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. – М., 1990. – С. 147-158.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987. – С. 287-304.

Липатов А.В. Литературный облик польского барокко и проблемы изучения древнерусской литературы // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. – М., 1979. – С. 43-89.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. – Л., 1973. – С. 165-214.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994. – С. 326-391.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. – Л., 1984. – С. 183-191.

Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. – М., 1986.

Травников С.Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. Путевые записки. – М., 1992.

Тема 3. Западноевропейский и русский классицизм

План

1. Классицизм как художественный метод и литературное направление в истории мировой культуры. Причины возникновения и особенности развития классицизма в Европе. Периодизация и типология классицизма. Французская классицистическая литература как образец для подражания. Литературные манифесты европейских теоретиков словесности. «Поэтика» Николя Буало и русская литература.

2. Классицизм в России. История формирования и основные этапы становления литературного направления. Три задачи русского классицизма. Национальное своеобразие русского классицизма. Рационально-логическая и эмоционально-риторическая школы. «Идеальное» и «сатирическое» направление в литературе. Пред- и постклассицизм. Русский классицизм как стиль эпохи.

3. Теоретические трактаты русских классицистов В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова. Роль реформы русского стихосложения и «теории трех стилей» в становлении новой литературы. Жанрово-видовая и стилевая системы. Нормативность поэтики классицизма. Причины существования несоответствия между литературной теорией и художественной практикой российских писателей.

4. Социально-политическая основа русского классицизма и ее отражение в литературе. Монархизм русских писателей и тираноборческие мотивы национальной словесности. Теория общественного договора. Идея естественного равенства людей и внесословной ценности человеческой личности. Тема злоупотребления крепостным правом в литературе.

5. Философская база классицизма в России и Франции: общее и различное. Рационализм Р. Декарта и Г. Лейбница, сенсуализм Д. Локка, материализм К. Гельвеция как основа философских исканий русских классицистов.

6. Эстетическая концепция русского классицизма и ее отражение в идейно-тематическом комплексе и поэтике литературных произведений. Подражание образцам как эстетическая проблема. Идея подражания природе. Теория трех единств. Просветительский характер и дидактическая направленность искусства.

7. Этические идеи отечественного классицизма. Этический герой. Гражданственность и гуманизм произведений. «Огосударствление» человека. Конфликт между чувством и долгом и специфика его решения русскими классицистами. Антиисторизм сюжетики. Идея персонификации нравственных качеств литературного героя. Преобладание вечного и общечеловеческого над конкретно-историческим и национальным.

Задания

1. По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия «классицизм», «предклассицизм», «постклассицизм», «рационализм», «сенсуализм», «материализм», «историзм», «нормативность».

2. В «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова выделите социально-политические, философские, нравственно-эстетические проблемы и покажите их связь с поэтикой произведения.

3. Выпишите в тетрадь произведения и фамилии русских музыкантов, живописцев, скульпторов, архитекторов, работавших в стиле классицизма. Докажите, что классицизм – стиль эпохи.

Исследования

Виппер Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. – М., 1967.

Гаспаров М.П. Очерк истории русского стиха. – М., 2002. – С. 57-110.

Гуляев Н.Н. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX в. – М., 1983. – С. 29-43.

Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. – М., 1999.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. – М., 1986.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. – М., 1968.

Песков А.М. Буало в русской литературе XVIII – первой трети XIX вв. – М., 1989.

Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. – М., 1981.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII в. – М., 1979. – С. 21-56.

Тема 4. История и теория сентиментализма

План

1. Возникновение и особенности развития сентиментализма в ли­тературе и искусстве Западной Европы. Происхождение термина. Рост переводной литературы как следствие активизации творческого диалога между Россией и За­падом в последней четверти XVIII века. Влияние поэзии и прозы анг­лийского сентиментализма на русскую культуру (Л. Стерн, Т. Грей, Э. Юнг, Д. Томсон). Традиции немецкой и французской школ сенти­ментализма в русской литературе. Ж.-Ж. Руссо, И.-В. Гете и русский сентиментализм.

2. Причины и предпосылки появления сентиментализма в России. Хронологические рамки, этапы развития, писательский состав, литературные манифесты. Взаимосвязь сентиментализма и классицизма, сентиментализма и предромантизма в истории отечественной словесности. Проблема типологии русского сентиментализма в со­временном литературоведении.

3. Философская основа и социально-политическая база русского сентиментализма. Философские концепции Д. Локка и А. Шефстбери и их отражение в литературе. Приоритет чувственно-эмпирического начала над рационально-логическим в познании мира и человека. Обоснование и защита идеи внесословной ценности человеческой личности. Углуб­ление процесса демократизации литературного творчества (писа­тель — герой — читатель).

4. Этико-эстетические каноны сентиментального искусства. Представление о прекрасном и возвышенном, идея гармонии челове­ка и природы, концепция единства красоты и добра, культ любви и дружбы, поэтизация понятий «семья» и «дом», особый взгляд на зада­чи поэзии и роль поэта в обществе, формирование нового художест­венного вкуса. Проблема подражания в литературе.

5. Образ человека в произведениях русских писателей-сентимен­талистов. Особенности изображения внутреннего мира героя. Спосо­бы и приемы психологизации повествования. Рост исповедального начала в раскрытии образа. Портрет и пейзаж как характерообразующие компоненты художественного текста. «Круг чтения» героя рус­ского сентиментализма. Слово и жест в создании образа «чувствительного» человека.

6. Жанрово-стилевое своеобразие литературы русского сенти­ментализма. Пути трансформации классицистической системы жан­ров в сентименталистскую. Причины популярности таких форм, как «литературное путешествие», «роман в письмах», «повесть», «дневник», «исповедь», «дружеское послание», «элегия», «слезная драма» и др. Начало про­цесса «прозаизации» поэзии. Новаторство в области ритмической ор­ганизации стиха. Выработка нового стиля, главные приметы которого — изящество, естественная простота и свобода.

7. Место и значение сентиментализма в истории отечественной культуры. Традиции сентиментального искусства в творчестве русских писателей XIX века.

Задания

1. По научным словарям, энциклопедиям и литературоведческим справочникам отработайте теоретические понятия: «сентиментализм», «литературный манифест», «прекрасное», «возвышенное», «гармония», «идеал», «психологизм», «чувствительность», «исповедь», «элегия», «слезная драма».

2. Сравните поэтические системы сентиментализма и классицизма, выявив их отличительные черты. Объясните, почему классицизм и сентиментализм считаются нормативными методами. Запишите выводы в рабочую тетрадь.

3. Выберите и проанализируйте одно из лирических произведений сентиментализма. Укажите на характерные приметы сентиментальной поэтики.

Исследования

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». – М., 1988.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII в. – М., 1983. – С. 165-187.

Иванов М.В. Судьба русского сентиментализма. – СПб., 1996.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. Эстетические и художественные искания. – СПб., 1994.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. – М., 1977.

Тронская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. – Л., 1965.

Тураев С.В. От просвещения к романтизму. – М., 1983. – С. 93-111.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII в. – М., 1979. – С. 57-92.

Наши рекомендации