III. Выполнение упражнения 714 с комментированием

IV. Замените глаголы в прошедшем времени глаголами в настоящем времени.Окончания выделите.

Иллюстрации

Когда открывали книгу с иллюстрациями, словно попадали в другой мир. На рисунках оживали герои книг, страны и города, где проходили события. И все, что рассказывал автор, становилось ближе.

По Е. Каменевой.

V. Найдите в тексте глаголы по морфологическим признакам.

Ласково смотрит летнее солнце с синего неба. Легкий ветерок медленно гонит белые облака. Хорошо дышится в лесу.

Березы первыми заселяют новые места, а под ними прячутся маленькие елочки. Ты сгибаешь березняк, и перед тобой встают сосны. Сосны завоевывают в лесу новые пространства, взбираются в горы, покоряют пески.

1) I спр., наст. вр., 2 л., ед. ч. 2) I спр., наст. вр., 3 л., мн. ч.

сгибаешь завоевывают

VI. Устная работа по составлению связного высказывания на тему «Глагол как часть речи».

VII. диктант с предварительной орфографической подготовкой(упражнение 715).

Домашнее задание:упражнение 716.

Урок 38.
Закрепление изученного

Цели: закрепить изученное; подготовиться к написанию контрольного диктанта.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Схематический диктант.

1. «П», – а. 2. (Если…), [ ]. 3. [ ], [ ].

Дайте характеристики записанным предложениям.

III. Работа по карточкам.

К а р т о ч к а 1

• Вставьте пропущенные буквы.

Кол_т орехи, увид_л брата, стро_т дом, се_т рож_, слыш_л звук, дремл_т на солнышке, обезум_л от счастья.

• Расскажите о глаголах совершенного и несовершенного вида.

К а р т о ч к а 2

• Вставьте пропущенные буквы.

Печ_ калач_, улыбнеш_ся весело, стрич_ волосы, (не) видели туч_, молодец могуч_, темная ноч_.

• Объясните правописание ь после шипящих в словах. Подчеркните глагол I спр., буд. вр., 2 л., ед.ч.

К а р т о ч к а 3

• Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограммы.

1. По труду и честь воздает_ся2. 2. С песней и труд спорит_ся. 3. Кто труда не боит_ся, того и лень сторонит_ся.

• Какой темой объединены пословицы?

• На какую орфограмму пропущены буквы?

IV. Выполнение упражнения 717.

V. Свободный диктант.

Как зимуют рыбы

1. В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не белеет песок, не цветут подводные травы.

2. В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.

3. Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое.

4. Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинах.

5. Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.

По Л. Карпову.

Домашнее задание: повторить все орфограммы и пунктограммы. Составить и записать два сложных предложения и два предложения с прямой речью.

Урок 39.
резервный урок

По усмотрению учителя проводятся проверочные, диагностические работы или другие виды работ.

Уроки 40–41.
Контрольный диктант.
Анализ контрольного диктанта

Времена года

Летний полдень. Ты далеко за городом бредешь по широкому заречному лугу. Трава высокая, густая, зеленая! Сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки, одни – в лиловых колпачках, другие – в белых веночках.

Идешь среди цветов и слышишь странный звон. Это звенит тишина горячего летнего полдня.

Славно в осенних сумерках возвращаться домой с охоты или рыбалки. Пробираешься по лесной тропке и дышишь острым запахом вянущей зелени. Хороша в наших краях и суровая зима с метелицей, с пушистым инеем на кустах и деревьях.

Каждое время года хорошо, только нужно уметь все видеть и слышать, уметь за всем наблюдать. (96 слов.)

По Г. Скребицкому.

день кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку еще видны лучи солнца. Высоко над елкой заблестели звезды. Время от времени раздается одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой. (93 слова.)

По К. Паустовскому.

Уроки развития речи

Уроки развития речи нацелены на формирование основных коммуникативных умений, необходимых учащимся для создания любого высказывания на определенную тему; умений подчинять его основной мысли, планировать высказывание, отбирать необходимый материал, лексические, грамматические и синтаксические средства. Учащиеся знакомятся с речеведческими понятиями, правилами устной и письменной речи, обучаются различным видам пересказа, изложениям, сочинениям. Широко привлекается иллюстративный материал, в частности репродукции картин известных художников.

Урок 4.
Развитие речи. Рассказ

(упражнение 623)

Уроки 17–18.
Развитие речи. Невыдуманный рассказ (о себе)
(§ 114)

Уроки 35–36.
Развитие речи. Сочинение-рассказ по рисунку
О. В. Попович «Не взяли на рыбалку»
(упражнение 713)

можно рассмотреть картину К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».

Уроки 1–2.
Разделы науки о языке

Ход урока

Наши рекомендации