Заимствованные слова и их употребление
I. Словарный состав русского языка состоит из различных лексических пластов (групп слов). Это словарное богатство сложилось в результате исторического развития русского языка. Основную часть лексики русского языка составляют исконно русские слова, например: рожь, корова, снег, ветер, город, деревня, молотьба, молодой, хороший и др. Многие из них существуют в русском языке уже столетия, от многих образовались производные слова, например: лес — лесной, лесник, лесничий, лесистый, перелесок; дело — делать, дельный, деловой, поддельный и др.
Кроме исконной лексики, в словарный состав русского языка входит большое количество слов, заимствованных из других языков, славянских и неславянских.
Среди заимствований из славянских языков особую роль играют старославянизмы — слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (X—XI вв.) памятников славянской письменности.
Старославянский язык (по происхождению древнебол-гарский) получил широкое распространение в Древней Руси, так как был в значительной степени понятен русским людям и усвоение его не представляло для них больших трудностей. Он способствовал обогащению словарного состава русского языка. Так, например, из старославянского вошли в русский язык слова с неполногласными сочетаниями: сладкий (русск. — солод), враг (русск. — ворог),
плен (русск. — полон) и др.; слова, где имеется чередование д с жд или тещ: ведать — невежда (русск.— невежа, чередование д с ж), возвратить — возвращу (русск. — воротить — ворочу, чередование т с ч).
Из старославянского языка пришли в русский некоторые приставки и суффиксы, например: пре-, чрез-, из-, низ-превосходный, чрезвычайный, низвергать, изгнать); -ущ-, -ющ-, -ащ-9 -ящ- (могущий, поющий, лежащий, кипящий); -знь, -ын- (в отвлечённых словах), -тв(а), -cmeuj-, -чий, -тай (жизнь, гордыня, битва, бедствие, кормчий, глашатай).
Старославянские корни, а также приставки, суффиксы настолько широко проникли в русский язык, что с их помощью создавались и создаются новые слова, например: прохладительный (напиток), здравоохранение, дрейфующая (станция), самолётовождение и т. д.
Часть старославянизмов не имеет внешних отличительных признаков, фонетических или словообразовательных. Это, например, такие слова, как истина, клевета, порок, творец и др.
Судьба старославянских слов в русском языке была различна.
Одни старославянизмы вытеснили однокоренные русские слова и поэтому свободно употребляются в различных стилях современного русского литературного языка, например: сладкий, влажный, охрана, враг, храбрый, жажда и др. Некоторые слова из этой группы встречаются преимущественно в книжной речи, например: благо, бремя.
Другую группу старославянизмов составляют слова, разошедшиеся по своему лексическому значению с исконно русскими словами, например: невежда (необразованный человек) — невежа (невежливый человек), гражданин (лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства) — горожанин (житель города), прах (тело человека после смерти, останки) — порох (взрывчатое вещество). Часть таких славянизмов также свойственна книжной речи, например: чуждый (ср. чужой), совратить (ср. своротить), влачить (ср. волочить), прах и др.
Наконец, значительная часть старославянизмов была вытеснена из русского языка исконно русскими словами, например: глас (голос), злато (золото), брада (борода),
древо (дерево), чрево (живот), нощь (ночь) и др. Употребление таких слов в современном русском языке всегда обусловлено стилистическими целями. Эти старославянизмы (их часто называют стилистическими) используются главным образом в поэзии для создания взволнованной, торжественной речи, но могут служить и для выражения иронии, например: 1) Звени, звени, златая Русь, волнуйся, неуёмный ветер. (Ее); 2) У вратпохоронного бюро «Нимфа» Ипполита Матвеевича снова попридержали. (И. и П.)
II. В словарном составе современного русского литературного языка имеется довольно большое количество слов иноязычных, т. е. пришедших из других языков. Появление иноязычных слов в словарном составе русского языка — результат многообразных связей русского народа с различными народами Запада и Востока.
