IV. Выполнение упражнения 109
Выписать в тетрадь и на доску предложение 2.
Я карандаш с бумагой взял,
нарисовал
корову.
Внимание! Местоимения могут быть сцепляющими словами, потому что местоимение замещает существительное из предыдущего предложения.
V. Работа с предложениями.
· Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями.
1. В воздухе кружились первые снежинки. Снежинки медленно опускались на землю. 2. Бутон бегонии должен был скоро распуститься. Бутон был розового цвета, от бутона исходил тонкий аромат.
VI. Изменение местоимений по падежам.
Выполнение упражнений 110, 111.
VII. Склонение местоимения «он» с предлогами.
Вспомнить правило о правописании н после предлогов с местоимениями 3-го лица.
И. п. | он | |
Р. п. | от | него |
Д. п. | к | нему |
В. п. | про | него |
Т. п. | над | ним |
П. п. | о | нем |
Домашнее задание:упражнение 112. К следующему уроку принести небольшие газетные или журнальные статьи, понятные и интересные самим учащимся, знать их содержание.
Урок 27.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Цель: развивать умение учащихся формулировать основную (главную) мысль текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Наблюдение над материалами учебника, с. 44–45.
Внимание!Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти», сформулировать.
III. Работа над текстом.
Текст может быть выписан на доску, на плакат, либо спроецирован.
· Задание 1. Прочитайте текст. К чему призывает автор?
· Задание 2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Проследите, как она раскрывается в тексте.
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Л. Н. Толстой
IV. Работа с газетными (журнальными) статьями(проводится аналогично).
V. Развитие навыков редактирования.
Выполнение упражнения 113.
VI. Высказывание М. Горького записывается в тетрадь.
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать.
М. Горький
VII. Работа над упражнением 114.
Домашнее задание:написать сочинение; подготовить ответы на контрольные вопросы, с. 46.
Уроки 28–29.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Цели: проверить знания и умения учащихся, выявить пробелы.
Сентябрь
Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к дружке опёнки.
По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.
Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке. (83 слова.)
По Соколову-Микитову.
Уроки развития речи
Уроки развития речи нацелены на формирование основных коммуникативных умений, необходимых учащимся для создания любого высказывания на определенную тему; умений подчинять его основной мысли, планировать высказывание, отбирать необходимый материал, лексические, грамматические и синтаксические средства. Учащиеся знакомятся с речеведческими понятиями, правилами устной и письменной речи, обучаются различным видам пересказа, изложениям, сочинениям. Широко привлекается иллюстративный материал, в частности репродукции картин известных художников.
Урок 13.
Развитие речи. ТЕКСТ
Цели:сообщить о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст.
Ход урока
I. Наблюдение(упр. 63).
II. Выразительное чтение текста.(Плакат, проекция на доске.)
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что стыдно! Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
В. Осеева
В о п р о с ы:
– Что заставило женщину отогнать собаку?
– Чему удивились мальчики?
– Верно ли сделала замечание женщина?
– А как бы вы поступили? Почему?
– Смогли бы вы сделать замечание о неправильном поступке незнакомому человеку?