Тема: А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни

Цель:знакомство с личностью и творчеством А.А. Фета, природа и человек в стихотворениях поэта: времена года в восприятии лирического героя.

Ход урока.

1 Знакомство с биографией поэта (уч. стр. 245).

2 Чтение и анализ стихотворения «Чудная картина…» (стр. 245-246); вопросы и задания стр. 246.

3 Чтение и анализ стихотворения «Весенний дождь» (стр. 246-247); вопросы и задания стр. 247.

4 Чтение и анализ стихотворения «Задрожали листы, облетая…» (стр. 247); вопросы и задания стр. 247.

5 Вывод: В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души …

6 Д/з. одно из стих. наизусть.

Тема: Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Цель:знакомство с личностью и творчеством Л.Н. Толстого, рассказ об истории создания рассказа «Кавказский пленник», осуждение в рассказе национальной вражды, теория литературы: рассказ, сюжет, идея.

Ход урока.

1 Опрос стихотворений А.А. Фета наизусть.

2 Знакомство с биографией Л.Н. Толстого. (стр. 248-249).

3 Из истории рассказа «Кавказский пленник» (стр. 2490251).

4 Беседа по содержанию рассказа «Кавказский пленник»:

- Как показана жизнь аула: глазами Жилина или Костылина? Почему? (Жилина, потому что он главный герой рассказа)

- Найдите, зачитайте или расскажите описание жизни аула. (часть II выборочно)

- Почему старуха разбила первую куклу Дины? (Мусульманство запрещает изображать людей, кроме того, старуха злилась на русского).

- Как относились татары к Жилину? ( с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда от него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина)

- Если бы не было войны, могли бы Жилин и Абдул стать друзьями?

- Кто ненавидел Жилина? За что, как вы думаете? (Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских и Жилина тоже. За то, что русские убивали их соплеменников).

- Расскажите об отношениях Дины и Жилина? Почему Дина помогла ему? (Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогла ему, потому что он проявил к ней доброту, делал кукол; после грозы сделал для детей колесо с куклами).

- Что хотел сказать Толстой, описывая дружбу русского офицера и чеченской девочки? ( Чувство вражды не является врождённым. Вражда между народами бессмысленна, дружба людей – это норма человеческого общежития, и это подтверждает примером дружбы Жилина и Дины).

5 Теория литературы (стр. 278)

Запись в тетрадь понятий сюжет, рассказ, идея.

- В чём заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

- Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами? (В.М. Гаршин «Attalea princips», И.С. Тургенев «Муму»)

- Какова идея рассказа «Кавказский пленник»? (Упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает её бессмысленной. С осуждением он относится к предательству, которое совершает Костылин).

6 Д/з. Сравните (подберите цитаты) Жилина и Костылина по следующему плану:

1 Внешность.

2 Предусмотрительность.

3 Отношение к лошади.

4 Храбрость – трусость.

5 Поведение в плену.

6 Мнение татар о пленниках.

7 Наблюдательность, любознательность.

8 Выносливость, мужество.

9 Верность, преданность.

Тема: Жилин и Костылин – два разных характера две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристики героев. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе народов как естественном законе человеческой жизни.

Цель:обучение сравнительной характеристике героев на примере персонажей рассказа Жилине и Костылине, подготовка к классному сочинению, нравственные уроки рассказа: противоестественность войны, взаимоуважение и дружба между народами как естественный закон человеческой жизни.

Ход урока.

1 Проверка домашнего задания, по ходу проверки составляется таблица:

Качество Жилин Костылин
Смысл имени Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый – сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами. Костыль- палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
Внешность А Жилин хоть не велик ростом, да удал был. А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт.
Предусмотрительность - Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь. Жилин уж наперёд прикормил её (собаку).  
Отношение к лошади Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неё сто рублей заплатил в табне жеребёнком и сам выездил)… Матушка, вынеси, не зацепись ногой… Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого.
Храбрость - трусость - … Не дамся же живой… - … С ними что робеть, то хуже. А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. А Костылин заробел. Костылин так и упал со страху.
Поведение в плену Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду». А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер. Костылин ещё не раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит.
Мнение татар о пленниках Джигит Смирный
Наблюдательность, любознательность Стал Жилин немножко понимать по-ихнему. Встал Жилин, раскопал щёлку побольше, стал смотреть.    
Выносливость, мужество Попрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает. Костылин всё отстаёт и охает.
Верность, преданность … не годится товарища бросать. Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади.

2 Д/з. Подготовить устное сочинение на тему: «Жилин и Костылин».

Наши рекомендации