Иноязычные слова входят в язык прежде всего вместе с проникновением новых предметов, понятий, например: глобус^ цирк (из латинского), бутерброд, верстак (из немецкого), авангард, режиссёр (из французского), митинг, матч, шоу, компьютер (из английского)»
Другой причиной заимствования является стремление говорящих к уточнению и разграничению смысловых оттенков при помощи исконного и заимствованного слов. Ср., например, широкое значение русского слова вывоз (всякая доставка, отправление, перевозка) и более узкое, специальное значение заимствованного из английского языка слова экспорт (вывоз товаров за границу). Ср. также широкое значение слова сообщение (любой рассказ, уведомление, извещение) и более узкое значение заимствованного из французского языка слова коммюнике (официальное извещение о каких-либо переговорах).
Наконец, слова могут заимствоваться для более ёмкого, краткого называния того, что в нашем языке обозначается не одним словом, а словосочетанием, описательным оборотом, например: кросс (бег по пересечённой местности), снайпер (меткий стрелок) и т. д.
Ошибки, возникающие при употреблении иноязычных слов, обычно связаны с непониманием говорящим их значения, например: При окончании средней школы у многих
возникают разные дилеммы(дилемма обозначает «положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен», это слово использовано неуместно; следовало сказать разные вопросы, проблемы).
Многие из иноязычных слов употребляются в книжных стилях, поэтому при использовании иноязычного слова необходимо учитывать особенности контекста. Например, неудачно выбран глагол констатировал в следующем предложении: Он с грустью констатировал:здоровье сдаёт (констатировать употребляется преимущественно в официально-деловом стиле; в данном предложении, относящемся к разговорному стилю, уместнее было бы употребить глагол заметил или отметил).
61. Найдите старославянизмы и укажите к каждому из них одно-
коренное русское слово.
1) ...Раздался звучный глас Петра. 2) И он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой. 3) ...Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4) Тих полёт полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья. (А. Пушкин)
62. Прочитайте. Укажите старославянизмы и определите их сти
листическую роль.
1) И прогремела грозным гласом в годину битвы наша сталь. (Твард.) 2) Прости, родная пуща, прости, златой родник. Плывут и рвутся тучи о солнечный сошник. (Ее.) 3) Сумерки, сумерки вешние, хладные волны у ног, в сердце — надежды нездешние, волны бегут на песок. (А. Б.) 4) Ветр налетит, завоет снег, и в памяти на миг возникнет тот край, тот отдалённый брег. (А. Б.) 5) С венком из молний белых чёрт летел, крутя власы бородки. (В. Хлебников)
63. Спишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках;
старославянизмы подчеркните. С полученными сочетаниями со
ставьте шесть предложений.
1) Заводские ..., надёжные ... наших рубежей (страж, сторож). 2) ... курс истории, ... пиджак (краткий, короткий). 3) ... дети, ... суждения (здравый, здоровый).
4) Идущий впереди, или ..., дозор; жить на ... улице горо
да (главный, головной). 5) ... каменные глыбы, ... турбину
(вращать, ворочать). 6) ... вещи, ... нравы (чуждый, чу
жой).
64. Используя школьные словари иностранных слов, подберите к
выделенным словам русские слова — описательные обороты или
синонимы. Иноязычные и русские синонимы запишите попарно.
В чём между ними разница: в лексическом значении или в стили
стической принадлежности?
1) Актуальныезадачи. 2) Идти в авангардеотряда. 3) Выполнить директиву.4) Работать с энтузиазмом.
5) Интенсификациясельского хозяйства и промышлен
ности.
65. Объясните значение следующих заимствованных слов. Со
ставьте с ними предложения.
Ксерокс, грант, кейс, мэр, легионер, нотация, спикер, хакер.
66. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу.
