Глагол, причастие деепричастие

1. Образуйте формы прошедшего времени от следующих глаголов:

Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.

??? Каковы нормы употребления этих форм в современном русском литературном языке?

2. Объясните, чем по смыслу или по стилистической окраске различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжетпена (Пушкин) – Ветер бесшумно брызгаетв стекла водяной пылью (М. Горький). 2. Но ползут по кругу стрелки, – время движетсявперед (Маршак) – Каждый раз казалось, что время не двигается(Катаев). 3. Яд каплетсквозь его кору (Пушкин) – Из дедовых глаз капают<...> маленькие ... слезы (М. Горький). 4. Лошадь махаетхвостом (Салтыков-Щедрин) – Она мне тихо машет (Огарев). 5. Струя бежит и плещет(Тютчев) – Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

??? Какие формы настоящего времени признаются нормативными для глаголов кудахтать, полоскать, мурлыкать, махать, тыкать, метать, плескать.

3. Дайте оценку употреблению спрягаемых форм глагола. Отметьте немотивированное использование глаголов настоящего времени в значении прошедшего и наоборот; укажите разнобой временных, видовых, видо-временных форм. Отредактируйте текст.

1. После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря. 2. Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолевали расстояния от 300 до 1500 км. 3. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификаций. 4. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой. 5. Неправильную позицию занимает облбытуправление. Оно не только спокойно отнеслось к нарушениям в работе «Рембыттехники», но и стало устанавливать такие задания, в которым нуждам земледельцев отведена второстепенная роль.

4. Произнесите глаголы в соответствии с нормами литературного языка.

Упр...чивать, удост...ивать, проср...чивать, огор…шивать, обез6...ливать, подзад...ривать, сосредот. ..чивать, обескр...вливать, удв...ивать, усл.. .вливтся, обусл.. .вливать.

5. Раскрывая скобки, выберите одну из форм. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможность вариантов.

1. Какие-то люди (ходили – шли) по аллеям парка. 2. Машины (возили – возят) песок на стройку. 3. Утром врач (приходил – пришел) к больному и сразу же поставил диагноз. 4. Каждый год во время каникул я (ехал – ездил) на курорт и снова (занимался – занялся) любимым делом. 6. Почтальон (приносил – принес) заказное письмо, но не оставил его, так как адресата не было дома. 7. Кто-то неслышно (подходил – подошел) к дому. 8. Опытный шофер превосходно (водит – ведет) машину. 9. Улитка (ползет – ползает) непостижимо медленно. 10. На работу я обычно (еду – езжу) на автобусе. 11. Где ты едешь, там и он (ехал – ездил). 12. Никогда еще наш знаменитый спринтер (не бегал – не бежал) так быстро, как сейчас.

7. Объясните разницу между следующими вариантами.

популиризовать – популяризировать

колонизовать – колонизировать

заведовать – заведывать

исповедовать – исповедывать

адресовать – адресовывать

использовать – использовывать

атаковать – атаковывать

организовать – организовывать

8. В повести Л. Н. Толстого «Юность» встречается употребление деепричастных оборотов, которое не соответствует нормам современного русского литературного языка и связано с влиянием синтаксиса французского языка. Определите, в чем заключается неправильность использования этих оборотов с точки зрения современных норм.

1. Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю. 2. Проснувшись на другой день, первой мыслию моею было приключение с Колпаковым. 3. Второго рода любовь – любовь самоотверженная, заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, не обращая никакого внимания на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету.

9. Исправьте ошибки в образовании и употребле­нии глаголов, причастий, деепричастий. Особое внимание обратите на использование форм вре­мени вида и наклонения.

1. Столыпин значительно расширил учебную программу в уральском войсковом училище. Обучаемые слушали лекции по истории, осваивали военное дело, а после окончания учи­лища... производились в хорунжие. Дети же рядовых казаков, окончив училище, большей частью поступали в атаманскую канцелярию, где производились в урядники. 2. Выйдя из Крон­штадта и высадя первый десант у берегов... полуострова Мо­рей, первая эскадра адмирала Спиридонова совместно с вос­стающими греками овладела городами Мизитра и Аркадия. 3. При неосторожном обращении с огнем, находясь в нетрез­вом состоянии, произошёл пожар. 4. Надо не только изве­щать об успешной работе бригады, но и вскрыть секреты этих достижений, рассказать, как они организовывают свой труд. 5. Лица, пытающиеся ночью пройти к причалу, встретят­ся с фактом негорения фонарей на пути всего следования к причалу. 6. – А муж Полины? – Эта фигура почти неосязаемая. – Где он работает? Мы видим его постоянно няньчающим де­тей, хлопочущим по дому. 7. Специалисты единодушно отме­тили положительные сдвиги в этом прежде отстающем виде спорта. 8. Отдельные предприятия, в прошлом пользующие­ся большой популярностью, в настоящее время ухудшили ра­боту. 9. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше на­мечаемых планом сроков. 10. В замысле художника сказа­лось то значение, которое он придавал делу декабристов, уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть в лицо первых героев освободительного дви­жения в России... 11. Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути к линии железной дороги, будут отме­чены премией. 12. На фабрике есть немало работников, охотно занимавшихся бы аэробикой в группе здоровья.

