Объективные стилеобразующие факторы
Функциональный стиль | Форма общественного сознания | Основная форма речи | Типичный вид речи | Тон речи |
Литературно-разговорный | Обыденное сознание | Устная | Диалог и полилог | Обусловленный ситуативно |
Научный | Научное сознание | Письменная | Монолог | Нейтральный |
Официально-деловой | Правовое сознание | Письменная | Монолог | Нейтральный и императивный |
публицистический | Идеологическое сознание | Письменная и устная | Монолог и диалог | Обусловленный содержательно |
Литературно-художественный | Эстетическое сознание | Письменная | Обусловленный родом и жанром литературы | Обусловленный эстетической задачей |
Церковно-религиозный | Религиозное сознание | Письменная и устная | Монолог | Обусловленный ситуативно |
Задание 2. Как известно, каждый ФС имеет вероятностно-статистические параметры, поэтому, знакомясь со статьей Н.М. Разинкиной (см. дополнительную литературу, 5), попробуйте подсчитать соотношение частей речи, сделав выборку, например, на 100 слов, считая служебные слова.
Задание 3. Ниже приводится фрагмент из книги для учащихся “Азбука общения” Н.Г. Грудцыной (Самара, 1994. - С.30 - 32). Представьте, что Вы автор этой книги и Вам нужно доказать обоснованность включения данного материала в раздел 2 “Текст как речевое произведение”.
“Наше общение осуществляется всегда в различных условиях и зависит от речевой ситуации.
В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи:
– разговорным,
– художественным,
– научно-деловым.
Рассмотрите, перерисуйте в тетрадь схему функциональных стилей. Прокомментируйте её.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
книжные стили разговорный стиль
Научный стиль литературно- официально-деловой публицистический
Художественный
Стиль
Сравните несколько текстов на одну и ту же тему. Определите, к какому стилю относится каждый текст.
ТЕКСТ 1.
Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.
ТЕКСТ 2.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые идут до самого горизонта. Изредка, вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон.
ТЕКСТ 3.
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
ТЕКСТ 4.
Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронесласьсильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигла 30 - 35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов.
ТЕКСТ 5.
Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я, человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал...”
Задание 4. В приведенном ниже тексте проследите, как доминанта ФС организует текст. К какому жанру, ядерному или периферийному, принадлежит этот текст. Свой ответ аргументируйте.
“Риторическая фигура в свете современной лингвистической поэтики, теории литературы, риторики и семиотики предстает как всепроникающий инвариант. Знаменателен вывод Ц. Тодорова о том, что “любое свойство, присущее литературным произведениям, можно встретить и вне этих произведений”(1). Так как лингвистика не всегда фиксирует те области, которые связаны с переносными значениями, организацией художественного текста, отношением носителей языка друг к другу и к собственным высказываниям, закономерно обращение к риторике, которая изначально была представлена комплексной теорией. Ныне риторика рассматривается чрезвычайно широко. Так, исходя из того, что в газетном тексте, журнальной иллюстрации, в тексте автора обнаруживаются одни и те же означаемые, Р.Барт определяет область, общую для коннотативных означающих, как область идеологии, всегда единую для определенного общества на определенном этапе развития. Идеология воплощается с помощью коннотативных означающих, означающие называются коннотаторами, “а совокупность коннотаторов - риторикой: таким образом, риторика - это означающая сторона идеологии”(2).
В “Общей риторике” Ж.Дюбуа и др. “новая риторика” понимается как дисциплина, изучающая специфику языка литературы, поэтика же изучает общие принципы поэзии, в то же время - “самое яркое проявление литературного начала” (3), таким образом, поэтика вычленяется из риторики. Тот факт, что риторика широко оперирует поэтическими текстами, подтверждает распространенное высказывание, что поэтическое - это достояние ритора (4) . “Мы будем называть риторическими лишь те операции, которые направлены на достижение поэтического эффекта”, - утверждают авторы “Общей риторики” (5).