Из биографии слов
Латинский корень -май----------- «рука» — лежит в основе
многих слов: маникюр (буквально «забота о руках»), манера (буквально «ловкая рука»), манипуляция («сложный приём в работе ручным способом»;«действие, требующее ловкости рук»), манускрипт («древняя рукопись на папирусе, пергаменте»; буквально «написано рукой»), мандат (буквально «данный в руки, вручённый»), мануфактура (одно из значений — «форма производства, в основе которого лежит ручной труд»).
67. Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение слов. Подчеркните слова, в основе которых лежит корень -май- (рука). В случае затруднения используйте «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В. В. Иванова.
М..неж, м..некен, монархия, монополия, манифест, м..ндарин, м..нишка, м..нокль, монолитный, монография, монумент, м..нтаж, монополист, м..нкировать, м..нсарда, м..нокультура, м..норельсовая дорога, м..ньяк, манипулятор, пом..нить рукой.
68. Спишите, вставляя вместо точек нужные слова, данные в
скобках.
1) Были выявлены некоторые ... в работе турбюро. Тех
ник долго не мог обнаружить ... мотора, (недостатки, де
фекты) 2) Специальные устройства служат для уменьше
ния ... корпуса корабля. ... рук после контузии мешало
столяру работать, (вибрация, дрожание) 3) Серьёзный по
граничный ... обострил отношения между двумя соседни
ми государствами. В нашем классе на днях произошёл за
бавный .... (случай, инцидент) 4) К. Д. Ушинский — зна
менитый русский .... В школу приехал новый ... истории.
(педагог, преподаватель) 5) Лаборант провёл ... крови.
При фонетическом ... слов ученик не сделал ни одной
ошибки, (анализ, разбор) 6) Решая алгебраические задачи,
мы использовали приём .... Дочь имела болыы................ с мате
рью. (аналогия, сходство)
69. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреб
лении иноязычных слов. Внесите необходимые исправления.
1) Ничто не может вывести Обломова из его баланса. 2) Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно возникают диспуты. 3) В композиции романа важную роль играет пейзаж местности. 4) На классном форуме были обсуждены неотложные вопросы успеваемости и дисциплины. 5) Писатель продемонстрировал подлинную сущность «кровопийцы» Иудушки. 6) В поэме отчётливо виден весь антагонизм противоречий между помещиками и простым народом. 7) Постановка пьесы на сцене была большим прогрессивным шагом вперёд в развитии нашей драматургии. 8) Монолог Сатина — это хвалебный дифирамб Человеку.
§ 11. УПОТРЕБЛЕНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ И НЕОЛОГИЗМОВ
В словарном запасе языка непосредственно отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, культуре, науке, производстве. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке (неологизмы).
I. Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.
Историзмы — это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие в наше время предметы и понятия (названия, принадлежащие к социально-экономическим отношениям прошлого, предметам быта, орудиям труда и т. д.), например: боярин (высший жалованный сан Московской Руси), камзол (короткая мужская одежда), соха (сельскохозяйственное орудие), аршин (мера длины, равная 0,71 м), алтын (монета достоинством в три копейки) и т. д. В современном русском языке синонимов к историзмам нет.
Историзмы употребляются в различных стилях (чаще всего в научном) для обозначения понятий определённой эпохи, например: 1) Стрельцы набирались из широких слоев населения, селились слободами. (Э. С); 2) Вдали, у Никольских ворот, виднелась — трубой — соболья шапка боярина,меховые колпаки дьяков,тёмные кафтанывыборных лучших людей. (А. Н. Т.)
Архаизмы (от греч. arhaios — древний) — это устаревшие синонимы современных слов, например: длань (рука), ланиты (щёки), чело (лоб), выя (шея), перси (грудь), паче (больше), зело (очень), вельмй (весьма), тать (вор, грабитель) и др. Таким образом, архаизмы в отличие от историзмов называют понятия и сейчас существующие, но обозначаемые другими, современными словами.