10. Исправьте ошибки.

1. Разгрузивши машины, они не сразу разошлись по домам. 2. Среди молодежи можно найти немало юношей и девушек, пожелавших бы принять участие в этом конкурсе. 3. Решение, поддержавшего бы этот почин, так и не было принято. 4. Такие знатоки нередко высказывают «свое собственное мнение», даже не видя кинокартины, не прочитав книги. 5. Прождя часа два и так и не надеясь больше на появление судей, участники этих, могших бы быть интересными соревнований, разошлись по домам. 6. Лидировав на протяжении всего сезона, группа все же уступила первенство. 7. Наблюдая эту особенность в течение долгого времени, можно сделать следующий вывод … 8. Заметив быстро бегущего из магазина человека, не следует думать, что он обязательно сделал что-то плохое.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ

1. Составьте предложения с синонимичными предлогами.

вследствие – из–за

ввиду – в силу – в связи – по причине – благодаря

о – про – насчет — относительно

вопреки – невзирая на

несмотря на – хотя

2. Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.

Ждать (автобус – автобуса; встречу – встречи; решение – решения), искать (поддержку – поддержки; славу – славя), держать (слово – слова; прощение – вощения; помощь – помощи), бояться (бабушку – бабушки), стесняться (сестру – сестры).

3. Составьте предложно–падежные словосочетания со следующими словами.

Воплощение, претворение, идентичный, сходный, обидеться, обижен, обрадоваться, обрадован, обращать внимание, уделять внимание, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, отзыв, рецензия, потерпеть, проиграть, превосходство, преимущество, предостеречь, предупредить, препятствовать, тормозить, различать, отличать, рассердиться, рассержен, уверенность, вера, удивляться, удивлен, уплатить, оплатить.

4. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно организуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечный результат. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

5. .Объясните смысловые и стилистические расхождения следующих вариантов.

У дома – при доме – около дома – возле дома – вблизи дома, гулятьв лесу – гулять по лесу, ездить в городе – ездить по городам, идти по берегу – идти вдоль берега, глядеть в небо – глядеть на небо, картины развешены на стенах – картины развешены по стенам, туман поднимается от земли – туман поднимается с земли, спускаться по лестнице – спускаться с лестницы, холодно во дворе – холодно на дворе, эта роль для меня – эта роль по мне, стал болеть к старости – стал болеть под старость, по окончании спектакля – после окончания спектакля, с помощью – при помощи.

6. Укажите ошибки в употреблении предлогов. Исправьте предложения.

1. Требуются водители для перегона автомашин из г. Гороховец до г. Тамбова с последующей работой в автобазе. 2. Бла­годаря своевременного вмешательства специалистов поло­жение в ферме было выправлено. 3. Представить Сергее­вой внеочередной неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 4. После прохождения срока службы он вернулся с Западной Белоруссии в родной город. 5. Комиссия устано­вила, что в цеху мало что делается по предупреждению бра­ка. 6. В группах проводятся диспуты по искусству, по прочи­танным книгам. 7. Главный агроном предупрежден об ответ­ственности по контролю и организации работ на отделениях. 8. На стальцехе работает всего пятнадцать человек. 9. На профкоме обсуждался план работы. 10. Под загрузку и от­правку картофеля выделено дополнительно восемь вагонов. 11. Большие запасы рыбы находятся в многочисленных от­мелях и банках, а также прибрежных мелководных районах. 12. Компьютеры стали активно использоваться более чем в двадцати отделах отрасли. 13. За этот день конкурса первен­ствовали новгородцы. 14. Уровень технологии был резко под­нят за счёт механизации.

7. Составьте предложения с указанными парами предлогов, имея в виду различия в их значении.

ПОСЛЕ - С

При указании времени предлоги синонимичны, но различаются оттенками значения: Положение изменилось после рождения ребенка - Положение изменилось с рождением ребенка. Первое сочетание может указывать на более отдаленные последствия, второе – на непосредственные последствия.

ДО – ПЕРЕД

При указании на предшествование одного события, явления другому предлоги синонимичны, но различаются оттенками значения: до – выражает общее значение предшествования; перед – непосредственное предшествование. Ср.: Он переехал в Москву до поступления в университет – Он переехал в Москву перед поступлением в университет.

ВВИДУ – ВСЛЕДСТВИЕ

При выражении причинных отношений предлоги синонимичны, но ввиду чаще указывает на причину предстоящего события, а вследствие – на причину совершившегося события: Ввиду скорого отъезда – Вследствие произошедших событий.

Наши рекомендации