Полисиндетон как “выразительное средство” наиболее полно раскрывается в поэтических текстах. Будучи фигурой открытой, полисиндетон, динамически развертывающийся в ограниченном пространстве поэтического текста, здесь же получает некоторое завершение. Именно эти типы текстов будут основным материалом анализа в нашей статье”.
Фрагмент из статьи К.Э. Штайн. Полисиндетон в поэтическом тексте // Русский текст. № 3. 1995. - С. 16.
Задание 5. Проанализируйте данный текст в аспекте следующих категорий: цепочка хода мысли, тональность текста, оценочность текста, темпоральность, локальность, композиция.
Задание 6. Выполните задания 3 – 6 задания в теме 4 «Основные понятия функциональной стилистики» и задания 1 -3, 5 в теме 7 «Научный стиль» в Практикуме по курсу «Стилистика и литературное редактирование» / под ред. В.И.Максимова. – М., 2004. .
Задание 7. Сделайте полный функционально-стилистический анализ фрагмента научного текста (См. Приложение).
Занятие 5
Официально-деловой стиль.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем особенности реализации коммуникативной модели в сфере официально-делового общения? (Охарактеризуйте все параметры).
2. Какие составляющие информационной программы доминируют в текстах официально-делового стиля и почему?
3. Что является организующей доминантой в сфере деловой речи и какие стилевые черты вытекают из характера этой доминанты?
4. Какие виды официально-деловой речи выделяются? Какие жанры формируют ядро стиля? периферию?
5. В чем заключается специфика языковых средств официально-делового стиля (лексических, морфологических, синтаксических)?
6. В чем заключается функционально-стилевая специфика текстовых категорий в официально деловом стиле?
7. Что такое “канцелярит”? В чем его лексико-фразеологическая и структурно-грамматическая специфика?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. §§ 116 - 118.
2. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. - Свердловск, 1990. - С. 62 - 84.
3. Стилистика и литературное редактирование / под ред. В.И.Максимова. - М., 2004 . С. 82 – 98.
4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М., 2003. С. 273 – 277.
5. Чуковский К.И. Живой как жизнь. (Любое издание). Гл. 6.
Дополнительная:
1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990. Гл. 2. §§ 3 - 7.
2. Культура русской речи / под ред Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. – М., 1998.
3. Романенко А.П. Терминологические проблемы стилистики русских документов // Вопросы стилистики. - Саратов, 1989. - С.158 - 165.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Продумайте и составьте тезисы к началу вводной лекции по предмету, который называется “Русский деловой”. Обоснуйте актуальность появления такой лингвистической дисциплины.
Задание 2. В процессе подготовки к предыдущему занятию Вы знакомились с работой Н.М. Разинкиной “О языковых особенностях текстов нежесткого типа”. Какого типа тексты преобладают в официально-деловом стиле и почему?
Задание 3. В приведенном ниже тексте проследите, как доминанта ФС организует текст. К какому подстилю и речевому жанру принадлежит этот текст?
Титул V
О браке
Глава 1
О качествах и условиях необходимых для заключения брака.
144. Мужчины до достижения полных 19 лет, женщины до достижения полных 15 лет не могут заключать брака.
145. Однако президенту предоставляется , в силу серьезных мотивов, устанавливать изъятия из общего правила о возрасте.
146. Нет брака, если нет согласия.
147. Нельзя заключить второй брак до расторжения первого брака.
148. Женщина может заключить второй брак лишь по истечении 300 дней после расторжения предыдущего брака.
149. Муж может требовать развода по причине прелюбодеяния жены.
150. Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа.
Об отцовской власти
371. Дети, во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.
Задание 4. Выполните задания 1 – 2 в теме 6 «Официально-деловой стиль» в Практикуме по курсу «Стилистика и литературное редактирование» / под ред. В.И.Максимова. – М., 2004. .
Задание 5. Изучите материалы таблицы. Выделите этикетные жанры письма.
Задание 6. Прочитав главу “Канцелярит” в книге “Живой как жизнь”, выделите и запишите причины существования этого явления в речевой практике носителей языка.
Задание 7. Сделайте полный функционально-стилистический анализ текста (См. Приложение).
Занятие 6 - 7