Контрольная самостоятельная работа

Продумайте речь на одну из предложенных тем. Учитывая вид речи, напишите цель вашей речи и ее тезис, составьте план пятиминутного выступления. Запишите речь полностью и подготовьтесь произнести ее перед аудиторией.

Тема объяснительная «Как стать хорошим игроком в........».

Тема повествовательная «Великий человек с моей точки зрения», «Самые счастливые (тяжелые) минуты в моей жизни».

Тема агитационная «Книга, которую следует прочитать/Фильм, который следует посмотреть».

КУЛЬТУРА РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Контрольные вопросы

1. Какие факторы определяют особенности речевого этикета в каждой конкретной культуре?

2. Какие языковые средства позволяют выразить уважительное отношение к собеседнику в русском языке? Каких речевых формул следует избегать, чтобы не нарушить процесс общения?

Задания

1. Познакомьтесь с формулами речевого этикета. Какие из них вы используете в различных ситуациях бытового и делового общения? Дополните список речевых оборотов, употребляемых при общении.

  Нейтрально Официально
Извинения
Прости(-те) Извини(-те) Прошу прощения (чаще у людей старшего поколения) Простите, я не хотел(-а)! Ради бога, простите! Простите, пожалуйста, я… Приношу вам свои извинения Я должен извиниться перед вами
Просьбы
Пожалуйста Будьте добры Разрешите (+инфинитив) Можно (+инфинитив) Я могу (позвонить)? У меня к вам просьба Разрешите, пожалуйста Будьте любезны Не откажите в любезности Сделайте одолжение (в речи людей старшего поколения) Не будете ли вы так любезны Не сочтите за труд Не возражаете, если я… Не согласились бы вы… У меня к вам большая просьба: вы не могли бы…
Благодарность
Спасибо (имя) Спасибо вам! Большое (вам) спасибо Я вам бесконечно благодарен Очень (крайне, чрезвычайно) признателен Очень тронут вашим вниманием Разрешите (позвольте) поблагодарить вас Я вам очень обязан
Ответы на благодарность
Пожалуйста Не стоит На здоровье (в ответ на благодарность за угощенье) За что меня благодарить! Не стоит благодарности Вы очень любезны Вы так предупредительны (чаще в речи лиц старшего поколения)
Согласие
Да (да-да) Конечно Верно Вы правы Правильно (с кивком головы) Хорошо Я не против Решено Значит, решено С удовольствием Охотно Не возражаю Вы правы Несомненно Совершенно с вами согласен У меня возражений нет С большим удовольствием Тут (здесь) не может быть двух мнений Я разделяю вашу позицию Я с вами солидарен
Несогласие
Нет (нет-нет!) По-моему, вы не правы Это неверно Что-то не верится Едва ли это верно Мне кажется, что это не так Нет, я не согласен Нет, как можно Не могу с вами согласиться Простите, вы не совсем правы Не знаю, верно ли это Я не вполне уверен в этом Сомневаюсь, что это так Сомневаюсь в вашей правоте
Приветствие
Здравствуйте, (имя) Добрый день (вечер, утро)! Здравствуйте, коллеги Рад вас приветствовать Приветствую вас Разрешите поприветствовать вас
Прощание
До свидания, (имя) Всего доброго (хорошего) До (скорой) встречи! Прощайте (при длительной разлуке) Позвольте откланяться (в речи лиц старшего поколения) Позвольте попрощаться Разрешите проститься Разрешите удалиться
Переспросы
Что? Я вас не понял Что вы сказали? Как вы сказали? Я вас не расслышал Повторите, пожалуйста, что (как) вы сказали Простите? Простите, пожалуйста, я не расслышал
Сочувствие
Жаль. Жалко Я сочувствую вам (тебе) Очень жалко, что так получилось Мне очень жаль Поверьте, мне очень жаль Какое несчастье! Очень вам сочувствую Я вас понимаю Примите мои соболезнования
Знакомство-представление
Познакомьтесь, пожалуйста Представляю вам… Разрешите вам представить Хочу вас представить Разрешите представиться Меня зовут…
Просьба поговорить
Можно вас? Можно вас спросить? Разрешите (позвольте) спросить Вы не заняты? Простите, вы не могли бы уделить мне несколько минут?


Познакомьтесь с основными случаями употребления «ты» и «вы» в общении. Приведите примеры правильного и неправильного использования их в различных видах общения.

ВЫ ТЫ
3. К незнакомому, малознакомому адресату. 4. В официальной обстановке общения. 5. При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату. 6. К равному и старшему (по возрасту, положению) адресату. 4. К хорошо знакомому адресату. 5. В неофициальной обстановке общения. 6. При дружеском, фамильярном отношении к адресату. 7. К равному и младшему (по возрасту, положению) адресату.

3. Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться:

17) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

18) к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку;

19) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника;

20) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению;

21) к приятелю, чтобы попросить у него учебник;

22) к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.

ЗАПОМНИТЕ! Следует говорить:   До которого часа работает магазин? Который час? Как долго мне придется ждать?

Наши рекомендации