Архаизмы используются прежде всего в художественной литературе для создания убедительных картин исторической эпохи, для достоверности в передаче особенностей речи персонажей произведений, посвященных истории Отечества, например: Царь [Пётр /]... погнал в Москву нарочного с письмом к Ромодановскому: «...в чём держишь наших товарищей, Федосея Скляева и других? Зеломне печально. Я ждал пачевсех Скляева...» (А. Н. Т.)
Архаизмы могут также придавать речи торжественный характер, например:
...Восстань, пророк, и еиждь,и внемли,Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголомжги сердца людей... (П.)
Нередко архаизмы употребляются и как средство иронии, насмешки, шутки, например: 1) Велемудрый секретарь! Поздравляю твою лучезарную особу и чадтвоих с Новым годом. (Ч.);2) Тернии славы впились в благородные лбы путников. Их грубо вытащили из машины и принялись качать. (И. и П.)
При описании явлений прошлого важно отдавать себе ясный отчёт в значении употребляемого устаревшего слова, чтобы не сделать ошибки. Например, грубое искажение смысла допущено в следующем предложении: Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными(следовало сказать с дворовыми, т. е. с крепостными слугами, взятыми на барский двор; слово же придворные имеет значение «лица, приближённые к монарху, составляющие его ближайшее окружение»).
И. Неологизмы (от греч. neos — новый) — новые слова, возникающие в языке. Неологизмы служат для обозначения тех новых понятий, которые появляются в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники и т. д., например: прилунение, луноход, видеотелефон, дельтаплан, аэробус и т. п. По мере распространения обозначаемых ими явлений или предметов новые слова могут прочно войти во всеобщее употребление и потерять оттенок новизны. Таковы, например, широкоупотребительные сейчас слова компьютер, магнитофон, космонавт, атомоход, тренажёр и др., которые совсем недавно были неологизмами.
Новые слова — неологизмы — могут намеренно создаваться авторами в различных стилистических целях, для большей выразительности речи, например:
Граждане,
у меня
огромная радость. Разулыбыпе
сочувственные лица.
(В. Маяковский)
Такие неологизмы называются индивидуально-авторскими.
Как правило, подобные неологизмы остаются лишь в пределах данного произведения, являясь индивидуальной
особенностью стиля автора. Однако в отдельных случаях они могут войти и в общий словарный состав литературного языка. Таков, например, неологизм Маяковского прозаседавшиеся (люди, тратящие много времени на ненужные заседания).
70. Прочитайте. Укажите устаревшие слова и отметьте их стили
стическую роль. Определите, к какому стилю относятся тексты,
данные в п. II. Спишите, расставляя недостающие знаки препи
нания.
I. 1) Пусть небо зажжётся денницей! (А. Б.) 2) С простёртой дланью вдохновенно Полонский здесь читал стихи. (А. Б.) 3) Принимаю пустынные веси и колодцы земных городов! (А. Б.) 4) Но и под игом тёмных чар ланиты красил ей загар. (А. Б.) 5) В руках — краюха хлеба, уста — вишнёвый сок. (Ее.) 6) Квохчут куры беспокойные над оглоблями сохи. (А. Б.) 7) Есть люди (в последнее время их даже много развелось), которые мёртвыми дланями стучат в мёртвые перси и зияющими впадинами вместо глаз выглядывают окрест: кто не стучит в перси?.. (С.-Щ.)
П. 1) Не одни только дружинники князя Александра Невского но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами побили их в сече столь жестокой «что льда на озере стало не видно всё покрылось кровью». (А. Н. Т.) 2) Постель имела беспорядочный вид и свидетельствовала о том что хозяин проводил на ней самые беспокойные часы своей жизни. И давно вы живёте таким анахоретом спросил Остап. (И. и П.)
71. Прочитайте, расскажите о происхождении выделенных слов.
