Код контролируемого элемента 1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Понятие Определение Примеры
Троп - оборот речи, построенный на употреблении слов или выражений в переносном значении, смысле (от греческого tropos-поворот).
Аллегория Иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто применяется в баснях. Хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность- в обличии волка, коварство в виде змеи.
Гипербола Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. …редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь, «Страшная месть»).
Ирония Тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т.д. Ты все пела? Это дело… (И.А. Крылов, «Стрекоза и Муравей»).
Литота Это преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета. Например, в произведениях устного народного творчества – мальчик с пальчик, избушка на куриных ножках. Стальной нож - стальные нервы. Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).
Метонимия Перенос значения (наименования) на основе смежности явлений. Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов, «Демьянова уха») – в данном примере имеется в виду не сама тарелка как предмет посуды, а ее содержимое, т.е. уха. Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин, «Медный всадник»).
Олицетворение (прозопея) Один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость… (А.С. Пушкин, «К портрету Жуковского»).
Сарказм Злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры. Помогает обнаружить неблаговидную сущность поведения или побуждений человека, проявляет контраст между подтекстом и внешним смыслом.
Синекдоха Замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого. Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц. (И.А. Бунин, «Легкое дыхание»).
Сравнение Определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т.п. Он был похож на вечер ясный… (М.Ю. Лермонтов, «Демон»).
Перифраз Замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину. Унылая пора! Очей очарованье! (об осени). (А.С. Пушкин, «Осень»).
Эпитет Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. (М.Ю. Лермонтов, «Утес»).
Антитеза Стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Они сошлись. Волна и камень Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).
Оксюморон Стилистическая фигура или стилистическая ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Оксюморон часто встречается в поэзии. И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой. (А.С. Пушкин, «Полтава»).
Стилистические фигуры - это построенные по-особому синтаксические конструкции, они необходимы для создания определенной художественной выразительности.
Анафора (единоначатие) Оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий. Черноглазую девицу, Черноглазого коня!.. (М.Ю. Лермонтов, «Желание»).
Антитеза Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. Они сошлись. Вода и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).
Градация Постепенное усиление или усугубление- одна из стилистических фигур, состоит в группировке определений с усиливающимся или уменьшающимся значением. Не думай бежать! Это я Вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! (В.В. Маяковский, «Про это»).
Инверсия Нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность, необычная последовательность слов в предложении. И девы песнь едва слышна Долины в тишине глубокой. (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»).
Оксюморон Оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явлений. Звонкая тишина, сладкая боль и т.п.
Риторическое обращение (от греч. rhetor- оратор) риторические обращения очень характерны для поэтической речи и достаточно часто употребляются в текстах публицистического стиля. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы. Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.С. Пушкин, «Клеветникам России»).
Умолчание Состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о недосказанном. Такое высказывание еще называют прерванным.  
Эллипсис Пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого.  




Фонетические средства выразительности
Благозвучие Состоит в красоте и естественности звучания.  
Аллитерация Повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь… (А.С. Пушкин, «Медный всадник»).
Ассонанс Повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков. Пора! Пора! Рога трубят… (А.С. Пушкин, «Граф Нулин»).
Звукопись Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. Например, звукоподражание, которое может применяться для передачи пения птиц, топота копыт, шума леса и реки и т.п.
Изобразительные средства синтаксиса
Синтаксический параллелизм (от греч. parallelos-идущий рядом) Один из приемов поэтической речи. Он состоит в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения, чтобы подчеркнуть сходство или различие явлений. Для синтаксического параллелизма характерной чертой является однородность построения фразы. Раскудрявая березка, Ветра нет, а ты шумишь: Ретиво мое сердечко, Горя нет, а ты болишь. ИЛИ (1)Десять лет он отбирал вариант за вариантом. (2)Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать все новые комбинации, придумывать все новые вопросы. (3)Так Иогани Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы. В данном примере для связи предложений 2 и 3 используются синтаксический параллелизм и лексический повтор.
Риторический вопрос Оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником беседы. Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.С. Пушкин, «Клеветникам России»).
Восклицание, восклицательное предложение. Это такой тип предложений, который заключает эмоциональные отношения, выраженные синтаксическим способом (частицы что, за, как, какой, вот так, ну и др.). Этими средствами высказыванию придается значение положительной или отрицательной оценки, передаются чувства радости, грусти, страха, удивления и т.п. Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость нужна! (А. Твардовский, «За далью даль»). ИЛИ Ты меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь! (А.П. Чехов, «Попрыгунья»).
Обращение Оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом, иногда повторяющемся обращении писателя к герою своего произведения, к явлениям природы, к читателю, в обращении героя к другим действующим лицам. Не пой красавица при мне. (А.С. Пушкин, «Не пой…»). А вы, Надменные потомки! (М.Ю. Лермонтов, «Смерть поэта»).
Бессоюзие (асиндетон) Оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С. Пушкин, «Полтава»).
Многосоюзие (повторяющиеся союзы) Оборот поэтической речи, состоящий в повторении одних и тех же союзов. И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… (А.С. Пушкин, «Зимнее утро»).

Наши рекомендации