Звук в поэтической речи

Звуки и сочетания звуков могут использоваться в речи для усиления её выразительности. Такое использование фонетических средств в особенности свойственно поэтической речи – в связи с её общими эстетическими целями: воздействовать на читателя и слушателя не только содержательными и образными компонентами поэтического произведения, но и формальной его структурой.

Поэты иногда намеренно сочетают в одной строке, строфе или в целом стихотворении однотипные звуки. Например, при описании шумов, шорохов и т. п. употребляют в близком соседстве слова с шипящими согласными: Лесные гнутся исполины. Тревожно ропщут их вершины. Как совещаясь межсобой (Тютч.); для передачи звука врезающегося в землю заступа используются слова с обилием глухих и свистящих согласных: И заступ скрежещет в песке... (Паст.).

Нередко подбор слов с повторяющимися согласными или гласными служит не для звукоподражания (шуму водопада, шороху листьев и т. п.), а для усиления какой-либо мысли, идеи поэта, прямо не связанной со звуковыми процессами. Обычно для подчёркивания подобной идеи поэт выбирает слова с такими звуками, которые в сознании говорящих связываются с определёнными, хотя и достаточно общими смыслами. Например, звук а часто связывается с большой величиной, открытостью, звук и – напротив, с малой величиной, узостью, р, л – с силой и т. д.

Подбор слов с повторением одного и того же звука или звуков

сходной артикуляции (например, либо губных, либо шипящих, либо сонорных) даёт необходимый эстетический эффект: звучание этих слов усиливает содержательную сторону стиха.

Мыживём,

зажатые

железной клятвой.

(В. В. Маяковский.)

Ворон канул на сосну,

Тронул сонную струну.

(А. А. Б л о к.)

Использование звуковых средств для подчёркивания, усиления передаваемого смысла называется звукописью. Одним из блестящих образцов поэтической звукописи является стихотворение А. С. Пушкина «Обвал». Вот отрывок из этого стихотворения:

Оттоль сорвался раз обвал

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могущий вал

Остановил...

Мастерски владели приёмами звукописи такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак и др.

Упражнение 89. Пользуясь «Орфоэпическим словарём русского языка» (или словарём-справочником «Русское литературное произношение и ударение»), среди перечисленных ниже слов найдите варианты, допускаемые произносительной нормой, и отклонения от норм литературного произношения. Те и другие выпишите в отдельные столбцы, указав рядом с ошибочными правильные формы.

Афёра, б Звук в поэтической речи - student2.ru ло[чн]ая, вз Звук в поэтической речи - student2.ru ла, взя Звук в поэтической речи - student2.ru лись, [жа]лéть, внучок, род Звук в поэтической речи - student2.ru лась, кашлян Звук в поэтической речи - student2.ru л, [шыэЗвук в поэтической речи - student2.ru , константировать, обеспечéние, бо Звук в поэтической речи - student2.ru л[са], ржавéть, стóляр, т Звук в поэтической речи - student2.ru [хы]й, [жыэ]рá, шóфер, современный, по вóлнам, ве [р']х, тубаретка, э [нэ] ргия, посередине, положь, ждáла, [дэ] пó, ходатайствовать, битон, бр Звук в поэтической речи - student2.ru [ж]ет, кулинар Звук в поэтической речи - student2.ru я, конé [чн] о, т [в'э] рже, килóметр, мо [д' Звук в поэтической речи - student2.ru ] ль, кухóнный.

90. Ниже дана транскрипция отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Укажите фонетические черты высокого произносительного стиля. Как те же самые звуки и сочетания звуков произносятся в стилях нейтральном и сниженном?

[ja пáм'атн'ик с'эб' Звук в поэтической речи - student2.ru ваздв' Звук в поэтической речи - student2.ru к н'эрукатвóрныи,

к н'эм Звук в поэтической речи - student2.ru н'э зараст'óт нарóднаиа трапá,

вазн'óсс'а в Звук в поэтической речи - student2.ru шэ он главóиу н'эпакóрнаи

ал'эксандр' Звук в поэтической речи - student2.ru искава сталпа ]

91. В следующих отрывках из стихотворений найдите примеры звукописи. Объясните (устно), какую роль играет повторение одних и тех же или близких звуков и звукосочетаний. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Всё раздр…жительней бурун;

Его шипучая волна

Так тяжела и так плотна,

Как будто в берег б...ёт чугун.

(А.А.Фет.)

2) Полночной порою в болотной тиш...

Чуть слышно, бе...шумно шуршат камыш...

(К. Д. Б а л ь м о н т.)

3)Томит меня немая тишина.

Томит гнезда родного запу...тенье.

(И. А. Б у н и н.)

4) Летучим фосфором валы

Нам осв...щают окна дома.

Я вижу молнии из мглы

И морок мраморного грома.

И возн...кают беги дней,

Существований перемены,

Как брызги беше...ых огней

В водоворотах белой пены.

(А. Белый.)

5)А на пожарище заката,

В далёкой прочерни ве...вей,

Как гулкий колокол набата,

Неистовствовал соловей.

(Б. П а сте р н а к.)

Наши рекомендации