Тема 22. Поэтика цвета и света в литературном произведении
План
1. Свет и цвет в художественной литературе. Библейское учение о боготворчестве и сакральном происхождении света. Свет как эманация божества в византийской и древнерусской эстетике. Символика света. Интенсивность свечения – знак для посвященных.
2. Свет и тьма в русском фольклоре и мифологии. Свет как воплощение миропорядка и красоты. Светоносные и тьмоносные персонажи фольклора.
3. Черно-белые цвета как характерный признак древнерусской колористической поэтики. Светоносное начало средневековой литературы. Способы изображения света в древнерусской книжности. «Слово о полку Игореве» как колористический феномен.
4. Цветовое открытие мира в русской литературе XVIII столетия. Причины сохранения цветовой гаммы хвалебными жанрами панегирика, похвального слова, оды. Колористические новации русской прозы восемнадцатого века. Радуга цвета в литературе XIX века. Художественный метод и поэтика цвета.
5. Символика цвета в художественной литературе. Теплые и холодные цвета и их взаимодействие. Этико-эстетические выразительные возможности цвета в произведении. Цвет как компонент художественного образа. Цвет и хронотоп в литературе. Словесный портрет и цвет. Цвет в литературном пейзаже. Авторский замысел и цвет в художественном сочинении.
Задания
1. По справочной литературе отработайте теоретические понятия «свет», «цвет», «свечение», «цветоносность», «тьма», «колористика», «символ», «пейзаж», «цветовое прилагательное».
2. Изучите световой мир поэмы А. Блока «Двенадцать». Выпишите свето- и цветообозначения, связанные с новым и старым миром. Определите функциональную нагрузку цветовых прилагательных и существительных с функцией цвета. Символика цвета в произведении.
3. Из «Словаря символов» Х.Э. Керлота (или по другому словарю) выпишите и запомните символическое значение красного, белого, зеленого, синего, черного, золотого, серебряного цветов. Найдите в художественной литературе примеры символического использования указанных выше цветов.
Исследования
Афанасьев А.А. Свет и тьма. Стихия цвета в ее поэтических представлениях // Древо жизни. Избранные статьи. – М., 1982. – С. 32–52, 60–73.
Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. – М., 1980. – С. 11–107.
Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы – М., 1977. – С. 93–107.
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века. – М., 1992. – С. 23–60.
Керлот Х.Э. Словарь символов. – М., 1994. – С. 455, 549–560.
Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. – С. 12–319.
Панченко А.М. О цвете в древней литературе восточных и южных славян // ТОДРЛ. – Л., 1968. – Т. 23. – С. 3–15.
Соколова Л.В. Цвет в «Слове»// Энциклопедия «Слова о полку Игореве». – СПб., 1995. – Т. 5. – С. 195–200.
Топорков А.Л. Свет // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 349–351.
Тема 20. Поэтика имен и фамилий в литературном произведении
План
1. Магия и мифологизация имени. Способы выбора имени младенца у разных народов. Имя и судьба человека. Символика имени. Христианская именология. Особенности имен в Ветхом Завете. Роль имени в новозаветной и раннехристианской литературной традиции.
2. Имя в русском фольклоре. Любимые сказочные и былинные имена фольклора и их функции в тексте. Имя собственное в параллелях. Происхождение имен отрицательных персонажей русского эпоса. Половозрастная и социовозрастная дифференциация имени.
3. Имена и прозвища русского средневековья. Двойные имена русских князей X–XIII веков и причины их появления. Роль церкви в русской номенологии. Основные пути формирования комплекса русских имен и фамилий.
4. Социальные и нравственные критерии появления «говорящих» имен и фамилий в русском классицизме. Роль калькированных имен в литературе. Сатирические и дидактические имена и фамилии и способы их создания. Характерообразующая функция именословия.
5. Особенности номенологии в сентиментализме и романтизме. Знаковый характер имен и фамилий. Эстетизация именословия. Назывные имена в русской литературе.
6. Традиции именологии в русском реализме. Роль отчества в жизни и литературе. Прозвище и фамилия в реалистическом произведении. Именные дворянские и крестьянские амплуа и их трансформация (Софья – Анна – Лиза, Филат – Иван). Купеческие имена и фамилии. Именные маски в литературе. Именное самозванство и его функции.
Задания
1. По справочной литературе отработайте теоретические понятия «номенология», «именология», «говорящая фамилия», «литературная калька», «назывное имя».
2. Проанализируйте сцену выбора имени Акакию Акакиевичу Башмачкину из повести Н.В. Гоголя «Шинель» и определите значение этого эпизода в общем замысле произведения.
3. Составьте список персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и обоснуйте семантику и символику имен, фамилий, прозвищ.
Исследования
Агапкина Т.А. Имя // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 210–213.
Груздев Б.И. Имена // Христианство. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – Т. 1. – С. 603–604.
Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. – М., 2002. – С. 70.
Керлот Х.Э. Словарь символов. – М., 1994.
Топоров В.Н. Этнография имени. – М., 1971.
Успенский Л.Г. Ты и твое имя. – Л., 1972. – С. 37–97, 191–212.
Флоренский П.А. Имена. – М., 1993. – С. 24–36, 71–77,
94–96.
Ястребов А.Л. Слово: воплощенное бытие. – М., 1994. – С. 132–139, 160–172.