Подберите к ним однокоренные, с двумя из них составьте предло
жения. Используя «Краткий этимологический словарь русского
языка» Н. Шанского, В. Иванова, Т. Шанской или любой другой
этимологический словарь, на примере 3—4 слов докажите право
мерность высказывания о том, что орфография слова есть его био
графия.
Из биографии слов
а) Обаяние — исходное от древнерусского баять (говорить). Первоначально слово означало «околдовать словами». От баять — байка, краснобай, басня (ба ~сн~Яу как
пе-сн-я; первоначально басня — сказка, рассказ), а также баю — баюшки, баюкать;
б) обоняние — заимствовано из старославянского —
об + воняти (пахнуть) — от слова воня (не вонь\) — запах
вообще; ср.: благовоние, зловоние; ср. смрад — вонь);
в) разить — от общеславянского разъ (удар), разити
(ударять, бить); поразить — нанести удар;
г) наваждение — непонятное явление, обман чувств —
от на + вадити (наущать, наговаривать, внушать), 1-е л. —
важу; в говорах — вадитъ (наговаривать, клеветать на ко
го-либо).
72. Подготовьте сообщение на тему «Употребление историзмов и архаизмов в произведениях А. С. Пушкина».
73. Прочитайте. Укажите новые слова, появившиеся в нашем языке в связи с развитием науки и техники, и индивидуально-авторские неологизмы.
1) У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее. (Ч.)
2) Пылают горы-горны, и море синеблузится. (Маяк.)
3) Важным этапом в развитии телевизионной техники явилось создание системы космовидения. (Газ.) 4) Из вашей пьесопекарни выйдет большой толк. (Ч.) 5) Отряд звездолётчиков, уже побывавших в космосе, постоянно растёт. (Газ.) 6) Красочные, ярко освещенные витрины экспо-центра привлекают внимание множества москвичей и гостей столицы. (Газ.) 7) Средства, полученные от спонсоров, будут использованы для развития массового спорта. (Газ.)
74. Запишите 6—7 новых слов, появившихся в языке недавно. Покажите, что русский язык — явление развивающееся.
75. Спишите, заменяя неудачно использованные устаревшие и современные слова, а также слова, которые образованы неправильно.
1) Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками. 2) На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб. 3) Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, До-лохов и другие товарищи. 4) Помещики заставляли дворовых работать и по выходным дням. 5) Митрофан — чело-
век неразвитой, настоящий тупяк. 6) Покупки Чичикова доставили чиновникам большие неприятства. 7) Индивидуалисты, самолюбивцы осуждаются М. Горьким в легенде о Ларре. 8) На голове у Ильи Муромца стальной шлем, на груди — железная кольчуга, на руках — варежки.
§ 12. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, например: работать засучив рукава (работать усердно), броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно), прийти в замешательство (смутиться).
В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее (целостное) значение такого оборота не вытекает из значений составляющих его элементов, например: заморить червячка (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить — голодом довести до смерти и слова червячок — маленький червяк). Ср. также: приказать долго жить (умереть), собаку съесть в чём-либо (быть большим знатоком, умельцем), попасть впросак (оказаться в неприятном положении), притча во языцех (предмет общих пересудов). В последних двух примерах в состав фразеологического оборота входит не употребляемое в настоящее время слово просак (старинный канатный станок) и прежняя форма предложного падежа множественного числа слова язык (в устаревшем значении «народ, народность»).
Другую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу — уединиться (здесь отчётливо видно переносное значение этого сочетания, в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу); подливать масло в огонь (усиливать, разжигать чьи-либо чувства, переживания; образное значение здесь ясно ощущается: если в огонь лить масло, то он будет ещё сильнее).
Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово закадычный употребляется только со словами друг, приятель), расквасить нос (слово расквасить употребляется со словами нос, лицо, губа), плакать навзрыд (слово навзрыд употребляется со словом плакать).
