Занятие 18. Орфография

Принципы орфографии: фонетический, фонематический, традиционный. Основной принцип русской орфографии с точки зрения Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологических школ.

Анализ главнейших правил русской орфографии с точки зрения ее основного принципа. Дифференцирующие написания.

3. Основные изменения в русской графике и орфографии в ХХ веке. Реформа русского письма в 1917–1918 гг. Упорядочение правописания в 30–50-е гг. Предложения по усовершенствованию русского письма в 60-е гг. Возможности усовершенствования современной русской орфографии. Вопрос о необходимости новой реформы русского письма.

4. Современные орфографические словари и справочники.

Литература

I. 3, 18, 19, 20, 22, 24, 35.

II. 46, 61, 63, 64, 65, 66.

Термины

Безударные гласные, морфологический принцип, оглушение звонких согласных, орфографическая система, орфографический словарь, орфография, традиционно-исторический принцип, фонетический принцип, фонематический принцип, чередование согласных, чередование гласных, этимологический принцип.

1. На основании каких принципов русской орфографии пишутся данные слова? В каких из этих слов возможны орфографические ошибки и почему?

Док, дог, лесть, лезть, мак, маг, рос, роз, дом, плач, плачь, зал, грусть, сама, сома, ожог, ожёг, крап, краб, губа, смотр, ел (60, 70) (АР).

2. На основании какого правила орфографии пишутся безударные гласные в корне? Можно ли применить то же правило и к написанию окончаний? Приведите примеры (СР) (60, 70).

3. На основании какого привила орфографии проверяется написание звонких и глухих согласных? Можно ли применять это правило, если речь идет о нулевой реализации морфем (СР)? (60, 70)

4. Исходя из того, что при морфологическом принципе правописания наблюдается единство написания одного и того же морфологического элемента (корня, приставки, суффикса, окончания), укажите, какие отступления от морфологического принципа встречаются в написании данных слов (например, приставка ПРО- пишется одинаково, т.е. морфологически, а РАЗ- пишется то РОЗДАЛ, то РАЗРЕЗАЛ, то РОСПИСЬ, то РАСПАХАЛ и, следовательно, нарушает единство написания морфемы) (АР).

1. В приставках и предлогах:

Поднят, поднес, подтолкнул; разрыв, роздал, раскрыть, роспись; отделить, отнес, отдых; исследовать, изредка, испугать, избирать; из стакана, из руки, из песка, из бочки; сбежать, сжалиться, сшить, спеть, скинуть; без боды, без покоя, без чести, без меры; безводный, бесчестный, безмерный.

2. В корнях:

Сторож, сторожка, сторожить; шорох, шероховатый; желтеть, желтизна, жёлтый; могу, мог, могучий; острый, заострить, сострить; прииск, отыскать, подыскать, происки; разместить, уместный, местность, поместье; рост, росток, растение, отрасль, недоросль; интересоваться, интерес, интересный; заря, зорька; даль, далекий, удалять; долина, дол.

3. В суффиксах:

Красота, красόты, доброта, высóты; человечек, пятачок, червячок, чулочек, клубочек; ливень, плетень, баловень.

4. В окончаниях:

Зеркальце, поленце, сенцо, словцо, оконце; ножом, ключом, сторожем, плащом, товарищем; осиной, сосной, березой, ветлой; тучей, кручей, саранчой; в руке, в комнате, в книге, в земле; простой сосновый стол, зеленый и голубой цвет; простая сосновая доска, пустая белая кружка; в новой голубой блузе, в молодой березовой роще; несет, ведет, хочет, течет, бережет. (55, 74-75)

5. Определите (по образцу предыдущего задания) все случаи нарушения морфологического принципа в тексте (СР).

Маша резвилась пуще всех… Лицо у ней побледнело, ноздри расширились, взор запылал и потемнел в одно и то же время. Дикарка разыгралась… Маша выпорхнула в другую комнату, принесла гитару, сбросила шаль с плеч долой, проворно села; подняла голову и запела цыганскую песню. Ее голос звенел и дрожал, как надтреснутый стеклянный колокольчик, вспыхивал и замирал… Любо и жутко становилось нá сердце… Машу всю поводило, как берёсту на огне: тонкие пальцы резво бегали по гитаре, смуглое горло медленно приподнималось под двойным янтарным ожерельем. То вдруг она умолкала, опускалась в изнеможении, словно нехотя щипала струны…

Поздно вечером уехал я из Бессонова… Историю самой Маши я когда-нибудь в другой раз расскажу снисходительным читателям (И.С. Тургенев). (55, 75)

4. Объясните, на основе каких общих закономерностей (принципов) нашей орфографии или отступлений от них различаются на письме следующие омофоны.

Она отворила дверь. Она отварила грибы.

Боец разрядил винтовку. Садовник разредил посев.

Войска двинутся завтра. Дан приказ двинуться вперед.

Цветник полит. Садовник полет цветник.

Мебель без чехлов пылится. Дорога стала пылиться.

Мать будит сына. Товарищ будет на собрании.

Девочка ждала братца. Ему не хотелось браться за скучную книгу. (АР)

Выберите книгу сами. Вы завтра выберете нужную литературу.

После операции больной обессилел. Приступ обессилил больного.

Поднялся свежий ветер. Я умылся свежей водой.

Я прочел новый рассказ. Новой повести я не читал.

Острова не было видно. Без острого ножа нельзя было начинать прорезку кустов.

Ждали нового руководителя, Толстова. Я попросил сочинения А.Н. Толстого.

Он жил под Ростовом. Лошадь под Николаем Ростовым споткнулась. (55, 78) (СР)

5. Какие из данных слов не соответствуют в своем написании правилам русской графики? ведущему принципу русской орфографии? на основе какого принципа орфографии пишутся эти слова? Какие буквы нарушают здесь фонемный (морфологический) принцип русской орфографии? Чем можно объяснить специфику таких написаний (АР)?

Моё, майор, адъютант, Нью-Йорк, майонез, маёвка, майя, бульон, маяк, йог, юг, йотированный, счастье, рассыпать, июльский, подыскать, транскрипция, матч, грамматика, вскачь, черный, сегодня, шил (60, 70).

6. Какими правилами орфографии объясняется разница в передаче на письме стыков морфем ( с Ъ и без Ъ, с Ы или с И) (СР)?

Трехъярусный, трехэтажный, контръярус, контригра, трехимпульсный, трансъевропейский, межъязыковой, безъядерный, безыдейный, сверхизысканный, сверхъестественный, инъекция, детясли, пединститут, Юриздат, спортинвентарь, конъюнктура, предынфарктный (60, 71).

Контрольная работа 2.

Задание:

1) фонетическая транскрипция текста;

2) деление текста на слоги, такты, фразы

3) артикуляционная характеристика звуков (1 строка);

4) акустическая характеристика звуков (2 строка);

5) характеристика фонетических процессов;

6) характеристика слогов (3 строка);

7) фонологическая транскрипция текста;

8) характеристика позиций фонем (4 строка);

9) характеристика фонем (1 строка).

Вариант 1

…Но в нас горит ещё желанье,

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье. (А.С. Пушкин)

Вариант 2.

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины. (А.С. Пушкин)

Вариант 3.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман… (А.С. Пушкин)

Вариант 4

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! (А.С. Пушкин)

Вариант 5

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней. (А.С. Пушкин)

Вариант 6

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… (А.С. Пушкин)

Вариант 7.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты. (А.С. Пушкин)

Вариант 8.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви. (А.С. Пушкин)

Вариант 9

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ - холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит. (А.С. Пушкин)

Вариант 10

Наши рекомендации