Артикуляционный аспект изучения звуков речи

Современный русский язык.

Фонетика

Методические рекомендации для студентов-филологов

Специальности: 050301 – «Русский язык и литература»

050302 – «Родной язык и литература»

Пермь

ПГПУ

УДК 808.2(075.8)

ББК Ш 141.12 – 923

Ф 776

Р е ц е н з е н т:

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Пермского государственного педагогического университета Л.В.Федорова

Составитель: ст. преп. кафедры русского языка О.Е.Соловьева

Современный русский язык. Фонетика:методические

рекомендации для студентов-филологов

Ф 776 Специальности: 050301 – «Русский язык и литература» и 050302 –

«Родной язык и литература» / сост. О.Е.Соловьева; Перм. гос. пед.

ун-т. – Пермь, 2009.

Методические рекомендации содержат темы лекций, разработки практических занятий по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии с указанием списков литературы, необходимой для усвоения материала. Приложение включает образцы фонетической транскрипции, фонетического анализа слова, фонематической транскрипции, а также фонетико-смыслового анализа поэтического текста.

Адресовано студентам-филологам всех отделений, изучающим курс фонетики.

УДК 8087.2(075.8)

ББК Ш 141.12 - 923

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Соловьева О.Е., составление, 2009

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

Предисловие

Методические рекомендации включают в себя темы лекций, разработки практических занятий по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии с указанием учебной и научной литературы, необходимой для усвоения того или иного раздела.

Приложение содержит образцы фонетической, фонематической и морфофонематической транскрипции, фонетического анализа слова, а также фонетико-смысловой анализ поэтического текста.

Использование предлагаемых материалов поможет студентам дневного, заочного и коми-пермяцко-русского отделений педагогического университета как в самостоятельной подготовке, так и непосредственно во время проведения практических и семинарских занятий по курсу «Фонетика».

Темы лекций

1. Предмет и задачи фонетики; связь с другими разделами современного русского языка, а также с другими предметами.

2. Основные принципы артикуляционной классификации гласных и согласных.

3. Основные синтагматические законы русского языка. Позиционные мены и позиционные изменения гласных и согласных звуков.

4. Сегментные и суперсегментные единицы речи.

5. Интонация, её основные компоненты и функции. ИК, разработанные

Е.А.Брызгуновой.

6. Современная русская орфоэпия. Нормы литературного произношения в

области гласных и согласных.

7. Фонология русского языка и её связь с фонетикой. Фонологические школы.

8. Звук и фонема. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы.

Архифонема. Гиперфонема.

9. Состав и система гласных и согласных фонем современного русского

языка.

10. Русская графика; её основные принципы.

11. Русская орфография; морфонологический принцип написания и

отступления от него.

Практические и семинарские занятия

Фонетика как научная и учебная дисциплина

Вопросы:

1. Фонетика как наука о звуковой стороне языка, её предмет и задачи.

2. Место фонетики в науке о языке; её связь с другими разделами

современного русского языка и другими дисциплинами.

3. Фонетическая транскрипция; её цели и задачи.

4. Фонетический анализ в вузе и школе.

Список литературы :

1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. Гл. 1. С. 9 – 11. Гл. IХ. С. 195 – 202.

2. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3 ч. Ч. 1. М., 1995. С. 15-16.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. С. 5-15,

44-51.

4. Мизин О.А. Русская фонетическая транскрипция. М., 1986.

Русская грамматика. М. , 1980. Т. 1. С. 15-16.

5. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. М.,

1982. С. 80-83.

6. Суперанская А.В. Теоретические основы практической транскрипции. М.,

1978. С. 5 – 41.

Задания :

1. Произвести школьный и вузовский анализ слова одурманиваться .

2. Затранскрибировать текст, произвести фонетический анализ выделенных слов:

Закат налился темной кровью, и потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье, потом как грянула гроза!

Белым-бело от молний стало, совсем исчезла синева,

И засучила, закатала гроза по локоть рукава!

И ветер шел, глаза зажмурив, и низко-низко тучи гнал.

И в нем немало было дури, а сколько точно, он не знал!

Гроза промчалась, лишь раскаты гремели где-то за Невой,

Как будто мчались вихрем сваты совсем разбитой мостовой!

Артикуляционный аспект изучения звуков речи

Вопросы :

1. Какие аспекты изучения звуков речи существуют в научной практике?

2. Как вы понимаете положение, что звук речи представляет собой единство

трех сторон : биологической, акустической и функциональной ?

3. Что изучает артикуляционный аспект фонетики? Что такое артикуляция?

4. Какие органы называются активными, а какие пассивными?

5. На каких признаках строится артикуляционная классификация гласных в

русском языке?

6. На каких признаках строится артикуляционная классификация согласных в

русском языке?

7. Какой признак лежит в основе деления согласных на сонорные и шумные?

8. Какие элементы артикуляции согласных являются основными, а какие

дополнительными? Что такое «йотовая» артикуляция?

Список литературы :

1.Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. С. 40 – 47;

51 – 69.

2. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык.

Учебное пособие. М., 2007. С. 245 – 267.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык:

в 3 ч. Ч.1. Ростов н/Д, 1997. С. 12 – 27.

4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. С. 61 –

63, 64 – 65, 66 – 82, 212 – 158.

5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. С. 21 – 41.

6. Современный русский литературный язык. Фонетика /Под ред. П.А.Леканта. М., 1982. С. 84 – 90.

Задания :

1.Основываясь на артикуляционной классификации, назвать слова по их

признакам:

а) Согл. шумн., звонк., заднеяз., взрывн., мягкий

Ударный гласный переднего ряда, средн. подъема, нелаб.

Согл. сонорный, переднеяз., зубн., смычно-прох., нос., твердый

Редуц. гласн. среднего ряда, средн. подъема

Согл. шумн., звонк., переднеяз., зубно-зубн., щел., мягкий

Безуд. гл. передн. ряда, верхн. подъема, нелаб.

Согл. шумн., глух., зубно-зубн., щел., твердый

б) Согл. шумн., глух., переднеяз., небно-зубной, щел., мягк., долгий

Безуд. гл. передн. ряда, верхне-ср. подъема, нелаб.

Согл. шумн., зв., губно-зубн., щел., мягкий

Уд. гл. передн. ряда, средн. подъема, нелаб.

Согл. сон., зубн., смычно-прох., боковой, мягкий

Согл. шумн., зв., губно-губн., взрывн., твердый

Редуц. гл. средн. ряда, средн. подъема

Согл. сон., зубн., смычно-прох., боковой, твердый

Безуд. гл. средне-задн. ряда, нижне-ср. подъема, нелаб.

Согл. шумн., зв., губно-зубн., щел., твердый

Ударн. гл. средн. ряда, нижн. подъема, нелаб.

Согл. шумн., глух., переднеяз., зубн., взрывн., мягкий

в) Согл. шумн., глух., зубно-зубн., щел., мягкий

Безуд. гл.передн. ряда, верхн. подъема, нелаб.

Согл. сон., губно-губной, смычно-прох., нос., мягкий

Безуд. гл. передн. ряда, верхне-ср. подъема, нелаб.

Согл. шумн., гл., зубн., взрывн., твердый

Согл. сон., альвеолярн., вибрант, мягкий

Ударн. гл. передн. ряда, верхн. подъема, нелаб.

Согл. сон., среднеяз., щел., палатальный

Редуц. гл. передн. ряда, верхне-ср. подъема

2. Затранскрибировать текст. Выявить, какие глухие согласные в этом тексте

отсутствуют; выявить щелевые звуки:

Наши рекомендации