Жанровый образ современной драматургии

1. Комедия

Как никогда активно утверждает себя комедия. И это закономерно: в переломные эпохи данный жанр, как правило, получает новый толчок в своем развитии.
Например: Л. Зорин, А. Галин, В. Гуркин, А. Железцов, Н. Коляда, Л. Разумовская, С. Лобозеров, Р. Белецкий, А. Яхонтов, П. Гладилин, Л. Филатов и др.

2. Фарс
Современные драматурги проявляют интерес к данному жанру.
Например: «Обрезанный ломоть» И. Шприца, «Песни о Родине», «Стены древнего Кремля» А. Железцова, «Комок» А. Слаповского, «Кома» М. Ворфоломеева и др.

3. Трагикомедия
Прочное место в литературе 21 века занимает этот жанр.
Например: «Ночной пришелец, или Свадьба с незнакомцем» Ю. Мамлеева, «Остров нашей Любви и Надежды» Г. Соловского, «Шутки в глухомани» И. Муренко, «Страшный суП, или Продолжение преследует» О. Богаева.

4. Мелодрамы
Всё чаще на сцене начал появляться этот жанр.
Например: «Около любви» А. Коровкина, «Жиголо, или Ненастье в солнечное утро»
А. Мишарина, « …его алмазы и изумруды» С. Лобозерова.

5. Трагедии
Данный жанр исполняется реже, как прежде.
Например: «Саркофаг-2» В. Губарева.

6. Монодрамы

Жанровый синкретизм и жанровая бинарность ведут к обновлению поэтики. В связи с этим изменилось привычное представление о жанре. Все чаще стали появляться пьесы жанрово-пограничного характера, что затрудняет их атрибуцию. В последнее время наблюдается тенденция вольного обращения в определении жанра пьесы как со стороны драматургов, так и критиков = > авторские жанры.

7. «Размышления в двух действиях»
Например: «По дороге к себе» М. Арбатова.

8. «Психологический боевик»
Например: «Клинч» А. Слаповский.

9. «Балет в темноте»
Например: «Жизель» О. Михайлова.

10. «Опера первого дня»
Например: «Зеленые щеки апреля” М. Угаров.

11. «Мелодрама с падением люстры чувств»
Например: у Ф. Булякова.

12. «Комедия в четырех положениях»
Например: «Времени вагон» С. Носов.

13. «Маниакально-депрессивная комедия»
Например: «Наваждения» С. Шуляк.

Сегодня драматурги активно обращаются к классике, создают современные версии известных сюжетов.

14. Ремейки (=драма «чеховского направления») или парафраз
Русская литература последних десятилетий изобилует до боли знакомыми названиями классических произведений, их героями и сюжетами, реминсцентными, а порой откровенно пародирующими и даже эпатирующими вариантами и вариациями.
Ремейк - рассматривается как форма, не пародирующая первичное произведения и не цитирующая его, а наполняющая новым актуальным содержанием.
Например: «На донышке» И. Шприца (по пьесе М. Горького «На дне»), «Вишневый садик»
А. Слаповского (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»), «Без царя в голове» П. Грушко (по мотивам «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина).

15. Пьесы-вербатим (см. в табл.)
Например: «Яблоки земли» Е.Нарши, «Норд-ост: сороковой день» Г.Заславского, «Бездомные» А.Радионова и М.Курочкина, «Солдатские письма» Е.Калужских, «Кислород» И.Вырыпаева.

ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ СОЗДАНИИ ТЕОРИИ «НД»:

1. Болотян И. О драме в современном театре: verbatim. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/bolo2.html (дата обращения - 29.03.17).

2. Болгова С.М. «Современная документальная драма как новое жанровое образование». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-dokumentalnaya-drama-kak-novoe-zhanrovoe-obrazovanie (дата обращения - 29. 03.17).

3. Ветелина Л. Г. "«Новая драма» ХХ-ХХI вв. : проблематика, типология, эстетика, история вопроса". URL: http://cyberleninka.ru/article/n/novaya-drama-hh-hhi-vv-problematika-tipologiya-estetika-istoriya-voprosa (дата обращения: 20.03.17).

4. Комедия в русской драматургии конца ХХ – начала ХХI века: учеб. пособие/ Гончарова-Грабовская С.Я. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 280 с.

5. Поэтика современной русской драмы (конец ХХ – начало ХХI века) : Уч.-метод.пособие: для студентов специальности 1 21 05 02 Русская филология/Гончарова-Грабовская С.Я. – Минск, 2003. – 70 с.

6. Русская драматургия конца ХХ – начала ХI века: учеб. пособие / Громова М.И. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 368 с.

7. Руднев П. Темы современной пьесы. URL: http://ptj.spb.ru/archive/61/slovarnyi-zapas-61/temy-sovremennoj-pesy/ (дата обращения – 28.03.17).

8. Смирнов С.Р. Римейк (парафраза) в "новой русской" драме. URL: http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sbornik_Sib/6_2.html (дата обращения - 9.04.17).

9. Липовецкий М., Боймерс Б. Перфомансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» / Марк Липовецкий, Биргит Боймерс. – М.: Новое литературное образование, 2012. – 376 с.

Наши рекомендации