Фразеологические обороты различны и по своему происхождению. В частности, много фразеологических оборотов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий. Например, фразеологические обороты попасть в тон (сказать или сделать что-либо подходящее к уже сказанному, сделанному), играть первую скрипку (быть руководителем чего-либо) пришли из речи музыкантов; разделать под орех (сильно бранить кого-либо, одержать полную победу), без сучка, без задоринки (без помех, очень гладко) — из речи столяров; овчинка выделки не стоит — из речи скорняков.
В основе некоторых фразеологических оборотов лежат:
— факты русской истории, например: отложить дело в долгий ящик (отложить исполнение какого-либо дела на долгое время)1, кричать (орать) во всю ивановскую (кричать очень громко)2 и т. д.;
— легенды и факты античной истории, например: со щитом или на щите (победить или умереть)3, прокрустово ложе (стеснённые условия для чего-либо)4, вычистить авгиевы конюшни (навести порядок в каком-нибудь очень запутанном деле)5, лебединая песня (последнее проявление
1 Предполагают, что в основе лежит следующий факт: у царя Алексея
Михайловича (XVII в.) в с. Коломенском под Москвой был сделан в столбе
длинный ящик, куда клали жалобы, но они из-за волокиты долго не рас
сматривались.
2 Предполагают, что в основе этого фразеологизма лежит громкое чте
ние царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле.
3 По свидетельству древнеримского историка Плутарха, эти слова
сказала одна из женщин Спарты, вручая щит сыну, отправлявшемуся на
войну.
4 Согласно легенде, сын Нептуна, прозванный Прокрустом, ловил
прохожих и клал их на ложе, вытягивая тех, кто был короче ложа, и об
рубая ноги тем, у кого они были длиннее ложа.
5 Согласно легенде, Геркулес, подведя реку, за одну ночь вычистил
конюшни царя Авгия, не убиравшиеся до тех пор 30 лет.
таланта)1 и др. Часть фразеологических оборотов пришла к нам из Библии, например: беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо охранять), вавилонское столпотворение (беспорядок, суматоха)2 и др.
К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие (крылатые) выражения писателей, учёных, общественных деятелей, например: Без труда не вынуть и рыбку из пруда. (Поел.); Не в коня корм. (Пог.); А ларчик просто открывался. (Кр.); Свежо предание, а верится с трудом. (Гр.); Что день грядущий мне готовит? (П.)
Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в художественной речи, например: Часовые на постах мокнут одиноко. Зги не видно.Ночь вокруг. (Твард.); До чего чудесный народ: талантливый, золотые руки.(Пауст.)
Значительная часть фразеологизмов относится к разговорному стилю, имеет ярко выраженную экспрессивную окраску, например: дать стрекача (убежать), вывести на чистую воду (разоблачить), стреляный воробей (бывалый человек), прикусить язык (замолчать).
Однако многие фразеологизмы свойственны книжным стилям. Некоторые из них могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, например: боевое крещение (первое участие в бою), краеугольный камень (основа), отдать последний долг (проститься). Другие же употребляющиеся в книжных стилях фразеологические обороты имеют иронический, шутливый характер, например: курить фимиам (льстиво восхвалять).
Фразеологические обороты являются устойчивыми сочетаниями слов, поэтому произвольное изменение их состава, замена одних слов другими нарушают целостность фразеологизмов, приводят к речевым ошибкам, например: «отложить дело в длинный ящик» (следует в долгий ящик), «уморить червячка» (надо заморить червячка), «жизнь
1 По словам древнего баснописца Эзопа, лебеди перед смертью поют.
2 Библейский миф гласит, что жители Древнего Вавилона захо
тели построить башню (столп) до неба; разгневанный бог смешал их
языки, люди перестали понимать друг друга и не могли продолжать
стройку.
бьёт горячим ключом» (слово горячим лишнее; устойчивое сочетание бить ключом означает «бурно, интенсивно проявляться»).
