Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Рождество избы», "Вы обещали нам сады.. ", «Я, посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор).
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», "Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», "Спит ковыль. Равнина дорогая...", " Шаганэ ты моя, Шаганэ!.. ", "Не жалею, не зову, не плачу...». "Русь советская", "Сорокоуст" (указанные произведения обязательны для изучения).
"Я покинул родимый дом... ", "Собаке Качалова", "Клен ты мой опавший, клен заледенелый... ". (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея "узловой завязи" природы и человека. Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушнина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла ("Персидские мотивы").
Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме: война и революция, родина и любовь, судьбы близких людей и судьба России.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия), биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения ("Пролеткульт", «Кузница», ЛЕФ, "Перевал", "Конструктивисты", ОБЭРИУ, "Серапионовы братья" и др.)
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (Д. Блок. 3.Гиппиус. А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, Д. Ахматова, М. Цветаева. О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения ("Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А. Веселого, "Разгром" А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения ("Плачи" А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых" И, Шмелева). Поиски нового героя эпохи ("Голый год" Б.Пильняка, "Ветер" Б.Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко, "Дюжина ножей в спину революции ", Тэффи "Ностальгия").
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте! ", "Скрипка и немножко нервно". "Лиличка!», "Юбилейное", "Прозаседавшиеся». (Указанные произведения являются обязательными для изучения).
" Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов.
Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества, бунтарства. Четыре «долой» как сюжетно- композиционная основа поэмы. Темы любви и искусства в поэме.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Исаак Эммануилович Бабель. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы из сборника «Конармия». «Мой первый гусь», «Соль».
Изображение событий гражданской войны. Психология человека на войне. Отношение к жизни и смерти, к личному достоинству других. Противоречивость характеров героев книги.
Евгений Иванович Замятин. Жизнь и творчество (обзор).
«Мы» - роман – антиутопия. Извращение, доведение до абсурда идей мечтателей-утопистов. Проблематика, система образов, особенности композиции романа, центральный конфликт произведения. Своеобразие повествования. Значение любовной темы в романе. Смысл финала произведения. Роман "Мы" в ряду антиутопий 20 века.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве Д. Ахматовой, М Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П., Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова. Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А.Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов. А. Толстой '"Петр Первый", Ю. Тынянов "Смерть Вазир-Мухтара", поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Литература "потерянного поколения" как явление культуры 20 века (обзор)
Судьба и творчество Э.М. Ремарка. Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища».
Эпический театр Б.Брехта. Антивоенная драма «Мамаша Кураж и её дети». Творчество Эрнеста Хемингуэя. Роман «Прощай, оружие!»
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы "Белая гвардия", «Мастер и Маргарита» (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа "Белая гвардия". Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа "Мастер и Маргарита". Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. "Мастер и Маргарита" — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (И.-В. Гете, Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть "Котлован". Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопическая идея "общей жизни" как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин),
Теория литературы. Индивидуальный стиль писатели (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество.(Обзор.)
Стихотворения: "Песня последней встречи… ", "Сжала руки под темной вуалью...". «Мне ни к чему одические рати...», "Мне голос был. Он звал утешно... ". "Родная земля" (указанные произведения обязательны для изучения).
"Я научилась просто, мудро жить", "Приморский сонет". (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм Ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанр литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: "Бессонница. Гомер. Тугие паруса... ", "За гремучую доблесть грядущих веков", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез" (указанные произведения обязательны для изучения).
" Айя-София", "Мы живем, под собою, не чуя страны... ". (Возможен выбор двух других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, слово-образ в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и " век- волкодав". Поэзии Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий),
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое — птица в руке"), "Кто создан из камня, кто создан из глины... ", «Тоска по родине! Давно...*». (Указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», "Стихи о Москве", "Стихи к Пушкину". (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины, фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мир обывателей, "читателей газет". Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия). Фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Ночной сад», «Метаморфозы», «Некрасивая девочка». Необычность первой книги поэта «Столбцы». Человек и природа в лирике Заболоцкого
Владимир Владимирович Набоков. Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описание эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
"Тихий Дон" — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении, Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература "предгрозья": два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б. Пастернака, Н.Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О.Берггольц, Дм. Кедрина и др.. Песни А. Фатьянова; поэмы "Зоя" М. Алигер, "Февральский дневник" О.Берггольц, "Пулковский меридиан" В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого. М. Шолохова, К. Паустовского. А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца "Дракон".
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов XX века
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г Баранова, В. Некрасова. К. Воробьева. В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода "оттепели". (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский. А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров. И. Рубцов, А. Прасолов, Н.Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий,С. Орлов и др.
"Городская" проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина В. Белова. В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина "Пять вечеров". А. Арбузова "Иркутская история", "Жестокие игры», В. Розова "В добрый час! ", "Гнездо глухаря", А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», "Старший сын" и др.
Литература русского зарубежья.
Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В.Ходасевич Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев. М. Долданов, М. Осоргин, И. Елагин)
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.)
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете... ","Памяти матери ", "Я знаю, никакой моей вины... " (указанные произведения обязательны для изучения).
"В тот день, когда закончилась война... ", "Дробится разный цоколь монумента", "Памяти Гагарина". (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», "Определение поэзии», "Во всем мне хочется дойти... ", "Гамлет", "Зимняя ночь" (указанные произведения обязательны для изучения). "Марбург", «Лето», «Быть знаменитым некрасиво...».(Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, "дойти до самой сути" явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман '" Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы - символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе.
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго, и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор)
Повесть "Один день Ивана Денисовича" (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Рассказ «Матрёнин двор». Жизненная основа сюжета и характеров рассказа. Реальный прототип главной героини. Образ Матрёны как характерное воплощение народного типа, крестьянской судьбы. Глубинный смысл первоначального названия рассказа «Не стоит село без праведника».
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлаам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество (Обзор.)
Рассказы "На представку", "Сентенция". (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность "колымских рассказов" и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы "в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию «зачеловечности". Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова- прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. Жизнь и творчество.
"Видения на холме", "Русский огонек". "Звезда полей", «В горнице» (или другие стихотворения по выбору).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева. Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. Жизнь и творчество.
"Царь-рыба", "Печальный детектив". (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе "Царь-рыба". Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе "Печальный детектив".
Валентин Григорьевич Распутин. Жизнь и творчество.
"Последний срок", "Прощание с Матерой", «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема "отцов и детей" в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести "Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Осенний крик ястреба», "На смерть Жукова", Сонет ("Как жаль, что тем, чем стало для меня... "). (Возможен выбор трех других стихотворений)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Естественность и органичность сочетания в ней культурно - исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой потоп непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму (В.А.Зайцев), Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия)
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.
Стихотворения: "До свидания, мальчики", "Ты течешь, как река". "Странное название...", "Когда мне невмочь пересилить беду". (Возможен выбор других стихотворений)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия "оттепели" и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Жизнь и творчество.
Повесть "Обмен". Городская проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса "Утиная охота". (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: "Подует ветер — все больше листьев...", "Тоска", "Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду.. ", "Птиц выпускаю". (Возможен выбор других стихотворений.)
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленные в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех, как для отдельного человека, так и для всего человечества Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, Д. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С, Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю, Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Ц.Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу. "Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)
"Дом, где разбиваются сердца". Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. "Английская фантазия на русские темы". Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
"Пигмалион". Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь» Дж. Альфреда Пруфрока . Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира. Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов "И восходит солнце", "Прощай, оружие''
Повесть "Старик и море" как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести ("Человека можно уничтожить, но его нельзя победить").
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э.М.Ремарк как наиболее яркий представитель "потерянного поколения". Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружба, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).