Лексические особенности научного стиля

Лексика научного стиля представлена 4 пластами:

терминологией;

словами с обобщенно-абстрактным значением;

межстилевой (общеупотребительной) лексикой;

словами, организующими движение мысли.

Термины несут в себе значительно большую информацию, нежели другие лексические единицы.

Следует различать общенаучные термины и термины специальные.

Общенаучныетермины (система, программа, функция, универсальный, адаптация) применимы ко многим областям научного знания. Специальные термины(эргономика, иммуногенетика, микропроцессор, токоприемник, контактная подвеска) именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории; подобные слова обычно однозначны.

Морфология научного стиля.

Типичной чертой научного стиля является:

преобладание имени существительного над глаголом. Особенно частотны отглагольные существительные (изучение, рассмотрение, определение, наблюдение и т.д.);

наличие глагольно-именных конструкций, в которых основную семантическую нагрузку несет имя существительное, например, сочетанию произвести расчет в разговорном стиле будет соответствовать глагол рассчитать;

исключительная активность родительного падежа (линия электроснабжения, свойство металла, обработка сообщения и т.д.). Цепочки родительного падежа могут быть достаточно длинными (выяснение закономерностей формирования структуры общественного производства);

замена форм единственного числа отвлеченных и вещественных существительных формами множественного числа, например, смазочные масла (а не масло), состояния, концентрации, топлива, скорости и т.д.;

активное использование аббревиатур (АРМ – автоматизированное рабочее место, СИЗ – средства индивидуальной защиты, ЛЭП, СЦБ и т.д.);

использование безличных форм глагола (отмечается, исследуется, анализируется, наблюдается и т.д.);

частотность краткой формы качественных прилагательных (характерен, свойственен и т.п.);

замена личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа (я, ты) так называемым авторским мы;

наличие причастий и деепричастий. Наиболее употребительна краткая форма причастий (решен, использован, распространен и т.д.);

цифровое, а не словесное обозначение числительных;

употребление наречий, предлогов и союзов в качестве средств логической связи (ранее, далее, выше; ввиду, в течение, в связи с; однако, но).

Синтаксические особенности научного стиля.

Синтаксис научного текста призван строго логически, последовательно и аргументированно излагать ход мысли. Этим обусловлено:

тяготение к сложным распространенным синтаксическим конструкциям;

активное употребление причастных и деепричастных оборотов;

широкое использование страдательных конструкций (представляется возможным, в работе рассматривается, в статье анализируется и т.п.);

использование вводных слов и конструкций, организующих последовательность изложения (например: итак, следовательно, во-первых), выражающих предположения (например: очевидно, вероятно), указывающих на источник информации (например: по нашему мнению, с нашей точки зрения) и т.п..

- 4 –

При безусловной общности специфических особенностей научной прозы данный стиль неоднороден. В зависимости от целевой установки и характера адресата выделяют следующие его разновидности – подстили. Каждый подстиль реализуется в разнообразных жанрах научных произведений (см. табл. 2).

Таблица 2

Характе-ристики/ подстили Собственно научный Научно-справочный Учебно-научный Научно-популярный
Цель сообщение нового научного знания максимально точное сообщение научной информации   изложение основ науки изложение научных данных в доступной и занимательной форме  
Адресат ученые, специалисты специалисты в данной области науки   будущие специалисты широкий круг читателей
Признаки точность информации, убедительность аргументации, логическая последовательность рассуждения, лаконичность формы, выражение своего отношения к поднимаемой проблеме   стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств обучающий характер, изобилие определений, примеров, иллюстраций, пояснений, толкований доступность изложения, возможность использования образных языковых средств, примеров и сравнений, употребление элементов устной речи
Жанры научная монография, статья, доклад и др. реферат, аннотация, каталог, специальные словари, патентные и технологические описания и др.   учебник, учебно-методическое пособие, словарь, лекция, конспект и др. очерк, эссе, научно-популярная лекция, статья в периодическом издании и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «функциональный стиль»? Какие функциональные стили выделяются в современном русском языке?

2. Назовите черты, отличающие научный стиль от других функционально-стилевых разновидностей языка.

3. Охарактеризуйте лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

4. Какие разновидности (подстили) можно выделить в научном стиле и почему?

Лекция № 4

Наши рекомендации