В художественной речи и публицистике авторы намеренно обновляют состав фразеологического оборота с целью усиления его выразительности, внесения во фразеологизм дополнительных экспрессивных оттенков (шутки, иронии и т. д.), например: Солнце блестит во всю ивановскуюи берёзы распустились. (Ч.) (ср.: кричать во всю ивановскую); Большая и тяжёлая гора свалилась с плеч.(Газ.) (ср.: гора свалилась с плеч).
76. Прочитайте. Укажите значение фразеологических оборотов.
В каких из них общее значение фразеологизма не мотивировано
значением отдельных слов, входящих в его состав, в каких моти
вировано?
Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, кануть в Лёту, претворять в жизнь, медвежья услуга, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, сломя голову, ахиллесова пята, держать порох сухим, подложить свинью.
77. Спишите. Подчеркните фразеологические обороты, объясни
те их значение.
1) Падать духом в такое время было едва(ли) н.. преступлением. (Тын.) 2) Оставшийся овёс хр..нили к началу весенних работ как зеницу ока. (Шол.) 3) Главную роль играл талантливый молодой кр..савец Курский, для которого она стала л..бединой песнью. (Щ.-К.) 4) Анна Акимовна всегда боялась, что(б) н.. подумали про неё, что она гордая, выск..чка или ворона в павлиньих перьях. (Ч.) 5) Копей-кин мой, можете вообразить себе, и в ус н.. дует. (Г.) 6) Гордиев узел какой(то) зат..нулся. (Т.) 7) (В)течени.. всей дороги Касьян сохранял упорное молчание и на все мои вопросы отвечал (не)хотя. (Т.)
78. Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.
1) Играть ..., иметь ... (значение, роль). 2) Уделять ..., придавать... (значение, внимание). 3) Потерпеть ..., одержать ... (победа, поражение). 4) Произвести ..., оказать ... (влияние, впечатление). 5) Навести ..., привести... (доказательства, справки). 6) Завоевать ..., занять ... (пер-
вое место, первенство). 7) Утвердить ..., сохранить ... (приоритет, преимущество).
79. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреб
лении устойчивых оборотов. Спишите, исправляя эти ошибки.
1) Правда, заключённая в стихах поэта, бьёт в лицо. 2) Уже ранние романтические произведения писателя оказали неизгладимое впечатление на современников. 3) У Плюшкина крестьяне помирают, как мухи. 4) Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 5) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения. 6) Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом. 7) Фамусов не любит долго заниматься делами, у него заведён такой обычай: «Подписано, так и с плеч долой». 8) По словам Чацкого, «дым отечества всем сладок и приятен».
80. Спишите, выбирая нужное слово или фразеологический
оборот.
Город Нижний Новгород — это (действительный, подлинный) волжск.. (столица, главный город). Он(а) поднимается там, где (объединяются, сливаются) воды Волги и Оки. Не случайно символ (её, его) — стройный, (вскинувший, поднявший) рога олень. Кажется, будто сам город легко (взлетел, взбежал) на кручи и (сделал остановку, остановился) там, (оглядываясь, рассматривая) с высоты кремлёвских башен заречные дали.
Нижегородский кремль радовал глаз ещё тогда, когда по реке (неторопливо, черепашьим шагом, медленно) (двигались, скользили) парусные суда. Теперь нижегородцы (позаботились, проявили заботу) о том, чтобы одна из мощнейших (цитаделей, крепостей) Московского государства выглядела ещё величественнее. Вид (древних, старинных) стен (очень внушителен, производит большое впечатление), думается, что они готовы выдержать (любой, всякий) приступ, кроме туристского.
Выйдя из кремля на откос, откуда открывается (вид, панорама) Волги и Оки, можно по-настоящему почувствовать, в чём (состоит, заключается) (оригинальность, своеобразие) города.
81. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Составьте с
выделенным фразеологизмом предложение, запишите его.
