Звук в поэтической речи
Звуки и сочетания звуков могут использоваться в речи для усиления её выразительности. Такое использование фонетических средств в особенности свойственно поэтической речи – в связи с её общими эстетическими целями: воздействовать на читателя и слушателя не только содержательными и образными компонентами поэтического произведения, но и формальной его структурой.
Поэты иногда намеренно сочетают в одной строке, строфе или в целом стихотворении однотипные звуки. Например, при описании шумов, шорохов и т. п. употребляют в близком соседстве слова с шипящими согласными: Лесные гнутся исполины. Тревожно ропщут их вершины. Как совещаясь межсобой (Тютч.); для передачи звука врезающегося в землю заступа используются слова с обилием глухих и свистящих согласных: И заступ скрежещет в песке... (Паст.).
Нередко подбор слов с повторяющимися согласными или гласными служит не для звукоподражания (шуму водопада, шороху листьев и т. п.), а для усиления какой-либо мысли, идеи поэта, прямо не связанной со звуковыми процессами. Обычно для подчёркивания подобной идеи поэт выбирает слова с такими звуками, которые в сознании говорящих связываются с определёнными, хотя и достаточно общими смыслами. Например, звук а часто связывается с большой величиной, открытостью, звук и – напротив, с малой величиной, узостью, р, л – с силой и т. д.
Подбор слов с повторением одного и того же звука или звуков
сходной артикуляции (например, либо губных, либо шипящих, либо сонорных) даёт необходимый эстетический эффект: звучание этих слов усиливает содержательную сторону стиха.
Мыживём,
зажатые
железной клятвой.
(В. В. Маяковский.)
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.
(А. А. Б л о к.)
Использование звуковых средств для подчёркивания, усиления передаваемого смысла называется звукописью. Одним из блестящих образцов поэтической звукописи является стихотворение А. С. Пушкина «Обвал». Вот отрывок из этого стихотворения:
Оттоль сорвался раз обвал
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил...
Мастерски владели приёмами звукописи такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак и др.
Упражнение 89. Пользуясь «Орфоэпическим словарём русского языка» (или словарём-справочником «Русское литературное произношение и ударение»), среди перечисленных ниже слов найдите варианты, допускаемые произносительной нормой, и отклонения от норм литературного произношения. Те и другие выпишите в отдельные столбцы, указав рядом с ошибочными правильные формы.
Афёра, б ло[чн]ая, вз ла, взя лись, [жа]лéть, внучок, род лась, кашлян л, [шыэ]г , константировать, обеспечéние, бо л[са], ржавéть, стóляр, т [хы]й, [жыэ]рá, шóфер, современный, по вóлнам, ве [р']х, тубаретка, э [нэ] ргия, посередине, положь, ждáла, [дэ] пó, ходатайствовать, битон, бр [ж]ет, кулинар я, конé [чн] о, т [в'э] рже, килóметр, мо [д' ] ль, кухóнный.
90. Ниже дана транскрипция отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Укажите фонетические черты высокого произносительного стиля. Как те же самые звуки и сочетания звуков произносятся в стилях нейтральном и сниженном?
[ja пáм'атн'ик с'эб' ваздв' к н'эрукатвóрныи,
к н'эм н'э зараст'óт нарóднаиа трапá,
вазн'óсс'а в шэ он главóиу н'эпакóрнаи
ал'эксандр' искава сталпа ]
91. В следующих отрывках из стихотворений найдите примеры звукописи. Объясните (устно), какую роль играет повторение одних и тех же или близких звуков и звукосочетаний. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Всё раздр…жительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег б...ёт чугун.
(А.А.Фет.)
2) Полночной порою в болотной тиш...
Чуть слышно, бе...шумно шуршат камыш...
(К. Д. Б а л ь м о н т.)
3)Томит меня немая тишина.
Томит гнезда родного запу...тенье.
(И. А. Б у н и н.)
4) Летучим фосфором валы
Нам осв...щают окна дома.
Я вижу молнии из мглы
И морок мраморного грома.
И возн...кают беги дней,
Существований перемены,
Как брызги беше...ых огней
В водоворотах белой пены.
(А. Белый.)
5)А на пожарище заката,
В далёкой прочерни ве...вей,
Как гулкий колокол набата,
Неистовствовал соловей.
(Б. П а сте р н а к.)