Конструктивный принцип функционального стиля

(доминанта функц. стиля) – свойственный тому или другому функц.стилю ведущий принцип отбора языковых средств и их текстовой организации, обусловленный базовымиэкстралингвистическими стилеобразующими факторами (см.) и тем самым создающий спецификуфункц. стиля. К. п. определяет и характерные для данного функц. стиля основные стилевые черты. К. п.может быть простым ("одномерным") и сложным, объединяющим два и более взаимосвязанных способаотбора и сочетания языковых средств как двуединство, и отсюда – ряд основных стилевых черт (см.). Так,К. п. науч. стиля, формирующий его специфику, представляет собою единство отвлеченно-обобщенности иподчеркнутой логичности (как текстовую реализацию процесса познания и доказательства истиныпосредством понятийно-логической формы мышления)

Языковые параметры ФС:

Стили:

Разговорный

подстили: разговорно-обиходный, разговорно-профес - сиональный и др.;

сфера использования: бытовое общение, общение в непринужденной обстановке;

адресат: хорошо знакомые люди, члены семьи, одноклассники, коллеги и др.;

цель : общение, поддержание личных связей;

основные речевые жанры: дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частная переписка (письма);

языковые особенности стиля: обиходно-бытовая разговорная лексика, эмоционально-оценочная лексика и фразеология; упрощенность синтаксиса, редкое использование причастных и деепричастных оборотов; активное употребление неполных предложений; использование обращений, междометий, вводных единиц.


2. Книжные: научный стиль

подстили: собственно-научный, или академический; учебно-научный, научно-популярный;

сфера использования:наука, образование, просвещение;

адресат: специалисты в данной научной области; учащиеся, широкий круг читателей-неспециалистов;

цель : сообщение научных фактов, их объяснение; изложение основ наук и популяризация научных знаний;

основные речевые жанры: научные статьи, доклады, диссертации, монографии, учебники и учебные пособия, статьи в научнопопулярных изданиях;

языковые особенности стиля: использование терминологии; употребление слов в основном в прямых значениях; преобладание абстарактной лексики с доминированием сущ-х, в т.ч. отглагольных; редкое использование образных средств (за исключ. науч.-популярного стиля); небольшое число глаголов и прилагат.; усложненность синтаксиса, значительное количество средств связи.

Литературно-художественный стиль обслуживает художественно-эстетическую сферу деятельности человека. Основные функции этого стиля: а) эстетическая, б) воздействующая (влияние с помощью образов на мысли и чувства), в) коммуникативная.

Подстили и жанры:

1) прозаический (эпический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;

2) драматургический: трагедия, драма, комедия, фарс, трагикомедия;

3) поэтический (лирика): песня, ода, баллада, поэма, элегия, стихотворение: сонет, триолет, четверостишие.

Стилеобразующие черты:

1) образное отражение действительности;

2) художественно-образная конкретизация замысла автора (система художественных образов);

3) эмоциональность;

4) экспрессивность, оценочность;

5) индивидуальный стиль, почерк автора;

6) речевая характеристика персонажей (речевые портреты).

Общие языковые особенности литературно-художественного стиля:

1) сочетание языковых средств всех других функциональных стилей;

2) подчинённость использования языковых средств в системе образов и замыслу автора, образной мысли;

3) выполнение языковыми средствами эстетической функции.

Языковые средства художественного стиля:

1. Лексические средства:

1) неприятие шаблонных слов и выражений;

2) широкое использование слов в переносном значении;

3) намеренное столкновение разностильной лексики;

4) использование лексики с двуплановой стилистической окраской;

5) наличие эмоционально-окрашенных слов.

2. Фразеологические средства - разговорного и книжного характера.

3. Словообразовательные средства:

1) использование разнообразных средств и моделей словообразования;

2) окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы: некогдилось, завороть, молоткастый, прозаседавшиеся, прознобь.

4. Морфологические средства:

1) использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;

2) частотность глаголов;

3) пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица;

4) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;

5) формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;

6) широкое употребление прилагательных и наречий.

5. Синтаксические средства:

1) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;

2) широкое использование стилистических фигур.


3. Официально-деловой

подстили: собствнно-канцелярский, законодательный и др.;

сфера использования: законодательство, делопроизводство, админ.-правовая деятельность;

цель : сообщение, информирование, управление;


основные речевые жанры: законы, приказы, постановления, протоколы, акты, справки, заявления и др.;

языковые особенности стиля: использование фраз-клише и штампов, спец. канцелярской лексики; употребление слов только в прямых значениях; использование спец. сокращений и аббревиатур; полное отсутствие эмоц. лексики и образных средств; явное преобладание сущ. над глаг.; усложненноссть синтаксиса, большое количество однород. и обособл. конструкций .

адресат: граждане и организации, вступающие в деловые отношения;

Наши рекомендации