Из биографии фразеологизмов
Многие фразеологизмы родились в художественной литературе, библейских сказаниях, мифологии и уже потом пришли в наш язык. Их называют крылатыми словами (крылатыми выражениями) или афоризмами. Сам термин «крылатые слова» восходит к Гомеру.
Яблоко раздора — иносказательно — причина, объект спора, ссоры. Выражение связано с древнегреческим мифом о богине раздора Эриде. За то, что её не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «прелестнейшей». Из-за обладания яблоком возник спор богинь Геры, Афины и Афродиты, каждая из которых считала себя самой красивой. Богини обратились к суду троянского царевича Париса, который отдал яблоко Афродите, обещавшей ему любовь самой прекрасной женщины на земле. Богиня помогла Парису похитить жену спартанского царя Менелая, красавицу Елену. Это похищение явилось причиной Троянской войны.
§ 13. ФИГУРЫ РЕЧИ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Выразительность, образность придают речи не только лексические, но и грамматические средства, а также приёмы их использования. Важное место среди них занимают фигуры (лат. figura — образ, вид).
Фигуры — это формы речи, усиливающие её воздействие благодаря определённым лексическим средствам и синтаксическим построениям. К фигурам относятся антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, инверсия, многосою-зие и бессоюзие и др.
Антитеза (от греч. antithesis — противопоставление, противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами, например:
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт... (П.)
Оксюморон(от греч. oxymoron — остроумно-глупое) — соединение противоположных по смыслу слов, например:
...Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой,ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (П.)
Градация(от лат. gradatio — постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости, например: При одном предположении подобного случая вы должны были... испустить ручьи... реки, озёра, океаны слёз!(Дост.)
Параллелизм(греч. parallelos — идущий рядом) — фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей, например:
Там — солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь— и гром, и молния, и слёзы. (А. Фет)
Параллелизм — одна из наиболее характерных черт поэтической речи. Сходство в построении предложений подчёркивает связь образов. Разновидностями параллелизма являются анафора и эпифора.
Анафора(от греч. anaphora — вынесение вверх, повторение), или единоначатие, — повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте, например:
Клянусь я первым днём творенья, Клянусьего последним днём, Клянусьпозором преступленья И верной правды торжеством... (Л.)
Эпифора(от греч. epiphora — концовка) — фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста. Ср.: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник.Почему именно титулярный советник!(Г.)
Инверсия(от лат. inversio — перестановка) — расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи, ср.: Кто сомневается в праве и долге пашемдумать об устроении будущей России? ...Время придёт — и будет Россия новая.(Шм.)
Бессоюзиеи многосоюзие— фигуры речи, основанные на намеренном пропуске или, напротив, повторении союзов. В первом случае речь становится лаконичной и динамичной, например:
Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (П.)
Во втором случае — при многосоюзии — речь, напротив, замедляется, повышается смысловая значимость перечисляемых элементов, например: Вот уже имостовая кончилась, ишлагбаум, иничего нет, иопять в дороге. (Г.)
Различные фигуры речи могут сочетаться в одном тексте и взаимодействовать с тропами, они позволяют глубже понять смысл произведения, увидеть изображаемое многоплановым.
82. Прочитайте. Найдите фигуры речи и определите их тип. 1) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (П.)
3) Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли — эти слёзы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна...
Это всё — весна. (А. Фет) 4) Тишина стоит из века в век — синяя, громовая, густая. (Ю. Кузнецов) 5) Не отведав горького, не узнаешь сладкого. (Поел.) 6) «Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, липа вековая?» И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? (Аст.) 7) Забывается быстро плохое, а хорошее долго живёт. (К. Ваншенкин) 8) Горячий снег. (Ю. Бондарев)
83. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Ночь». Какие выра
зительные средства в нём используются? Как они связаны друг с
другом? Какую роль в построении текста играют фигуры?
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.