II. Беседа о произведениях С. Я. Маршака

В процессе диалога ребятам с учителем нужно вспомнить такие известные произведения, как «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», пьесы «Терем-теремок», «Про козла», «Умные вещи» и другие. Кратко рассказать содержание полюбившихся произведений или фрагментов из них. Можно организовать «путешествие» по иллюстрациям, созданным ребятами к произведениям С. Я. Маршака.

III. Работа над понятием «драматическое произведение».

Драмаот греч. — действие— произведение, предназначенное для постановки на сцене.

В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п. Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.

Первое, с чем встречается читатель, это афиша — список действующих лиц (экспозиция), ремарки (фр. замечания) — пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).

Вопрос: Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.

IV. Распределение ролей и чтение I действия сказки.

Вопрос и задание:

— Почему Маршак назвал пьесу «Двенадцать месяцев»?

— Попробуйте самостоятельно выбрать себе роль.

V. Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».

Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукаваяи т. д.

Вопросы и задания:

— Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).

— Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?

— Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.

— Что можно сказать о знаниях королевы?

Анализ 3-й картины.

Вопросы:

— Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?

— Объясните значение слова «мачеха».

— Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?

Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки.

В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе — плачет, кутается в рваный платок и идет.

А вот этот же эпизод в пьесе:

Падчерица. Да какие же теперь подснежники — ведь зима!

Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!

Падчерица. Не пойду!

Дочка. А что же — мне вместо тебя в лес идти?

Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!

Вопросы:

— В чем разница данных вариантов? (В пьесе героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)

Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:

— Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева, дочка, мачеха.)

— Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?

Домашнее задание: прочитать оставшиеся действия сказки.

Урок 52. С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ.

ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ПЬЕСЕ-СКАЗКЕ

Цели деятельности учителя: дать учащимся возможность доказать правильность своих суждений при раскрытии качеств характеров героев пьесы; помочь осмыслить сказку как художественное произведение; разобраться, почему нравится сказка, что отличает ее от сказок, изученных ранее, что сближает с ними.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

Наши рекомендации