Самое сложное - комментарий

Алгоритм работы над сочинением.

Выполнение задания «С» по следующему алгоритму:

Подготовительная работа

1 этап Прежде чем писать сочинение,

Я определяю Я формулирую
*Тему текста (О чём одёт речь?)   *Проблему (-ы), выделяю главную (Какие вопросы волнуют автора?)   *Идею (авторскую позицию) (Каково отношение автора к тому, о чём он рассуждает, рассказывает? Как отвечает автор на поставленный (-ые) вопрос (-ы) ? К чему призывает? К какому выводу приходит автор? Какова основная мысль текста? Подсказка в заданиях А 28, В 8   *Тема любви к родине   *Что такое патриотизм? Или: Проблема истинного патриотизма   *Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому: любовь к родной земле предполагает заботу о её природе, охрану и восстановление окружающей среды; истинный патриотизм неразрывно связан с интернационализмом.

2этап Подбираю типичные речевые конструкции (С1 – С4)

С1 Формулировка проблем исходного текста (1 балл)
  Известный русский писатель … рассказывает о…, восхищаясь (или: заставляя задуматься…). Это тот вопрос (проблема), поразмышлять над которым и предлагает автор текста. Автор предложенного текста рассказывает, как…(или: обращается к проблеме…) В центре внимания автора(известного писателя… публициста) много актуальных проблем, особенно подробно говорит о… . Это и есть, на мой взгляд, главная проблема текста. Предложенная статья посвящена проблеме… Автор предпринимает попытку ответить на вопрос…
С2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2 балла)
  Автор напоминает (что?)… . Глазами автора мы видим, как… . Писатель передаёт… . Кратко и точно автор объясняет, как, каким образом…. . Аргументированно и увлечённо автор рассказывает о… . Автор замечает (отмечает, обращает внимание читателя на…) Автор убедительно доказывает, что… . Поражает (удивляет, что…, как…)
С3 Отражение позиции автора исходного текста (1 балл)
  Размышляя о …, автор приходит к выводу: «…». Авторская позиция понятна. Автор уверен (убеждён, считает, очень эмоционально отстаивает идею…) Несомненно, автору удалось доказать…(в предельно сжатой, но вместе с тем в яркой, эмоциональной форме передать..). Автор не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально:…(цитата). Вывод неожидан. Автор полагает, что…  
С4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (3 балла)
  Структура С4: ТЕЗИС - ДВА АРГУМЕНТА - ВЫВОД С такой позицией трудно не согласиться. Автор правомерно считает, что… Действительно,….(аргумент). Не менее интересным (убедительным) является и…(аргумент). Попытка автора раскрыть (доказать)… , на мой взгляд, удалась. (Аргументы: во-первых, …. Во-вторых,… ). Меня глубоко потрясло убеждение автора в том, что…. Размышляя об этом, я всё больше и больше соглашалась (-лся) с этой мыслью. На память пришли строки (аргументы) Мне близки и понятны чувства и мысли автора. Полностью разделяю его взгляды. (аргументы). Автор, как мне кажется, очень точно (верно) отмечает, .что… Доказательством этому служат факты из… (примеры из… ). Привести конкретные аргументы. Таким образом,… Итак,…. Из всего сказанного можно сделать вывод…


3. Оформление структурных частей сочинения:

Возможные варианты вступления:

· Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Гофманом, Достоевского с Паустовским и не приписать им, например, «Пиковую даму»)

· Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.

· Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)

Как обозначить проблему?

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (см. выше). Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).

Самое сложное - комментарий.

Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

  • Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
  • Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?
  • Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/ литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
  • С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
  • Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
  • Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?
  • Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

  • Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).
  • Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Иногда (не всегда!) помогает название, но чаще всего в речи героя все же «спрятаны уши сочинителя», и надо постараться их отыскать. В каких случаях мы имеем дело с таким героем? Если рассказчик не просто пересказывает известные ему события, но и активно действует сам, оценивает свои действия и действия других лиц, то нужно присмотреться, каковы эти действия и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если вы столкнулись с таким текстом, то комментарий как раз можно основывать на размышлениях о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы.
  • Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»

Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов, можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете. Но тоже без особого энтузиазма, знаете ли. Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз.

Строить работу необходимо в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

2. Проблема, над которой размышляет автор.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод (заключение).

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Вы закончили черновик. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

Наши рекомендации