Специфические особенности научного стиля. Жанровое разнообразие.

Научный стиль — это язык науки со всеми его особенностями.

Цель стиля – донесение новой для адресата информации.

Признаки стиля:

  • речь, как правило, рассчитана на множество собеседников, главным образом на незнакомых;
  • речь производится с целью передать знания, относящиеся к определенной специальной области, сообщить о новых результатах исследования.

Осн. особенности:

  • ясность
  • точность
  • логичность
  • объективность – некатегоричность изложения.

Жанры:

· Монография.

· Диссертация.

· Трактат.

· Статья.

· Энциклопедия.

· Рецензии.

· Ответ на рецензию.

· Аннотация.

· Тезисы.

· Учебник для вузов, техникумов и других учебных заведений.

· Дипломная работа.

· Курсовая работа.

Требования, предъявляемые к юридическим документам.

Требования, предъявляемые к юридическим документам. Юридический документ должен быть нейтральным, логичным, ясным, точным и лаконичным.

Нейтральность юридического документа предполагает ровный, спокойный, сдержанный, официально-деловой стиль изложения.

Нейтральность юридического документа предполагает сдержанное, безэмоциональное изложение.

Для юридического документа является недопустимым агрессивный, оскорбительный или пренебрежительный тон. Убедительность документа достигается не речевой агрессией, а логичностью, ясностью и точностью изложения объективной информации.

Юридический документ должен отражать уважительное отношение автора документа к адресату.

Логичность юридического документа предполагает связанное, последовательное, внутренне непротиворечивое изложение, когда каждое последующее положение вытекает из предыдущего, дополняя и развивая его. В юридических документах недопустимы разрывы мыслей, перескакивания, бессвязные фразы, смысловая незавершенность.

Юридический документ должен иметь четкую, упорядоченную, логичную структуру, которая может включать в себя заголовок; преамбулу; разбивку текста на разделы, главы, параграфы, статьи, пункты, части подписи специально уполномоченных лиц.

Элементы структуры конкретного юридического документа диктуются видом этого документа (письмо, исковое заявление, жалоба, претензия, договор, нормативный акт и т.д.)

Ясность – это основное требование, предъявляемое к юридическому документу. Право используется в качестве регулятора общественных отношений, в связи с чем юридический документ должен быть понятен, легко воспринимаем, доступен, доходчив. Если юридический документ понятен только специалисту – это плохой документ. Красиво и грамотно составленный юридический документ, несмотря на специфику юридического языка, легко воспринимается даже лицами, далекими от юридических наук.

Точность языка юридического документа должна исключать сомнения, возможность множественности толкования. Формулировки юридической речи не должны быть расплывчатыми. Юридический документ не должен нуждаться в дополнительных объяснениях, его смысл должен быть четким, определенным и однозначным.

Лаконичность предполагает использование наиболее экономичных языковых средств. В юридических текстах не должны использоваться лишние, не несущие информационной нагрузки слова и фразы. Повторяющихся по всему тексту документа слов и фраз следует избегать посредством использования сокращений и введения терминов.

17)правила оформления документов. Языковые формулы официальных документов.

Основные правила оформления документов закрепляются в инструкции по делопроизводству организации, учреждения, которая составляется на основе ГОСТ Р. 6.30 – 2003 « Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». В ГОСТе Р. 6.30 – 2003 установлен состав реквизитов, включающий 30 наименований, которые обязательно используются при оформлении документов. Реквизит – это обязательный элемент оформления документов. Государственным стандартом установлено место размещения каждого реквизита на документе, которое «закреплено» за реквизитом.

Документы изготавливают на бумаге стандартных форматов, в соответствии с ГОСТ 9327-60 «Бумага. Потребительские форматы». Документы оформляются на бумаге формата А4 (210×297) и А5 (148×210) для оформления организационно- распорядительной документации: постановлений, приказов, распоряжений, протоколов, справок, деловых писем и др. Каждый лист документа должен иметь поля: левое поле 20 мм; правое поле 10 мм; верхнее поле 20 мм; нижнее поле 20. При изготовлении документов на двух и более страницах вторая и последующие страницы нумеруются. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа арабскими цифрами на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края бумаги.

Официальные документы, как правило, создаются на бланках. В организации, учреждении, как правило, два вида бланков: общий бланк и бланк для письма. В организации может быть бланк должностного лица. В зависимости от учредительных документов общий бланк включает в себя реквизиты: эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания); наименование организации; дата документа; место составления или издания документа; дата документа; регистрационный номер документа; заголовок к тексту; отметка о контроле. Бланк письма в зависимости от учредительных документов включает в себя реквизиты : эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания); код организации; основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП); наименование организации; справочные данные об организации; дата документа; регистрационный номер документа; ссылка на регистрационный номер и дату документа; место составления или издания документа; адресат; резолюция; заголовок к тексту; отметка о контроле; текст документа.

Наши рекомендации