II. Словарно-орфографическая работа. Морфема – morf – ‘форма’ (греч.)

Морфема – morf – ‘форма’ (греч.).

III. Знакомство с материалом § 70, с. 152.

1. Что такое морфемика?

2. что такое морфема?

3. Можно ли слова морфема и морфемика назвать однокоренными?

Рассмотрите карточки и определите, какое предложение в них зашифровано. Запишите его.

II. Словарно-орфографическая работа. Морфема – morf – ‘форма’ (греч.) - student2.ru Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К. Паустовский.)

– Какие условия помогли определить порядок набора карточек? Почему на некоторых карточках нет условных обозначений?

IV. Выполнение упражнения 368.

V. Чтение материала § 71, с. 152–153.

VI. Закрепление умений отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова.

– Подумайте, являются ли данные слова однокоренными? Почему? Проведите разбор по составу.

Свет, светлица, светать, светлый, светло, подсветка.

В о п р о с ы:

1. Как называются слова, имеющие общее значение корня? (Однокоренные.)

2. Можно ли сказать, что у данных слов одинаковое лексическое значение? (Нет.)

3. Объясните, при помощи каких частей слова образуются новые значения?

4. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Какой вывод можно сделать?

– Просклоняйте слово свет. Одинаково ли значение слов? Чем они отличаются? (Окончаниями. Они выражают разные формы одного и того же слова. Формы слова возникают при его изменении.)

VII. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 369.

VIII. Запись под диктовку.

• Задание. Выпишите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Родник родит реку, а река льется, течет через всю нашу матушку-землю, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. (К. Паустовский.)

Внимание! II. Словарно-орфографическая работа. Морфема – morf – ‘форма’ (греч.) - student2.ru (историч.) Родник (историч. род / н / ик)1.

II. Словарно-орфографическая работа. Морфема – morf – ‘форма’ (греч.) - student2.ru – однокоренные слова.

Домашнее задание:упражнение 370.

Урок 2.
Окончание

Цели: повторить сведения об окончании как значимой части слова, которая образует формы слова; познакомить с понятием «нулевое окончание».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарная работа.

Запись в тетради слов из столбика на с. 154 учебника. Придумать и записать 2–3 предложения, определить формы существительных, прилагательных, глаголов.

III. Знакомство с материалами учебника, с. 154.

Выполнение упражнения 371.

IV. Работа над текстом.

Текст записан на доске или на карточках.

– Прочитайте. Выделите окончания. В каких словах вы ничего не обозначили? Почему? Назовите виды орфограмм на месте пропуска букв.

Хрустит под н..гами сухой сн..жок.

Еще (не) св..тает, еще (не) пригрело.

Еще не восход,

Но от тыс..чи ног

На ул..цах словно бы пот..плело.

А. Яшин

Наши рекомендации